372. Литейный арочный мост в Петербурге
372. Литейный арочный мост в Петербурге
Петербург того времени по всему течению Невы — от устья и вплоть до Охты — стал планомерно застраиваться большими мостами. Первым в этой группе оказался. Литейный мост (рис. 372), представлявший крупнейшее сооружение, которое повторяло в железе формы чугунного моста Кербедза, хотя и не с таким успехом, так как в архитектурном отношении оно гораздо слабее первого.

373. Кировский консольно-арочный мост в Петербурге системы Батиньоль
373. Кировский консольно-арочный мост в Петербурге системы Батиньоль
Проекты остальных мостов создавались в порядке объявления конкурсов. На всемирном конкурсе удостоен первой премии проект консольно-арочного Троицкого моста (рис. 373). Близ Летнего сада Нева очень широка, и потому мост получился большой длины. Связав центр города с Петербургской стороной, он очень способствовал развитию последней. Конструкция моста была вполне на высоте технических требований того времени, но оформление его выполнено в упадочном стиле модерн.

374. Охтенский мост в Петербурге, две арки с затяжкой
374. Охтенский мост в Петербурге, две арки с затяжкой
Следующий по времени конкурс на проект Охтенского моста проходил под девизом «Свобода судоходству». Мост, построенный в 1908—1911 годах по проекту Кривошеина и Апышкова, имеет два больших пролета. Сквозные арки с затяжкой, ездой понизу и разводным пролетом посредине выгодно отличали его от других мостов. Таким образом, конструкция моста отдала дань модному тогда увлечению комбинированными системами и была выполнена в строго инженерном духе (рис. 374).

375. Новый мост в Петербурге
375. Новый мост в Петербурге
Расположенный еще выше по Неве Новый мост решено было строить по проекту Белелюбского и Кривошеина (арх. Апышков), также с разводным пролетом посредине и железными фермами комбинированной системы. В общем он напоминает Охтенский, но имеет вдвое больше арочных пролетов. Значительное возвышение над берегами и необходимость устранения пересечения движения в одном уровне потребовали постройки железобетонной рамной эстакады (рис. 375) — одного из первых у нас сооружений этого рода. С виду она несколько тяжела, но для того времени подобный прием являлся смелым новаторством.

376. Дворцовый балочнонеразрезной мост в Петербурге
376. Дворцовый балочнонеразрезной мост в Петербурге
377. Дворцовый мост в Петербурге
377. Дворцовый мост в Петербурге
Принятые в Охтенском и Новом мостах инженерные установки отразились и на системе последнего из городских петербургских мостов (Дворцового), построенного тогда же, причем было отдано предпочтение балочно-неразрезной сквозной системе с нижним криволинейным поясом (рис. 376, 377). Подъемно-разводной пролет откатного типа здесь также расположен посредине. Принятие балочной системы удешевило устройство опор и заодно подчеркнуло инженерный характер сооружения еще сильнее, чем на соседних с ним невских мостах.

Взявший на себя оформление Дворцового моста, построенного в 1909—1914 годах по проекту Пшеницкого, архитектор Лялевич в своем проекте украсил опоры павильонами и скульптурой в классическом стиле. Первая мировая война помешала закончить строительство моста.

378. Бывший Зеленый мост через р. Мойку
378. Бывший Зеленый мост через р. Мойку
379. Михайловский мост через р. Мойку
379. Михайловский мост через р. Мойку
В начале XX века с переходом городских железных дорог на электрическую тягу началось на каналах Петербурга массовое переустройство (рис. 378—379) и уширение небольших мостов в связи с тем, что нагрузка на них увеличилась. Строителям в большинстве случаев удалось сохранить первоначальный вид этих крайне ценных мостов, в первую очередь каменных — Аничкова, Чернышова, Калинкина. Путем добавки новых чугунных косяков оказалось возможным не разбирать и старых чугунных мостов, сохраняя их прежний вид. Однако в ряде случаев старые чугунные конструкции сильно пострадали и их пришлось’заменить , железными — в большинстве арками двухшарнирной системы. Хотя несколько балочных мостов после перестройки получило слишком громоздкие формы, все же оформление мостов в классическом стиле в общем дало благоприятные результаты.