Правильно построенные ансамбли с включением мостов встречаются не только в Китае, но и в древних городах соседнего Индокитая.

Размах строительства здесь был настолько велик, что по сравнению с ним сооружения Китая не кажутся большими. В нижнем течении реки Камбоджи сохранились остатки крупнейших построек исчезнувшего народа хмеров — городские укрепления, мосты, каналы, водные резервуары.

Города хмеров окружались тройной системой укреплений. Столица их — Ангкор-Том имела вид прямоугольника с периметром стен около 14 км. С внутренней стороны к стенам примыкал вал, а снаружи — ров шириной до 200 м, потребовавший отрывки до 7 млн. м3 земли.

82. Тип мостов страны хмеров
82. Тип мостов страны хмеров
В центре города располагалась резиденция, окруженная второй линией стен. Здесь помещались дворец, храм, водные резервуары. От резиденции к воротам в стенах города вели четыре перпендикулярные дороги-улицы. Перейдя через рвы каменными мостами, дороги расходились в виде широких (16 м) шоссе на насыпях высотой в 6—4 м для предохранения путей сообщения от затопления ливнями.

Сохранившиеся каменные мосты хмеров, не представляя особого технического интереса, любопытны как памятники своеобразной архитектуры. Они сделаны в виде высоких и широких стен крупных штучных камней без раствора с прорезанными в них узкими (2 м) отверстиями (рис. 82). Отверстия перекрыты каменными архитравами по ступенчатым консолям — подбалкам, а над ними — богатый скульптурный фриз.

83. Мост у города Понтеаи-Преа-Хан
83. Мост у города Понтеаи-Преа-Хан
На фризе одного из мостов города Понтеаи-Преа-Хан изображены священные птицы. Перила моста — это каменные балки, покоящиеся на изваяниях животных. Останавливает внимание фриз другого моста, изображающий толпы людей, несущих на руках проезжую часть (рис. 83). Полотно третьего моста обрамлено по краям двумя рядами каменных великанов с семиглавыми змеями в руках (рис. 84). С мостов открывался превосходный вид на город и резиденцию.

Ряды скульптур, выполненных с большой экспрессией, ставились не только на мостах, но и на дорогах, служивших подходами к городам (рис. 85), подобно аллее сфинксов в Египте. Примерно через каждые 50 м на дорогах делались уширения и на выступах образованных таким образом платформ устанавливались изваяния львов и змей. Вблизи города располагались водоемы длиной до полукилометра, соединенные с дорогой террасами и лестницами.

84. Мост у города Понтеаи-Преа-Хан
84. Мост у города Понтеаи-Преа-Хан
В сущности мост у г. Понтеаи — Преа-Хан можно скорее характеризовать как массивную каменную дамбу, прорезанную лишь узкими отверстиями водостоков, соединяющих искусственные пруды, по верху которой расположена широкая проезжая часть, образующая торжественный подъезд к храму.

Многоликий характер скульптур, крупные массивы камня, олицетворявшие в огромных запасах прочности идею неподвижности, незыблемости, вечности, — весь этот характерный для Востока количественный стиль, имевший задачу поразить, подавить народные массы мощью сооружений, подчеркивается и сохранившимися на камнях надписями. В одной из них говорится, что Хет-Кума, строитель города, имел 500 помощников, а у каждого из них было по 100 рабочих.

85. Скульптуры на дороге у юго-западных ворот города Ангкор-Том
85. Скульптуры на дороге у юго-западных ворот города Ангкор-Том
Любопытно, что города древних жителей Перу в Америке своей формой и расположением среди искусственных озер и каналов родственны азиатским. Здесь также найдены переброшенные через каналы мосты с перекрытиями из крупных каменных монолитов.

Архитектура хмеров представляет собой часть богатого архитектурного наследия народов Индокитая.

Вся архитектура хмеров, отдельные сооружения которых (например храм Ангкор-Ват), относятся к наиболее выдающимся произведениям архитектуры Дальнего Востока, отличается исключительным богатством пластической обработки.

Расцвет культуры хмеров, народа близкого по национальным корням к тибетцам и китайцам, осевшего в начале нашей эры на территории современной Камбоджи, приходится на IX—XII вв. н. э. В XIII веке хмеры были покорены пришедшими с севера сиамцами и как государственное образование вскоре совершенно исчезли с исторической арены.