После учреждения комиссии Бецкого начинается переустройство деревянных мостов на каналах Петербурга. Инженер-полковник Герард и генерал-майор Лйпгарт составляют проекты реконструкции Мойки. Указом 1780 года кладется начало организации работ во главе с инженером-генералом Бауэром и Вяземским по реконструкции каналов, рассчитанной на 10 лет. Переустройство бывш. Екатерининского канала (канал Грибоедова) Бауэр поручает генералу Борисову и капитану Модераху (1781 г.). На чертеже «План Екатерининскому каналу, как ныне стоит и впредь исправить надлежит, сочиненный в 1776 году генерал-майорам Борисовым» все мосты показаны деревянными, кроме двух. Это уже перестроенные Каменный и Казанский — арочные массивные. В архиве Майера сохранился невыполненный проект одного из мостов для Мойки, каменного трехпролетного (рис. 256).
В то же время полковнику Герарду и подполковнику Пистору поручается реконструкция Фонтанки на протяжении 6,7 км, начиная от Летнего сада; согласно плану (рис. 257), Фонтанка при этом делится перемычками на семь участков, что позволило вести постройку мостов и набережных последовательна в освобожденных от воды котлованах. Таким образом, в короткий срок было построено семь мостов: Симеоновский (1782—1785 гг.),Аничков (1785г.),Чернышов (1785—-1787гг.), Обуховский (1785 р.), Измайловский (1788 г.), Семеновский (1788 г.) и Калинкин (1786—1788 гг.) на свайных основаниях, а также гранитные набережные Фонтанки.
Все эти мосты трехпролетные со средним разводным пролетом, башнями и боковыми коробовыми сводами из гранита (рис. 258). Повторяясь по течению Фонтанки в разнообразных ракурсах на фоне окружающих невысоких строений, мосты придавали ансамблю исключительное единство и имели строгий и монументальный вид, что можно видеть и сейчас. Архитектура их совершенно лишена сухости, а теплота и конструктивная правдивость придают архитектурному образу мостов чисто русскую мягкость. В наше время башни сохранились только на Чернышевом (рис. 259) и Калинкином мостах, где разводные пролеты заменены теперь гранитными сводами.
С окончанием гранитных набережных Фонтанки, Мойки и канала Грибоедова (1785 г.) центр города получил достойное монументальное завершение На очередь стал вопрос об устройстве набережных на Неве, проекты которых, изготовленные лишь частично в 1764—1788 годах, были осуществлены только в начале XIX века. Особое внимание привлекали при этом участки набережной: у памятника Петру близ Сената, удачно оформленный Фельтеном, и промежуток между Зимним дворцом и Летним садом, украшенный зданиями таких выдающихся мастеров, как Растрелли, Ринальди и др.
Великолепный вид, открывающийся с Васильевского острова и Невы на массивы Летнего сада, громады дворцов на набережных и живописные разрывы между ними при впадении в Неву Фонтанки, Лебяжьего канала и Зимней канавки побудили зодчего дать силуэтное решение выходящим на набережную мостам: Прачешному (рис. 260), Верхнелебяжьему и Зимней канавке (рис. 261), тем более, что этого требовали также и условия судоходства.
Формы мостов предопределили силуэты других сооружений. Мы видим, что переход-галерея из Эрмитажного театра в Запасный дворец получил очертание, вторящее изгибам свода моста через Зимнюю канавку (рис. 262). Такой же цельностью и законченностью отличается и архитектура Петровской пристани (рис. 263),имеющей вид гранитного арочного моста, прекрасно увязанного с формами Петропавловской крепости.
В Петербурге, судя по плану 1792 года, было пять пловучих мостов: Исаакиевский и Воскресенский — на Неве, Тучков и Строгановский — на Малой Неве и Малой Невке, и Каменноостровский. Развитие города требовало устройства постоянного моста через Неву. Поэтому к концу XVIII века появляется ряд проектов его. Самой ранней попыткой был проект деревянного однопролетного моста, принадлежавший знаменитому механику-изобретателю Ивану Петровичу Кулибину (1735—1818 гг.), работавшему над ним около 20 лет.
За отсутствием каких-либо способов расчета Кулибину1 пришлось решать задачу путем постановки серии экспериментов, которые он называл «веревочными опытами», так как они производились на «испытательных машинах», сделанных из веревок с подвешенными к ним грузами. Поверка расчетов моста, произведенная в наши дни, подтвердила полную правильность исследований Кулибина, которые он довел до состояния рабочего проекта с подробным указанием способа производства работ. 27 ноября 1776 года была испытана сделанная за полтора года модель моста в 1/10 натуральной величины длиной в 14 саж., установленная в Таврическом саду.
Это был одноарочный мост пролетом 298,6 м со стрелкой 1:10 оригинальной конструкции (рис. 264), опередивший свое время не только размером пролета1, но и системой. Конструкция его была русским ответом на конкурс однопролетного моста отверстием 900 футов (274 м), объявленный в то время Лондонской академией наук. Современников поразила техническая дерзость моста, превосходившего высотой башню Кунсткамеры, и нашлись тупоумные и неграмотные в мостостроении люди, назвавшие этот мост «деревянным сумасбродством». А между тем построенный Грубеманом за рубежом на 2 года позже опытов Кулибина мост, считаясь наибольшим в мире, имел пролет всего лишь в 119 м.
Основная конструкция замечательного моста Кулибина состояла из двух пар решетчатых арок постоянной высоты 4 саж. (8,5 м), расставленных в замковой части на 4 саж. (8,5 м) пара от пары (рис. 265-1). В пятовой части мост уширялся до 12 саж. (25,6 м) при помощи четырех полуарок, которые примыкали вплотную к основной конструкции в замке, а в пятах были отставлены от нее на 4 саж. (8,5 м) в наружные стороны (рис. 265-2). Расположенная между главными арками проезжая часть проходила в замке на уровне нижнего, а в пятах — на уровне верхнего пояса арок и была накрыта крышей. Для поперечной жесткости между арками в плоскости обоих поясов — сплошное решетчатое заполнение, усиленное вверху косыми брусчатыви связями (рис. 265-2). Пяты арок имели свесы, поддержанные скосами (рис. 266).
В плане устои моста имели 12X25 саж. (25,6X53,4 ж). Сборка его предполагалась на подмостях из свай, вмороженных в лед реки, причем пролетное строение поддерживалось системой вантов3, перекинутых через высокие деревянные башни на берегах (рис. 267). Здесь же, на берегу, намечалась разметка и заготовка частей моста, состоявших из 12908 деревянных элементов, 49650 болтов и 5500 хомутов.
Специальная комиссия Петербургской Академии наук произвела испытание построенной И. Кулибиным модели моста. Руководил испытанием знаменитый математик Эйлер, оставивший свои комментарии по поводу конструкции моста. Модель выдержала полуторную нагрузку. Вот как отмечают это событие «Санкт-Петербургские ведомости» (10 февраля 1777 г.): «...единогласное свидетельство и одобрение помянутой модели подписали все господа академики, как оную осматривали». В дальнейшем модель бесследно погибла. В 1799 году И. Кулибин издал специальную брошюру, объясняющую устройство модели.
Описанный проект моста не встретил поддержки правительства, как и работы знаменитого современника Кулибина Ивана Ивановича Ползу-нова (1728—1766 гг.), первого изобретателя паровой машины. Такая же судьба постигла и другие изобретения Кулибина: проект металлического моста через Неву (1813 г.), самокат (велосипед), водоходную машину, подъемное кресло (лифт)4, механическую ноту (протез) и многое другое, так как распространению их мешал тяжкий гнет феодально-крепостнического строя тогдашней России и преклонение господствующей верхушки перед всем иноземным.
В царствование Екатерины II показное «поощрение» наук и искусства вполне уживалось с отправкой в тюрьму и ссылкой Новикова: и Радищева.
И двор, и высшие круги дворянства России бесстыдно, антипатриотически ориентировались на Запад, страдали «галломанией».
Второй попыткой постройки постоянного моста через Неву надо считать составленный в 1781 году проект каменного моста (рис. 268) со средним разводным пролетом и шестью каменными арками. Башнями он напоминает мосты Фонтанки, но своей архитектурой несомненно им уступает. Этот мост не получил осуществления, но за ним последовало множество других проектов.
Наиболее оригинальным надо признать относящийся к 1788 году проект (рис. 269) каменного двухъярусного моста с 11 пролетами. Знакомая нам еще со времен первых московских мостов идея моста-пассажа с лавками и башнями здесь развита в крупных масштабах и получила хорошее архитектурное оформление. Мост намечался, на месте плавучего Исаакиевского — против Сенатской площади.
Известен составленный в 1800 году проект каменного моста с 10 арочными пролетами и средним разводно-поворотным (рис. 270). В толстых быках разводного пролета устроены специальные помещения, а на остальных опорах моста — полуротонды. Другой проект арочного моста с шестью пролетами и средним разводным принадлежит майору Фредериксу (рис. 271).
К аркам подвешено полотно проезжей части. Разводно-подъемный пролет украшен триумфальной аркой. На опорах установлены скульптуры. Это один из первых мостов комбинированной системы.
Исключительные по своему значению дворцовые комплексы возникли в это время под Петербургом. Это были парки Петродворца, Стрельны, Пушкина, Павловска, Гатчины, Ломоносова (бывш. Ораниенбаума). Как создания крупнейших мастеров русской архитектуры XVIII века, они заслуживают тщательного изучения.
Нас интересуют главным образом парки в Пушкине и Павловске, так как среди разнообразных средств парковой архитектуры одно из видных мест занимает здесь образ паркового моста.
Нижний Пушкинский парк был задуман еще в 1752 году в виде регулярного сада. В дальнейшем парк приобретал все более и более живописный вид — с прихотливого очертания аллеями, прудами, островками на них, проливами. Первые пруды здесь вырыты еще при Петре (1708 г.). В 1749 году инженером Островским закончено устройство подачи воды каналом из ключей. В 1773—1787 годах построен для подачи воды Таицкий водопровод, для которого на протяжении 6 км был устроен подземный тоннель.
После 1775 года, на большом озере парка через один из проливов озера был построен Петром Нееловым мраморный мост-галерея (рис. 272). Этот образ моста-колоннады разработан, как показывают обмеры, Нееловым очень строго, но по-русски мягко. Очень хорошо нарисованы его детали. В дальнейшем тот же Неелов в верхнем парке г. Пушкина построил оригинальный четырехсводчатый Крестовый мостик (рис. 273) из кирпича с лестницами и «китайской» беседкой на нем. Эта оригинальная конструкция отведала общей идее ансамбля «китайских? мостиков, устроенного в верхнем парке.
Вблизи озера и на каналах Нижнего парка в конце XVIII века был построен ряд металлических (чугунных), оригинальных по форме мостиков5, принадлежащих крупным мастерам архитектуры. Так, на остров у музыкального павильона ведут два таких арочных мостика. Один из них имеет конструкцию из четырех арочных ребер, соединенных попарно чугунными балясинами. На мостике — простая решетка (рис. 274, 275), окрашенная в зеленый цвет с позолотой.
Из ряда других выделяется оригинальный балочный мостик, в котором чугунная проезжая часть подперта изогнутыми кронштейнами (рис. 276). Он принадлежит, по видимому, Кваренги. Не менее интересен мостик через Рыбный канал по проекту Стасова (рис. 277), в котором семь чугунных арочных ребер несут на себе при помощи радиальных подкосов плинтус с бортовой балочкой, украшенной богатыми орнаментальными пятнами. Следует отметить на том же канале еще два каменных моста, принадлежащие, повидимому, Фельтену.
Большой интерес представляют также мостики верхнего парка Пушкина (рис. 278), число которых вместе с мостами нижнего парка доходит до 40. Не имея возможности описывать их детально, остановимся лишь на работах Камерона, который с 1781 по 1796 год принимал деятельное участие в устройстве верхнего парка.
Он проявил всю силу таланта в постройке галереи, носящей его имя, с павильоном «Агатовые комнаты» и висячим садом. Нас интересует наклонный пандус типа моста, ведущий из галереи в нижний парк. На рис. 279 этот пандус представлен не в том виде, который придан ему первоначально. Он решен в виде десяти ступенчатых уступов, прорезанных арочными пролетами, и воспринимается, как цокольная часть всего комплекса зданий. Могучие арки из пудожского камня украшены в замках масками героев. Столпообразные колонны, увенчанные статуями, постепенно погружаются в грунт, а опирающиеся на них арки меняют при этом свои пропорции и пролеты.
В нынешнем виде пандус уже не имеет статуй, но вся его мощь, усиленная нарочито грубой отделкой, чувствуется в полной мере. Особенный интерес представляет его внутренняя конструкция в виде ряда крестовых сводов с подпружными арками, опертыми на столбы раздельного типа. Это один из редких случаев применения такого перекрытия в сооружении мостового типа, дающий право отнести пандус к шедеврам мостовой архитектуры.
Деятельное участие Камерона в устройстве верхнего парка выразилось в сооружении так называемой «китайской деревни» и распланировке позади Екатерининского дворца (см. рис. 278) прямоугольного участка, окруженного по примеру «китайских комплексов», вошедших тогда в моду, кольцом каналов с их «китайскими» мостиками.
Хороший рисовальщик, Камерон не брал готовых форм китайской архитектуры, а пропускал их сквозь призму своего представления о Китае. Таковы оба его каменных мостика, украшающих среднюю аллею, ведущую ко дворцу. Они отличаются значительной свободой трактовки. Особенно хорош гранитный «мостик с мандаринами», где строгие детали легко сочетаются с мотивами парковой архитектуры. Перильная решетка этого моста изображает ветви березы, поверх которой на заднем плане виден Крестовый мостик Неелова (рис. 280). Сильнее развиты эти мотивы в другом «Драконовом мостике» (рис. 281), проявляясь в простой форме решетки, неправильной разбивке камчей и т. д.
Очень большое значение для истории техники и архитектуры имеют построенные Камероном в 1784 году два китайских чугунных мостика. Это первые металлические мосты на континенте Европы, вопреки утверждению немецких авторов, со слов которых родиной первых металлических мостов на континенте считалась Германия.
Как известно, еще в 1781 году в Пушкине была открыта чугунолитейная мастерская, в которой, вероятно, и были отлиты чугунные части этих мостиков. Во всяком случае, наша чугунная промышленность уже в то время стояла на очень высоком уровне. На рис. 282 дан обмерный чертеж одного из этих мостиков. Полотно его поддерживается четырьмя чугунными арочными ребрами, богато декорированными с фасада. Мостик имеет красивые гранитные устои, увенчан оригинальными порталами (рис. 283) и украшен решеткой (рис. 284).
Парный ему арочный мостик (рис. 285) отличается только деталями и рисунками портала. В начале XIX века построен еще один висячий мостик-трясучка с богато орнаментированными порталами. Отметим также мостик-плотину, перекрытый железной аркой и построенный, вероятно, в середине того же века (рис. 286).
В долине реки Славянки с ее живописными извивами и озерами ведущая роль в Павловском парке отведена естественному пейзажу. Верхняя же часть парка, где находится дворец, разбита правильными лучевыми аллеями; с дорога, вьющейся внизу вдоль речки, вид на дворец открывается внезапно с заранее рассчитанным эффектом.
На той же дороге сосредоточена и вся масса парковых мостиков.
Первый из них каменный двухпролетный пересекает островок на озере перед самым дворцом. На противоположной стороне озера, также близ дворца, расположен мост Кентавров (рис. 287).
Его пологая каменная арка красиво рисуется на фоне зелени. Устои украшены (1805 г.) мраморными изваяниями кентавров (рис. 288), представляющих копии античных. У самого дворца находится Каменный мост арх. Бренна.
Для парка Камерон спроектировал пять мостиков. Но построить удалось только каменный Горбатый мост и небольшой балочный. Далее дорога, следуя течению Славянки, проходит через железный балочный мостик с вазами, построенный Росси (рис. 289), а затем через гранитный Висконтиев мост (рис. 290), построенный по рисункам Бренна. Четыре вазы из цельного камня, соединенные попарно металлическими связями на манер входных воррт, стоят по бокам моста на выступах устоев. Еще далее, у Пиль-башни, располагается каменный мост Воронихина, который дал ряд вариантов этого моста.
Через поток между Славянкой и прудом Старой Сильвии переброшен мост-руина с каскадом и плотиной, также работы Бренна. На мосту два грубых изваяния львов, вазы и перила из стволов березы.
В 1875 году через пруд у Розового павильона позади дворца был переброшен мостик с красивыми позолоченными скульптурами оленей (рис. 291).
Очень много мостов из пудожского камня было сооружено в живописном парке Гатчины. Все они имеют очень строгий и серьезный характер. Из очень большого их числа приводим в качестве образцов только два: Большой Каменный мост (рис. 292) и Карпин мост (рис. 293) по обмерам, сделанным Ленинградским отделом охраны памятников. Ряд прекрасных каменных мостов работы Бренна пересекает ров перед въездом во дворец. Арх. Кваренги сделал для Гатчины несколько проектов мостов, но они остались неосуществленными. К числу их принадлежит красиво разработанный проект двухъярусного моста-галереи (рис. 294).
Примечания
1. См. «Описание механика Кулибина к сооружению арочного деревянного моста через р. Неву», изд. 1799 г.
2. Лишь недавно удалось построить деревянные арки пролетом 140 и 160 на мостах де-ла-Каль и Элорн, а в 1938 году на шведском мосту в Ангермане были собраны арочные кружала пролетом 247 м, что намного уступает мосту Кулибина. Но и эта арка обрушилась во время кладки бетонного свода моста О модели моста Кулибина наш знаменитый строитель Журавский писал: «на ней печать гения; она построена на система признаваемой новейшей наукой самой рациональной; мост поддерживает арка изгиб ее предупреждает раскосная система, которая по неизвестности того, что делается в России, называется американскою» (Вестник промышленности, 1869, № 3).
3. Применение вантов для сборки было также гениальным новаторством, значение которого было осознано лишь в нынешнее время. Как правильно отмечает С. Драбкина («Литературная газета» № 25, 25/111 1950 г.), «уместно вспомнить, что впервые предложенные И. Кулибиным деревянные решетчатые фермы для сборки моста, применяющиеся и в современном мостостроении, через 50 лет стали называться «американскими фермами» или «фермами Тауна» — по имени американского инженера. Это один из массы примеров тому, как приоритет русской науки и техники легко уступался Европе и Америке».
4. В Эрмитаже Пушкинского парка сохраняются части подобного лифта.
5. Это одни из первых металлических мостов в Европе.