Традиционные формы народного жилища широко бытуют в Румынии вплоть до наших дней. Наибольшее развитие они получили в конце VVIII—XIX в.
Для юга страны были характерны землянки или полуземлянки бордей (bordei), известные здесь с древнейших времен. Преимущественное их распространение охватывало зону Дунайской низменности, особенно южные районы провинций Олтении и Мунтении. О прочности традиции строительства подземного или полуподземного жилища в этих областях свидетельствуют данные анкеты о социальном положении сельских жителей Румынии. Так, еще в 1905 г. в стране насчитывалось 10 964 землянки — жилищ сельской бедноты. Они окружали такие города, как Крайова, Каракал, подходили к столице страны — Бухаресту. Между 1778—1838 гг. иностранные путешественники отмечали наличие землянок даже в самих городах Олтении (например, в Каракале), по статистическим данным на 1860 г., в олтянских плясах (волостях) Нижняя Балта Жиулуй и Нижняя Балта Олтулуй, расположенных у Дуная, число землянок доходило до 90% от общего числа жилищ, в то время как в холмистых и горных районах, где господствующим типом жилища был наземный срубный дом, оно составляло всего 1%. В селах с развитым подземным жилищем даже церкви представляли собой землянки, обшитые изнутри деревом. Заботливо поддерживаемая землянка могла просуществовать 150—200 лет. Подземные убежища бордейаш (bordeias) строили и для скота.
Наиболее примитивным видом подземного жилища была яма цилиндрической или призматической формы. Крыша землянки в виде конического плетневого или бревенчатого шалаша покоилась на вилообразном опорном столбе фурка (furca), поддерживающем наклонную балку, на которую опирались деревянные плашки, выполняющие роль стропил. Нижний конец опорного столба был врыт в пол землянки. Покрывали крышу бурьяном, камышом, соломой или досками. Временное жилище пастуха, охотника, лесника и т. д. не имело дверей и дымохода. Пищу в нем готовили на костре. В постоянных жилищах были двери и очаги с дымоходом. Примитивной была и однокамерная землянка; летом ее двери снимались, а на зиму — надевались снова. Иногда перед входом в землянку на четырех жердях устраивался навес, покрытый ветвями с листьями; здесь обычно располагалась «мастерская» ремесленника. Размеры подобной землянки от 3 до 1,5 м, а ее высота варьировала от 1,65 до 2 м. В качестве постоянного жилища однокамерные землянки были все же редки. Чаще встречались землянки с двумя помещениями. Крыша в них покоилась на двух опорных столбах. В них уже устраивались окна, а очаг, огонь, в котором разводили в яме глубиною в 50—60 см, находился в правом дальнем углу первого помещения, у разделяющей стены.
Подобный тип землянок долго сохранялся на севере Крайовской области, в то время как в степном юге продолжалась ее эволюция. Здесь мы встречаемся с землянками из трех, четырех, пяти и даже шести помещений 4x4 м, 4х5 ми даже 5x5 м. Подобные землянки представляли собой по существу деревянные дома, опущенные в землю; стены их обшивались массивными дубовыми бревнами или тесом. Позднее разделяющие стены строили даже из обожженного кирпича, в то время как раньше их делали из плетня, обмазанного глиной. Несущая балка (длина ее 10—12 м) опиралась на четыре столба, высота которых доходила до 4 м, деревянная обшивка стен часто несколько выступала над поверхностью земли, образуя невысокие наружные стены. На деревянные плашки крыши накладывался слой камыша и засыпался землей. Через 5—6 лет все это обновлялось. На крыше росла трава, пшеница, конопля, тыква, так что издали она напоминала холм, покрытый растительностью. Стены таких землянок и потолок нередко покрывались орнаментом.
Наиболее распространенными были землянки с тремя или четырьмя помещениями: сени, жилая комната и комора. Встречались двойные землянки — одна подле другой, предназначавшиеся для близких родственников. Иногда в одном помещении имелось два очага — общая кухня для двух родственных семей.
Характерной особенностью многокамерных землянок было центральное положение помещения с очагом, справа от него чаще находилась жилая комната, а слева — комора. Новым помещением в них были сени, расположенные непосредственно перед центральным помещением. Позднее их стали обшивать деревом или облицовывать обожженным кирпичом. Чаще всего они не имели дверей, и свет в них проникал через вход. Иногда на половине расстояния от уровня земли в них устраивались решетчатые воротца или загородки, предохраняющие жилые помещения от скота. Обычно сени использовались для хранения орудий труда, летом в них спали на деревянных нарах. Иногда здесь же стоял большой ларь с зерном.
Помещение с очагом, в которое попадали из сеней, было без окон и освещалось лишь через широкий открытый дымоход очага в одном из его углов, противоположных входу. Огонь разводили в яме, а рядом, в разделяющей стене, помещалось устье глухой собы, в которой пекли хлеб, одновременно она отапливала и соседнюю жилую комнату. Над очагом и устьем собы устраивали пирамидальный дымоход, часто сплетенный из прутьев и обмазанный глиной. Вдоль стен, противоположных очагу, располагались широкие деревянные лавки, а рядом с очагом — деревянные нары. На лавках стояли утварь, маленький круглый столик и стулики, которые во время еды ставили на пол.
Жилая комната соба (soba) обычно имела одно окно, расположенное на уровне земли. Изнутри оно было защищено железными прутьями. Стены и потолок собы обшивались толстыми дубовыми досками. Различные вариации выступающих балок, плашек и т. д. создавали чрезвычайно эффектный декор в интерьере этого помещения. Этот эффект дополнялся разнообразной цветовой гаммой тканых полотнищ, ковров, развешанных орнаментированных частей одежды, декоративной керамики и резной мебели. Все это придавало необычайно красочный облик народному жилищу юга Румынии.
Глухая соба, топка которой находилась в помещении с очагом, стояла у разделяющей стены справа или слева от входа. Она несколько отступала от боковой стены, образуя закрытое пространство ченушар (cenusar), где стоял ларь и сохранялась зола, используемая в прошлом для приготовления щелока и мыла. В противоположном от входа углу, у окна, стояли две широкие деревянные кровати из досок, лежащих на кольях, вбитых в землю, или на ножках. Кровати покрывались рогожками, покрывалами, дорожками или килимами. Зимой здесь спала вся семья. У изголовья кроватей находились расписные сундуки с праздничной одеждой и приданым. Поверх них, иногда до самого потолка, лежали постель, тканые полотенца, полотнища, коврики, небеленая ткань, покрытые орнаментированным покрывалом. Комора челаръ (celari), расположенная слева от помещения с очагом, использовалась как хранилище зерна и других домашних припасов.
Столь сложное развитие форм подземного жилища свидетельствует о том, что первоначально оно принадлежало не только неимущим слоям населения, но и зажиточным. Сельские богатеи раньше перешли жить в наземные дома, они продавали деревянную облицовку вместе с деревянными частями интерьера своих землянок беднякам. Все это транспортировалось на окраину села или даже в другие села, где восстанавливалось в том же виде, а чаще перестраивалось заново. Особенно широкое развитие этот процесс получил в конце XIX — начале XX в. Раньше всех вышли из землянок бывшие села мошненей — в прошлом лично свободных крестьян, владевших собственной землей. В селах, где жили бывшие крепостные крестьяне, этот процесс задержался вплоть до установления народной власти, когда все жители получили возможность перейти в новые благоустроенные наземные дома.
На юге страны одновременно с землянками и полуземлянками существовали и наземные дома, речь о которых пойдет ниже.
Строительный материал и строительная техника наземного жилища
В остальных районах Олтении и Мунтении, как и на большей части страны, господствовал срубный дом. О распространении в Мунтении деревянного зодчества имеются интересные статистические данные, собранные в 1860 г. Дионисом Попом Марцианом. Вот как они выглядят:
Планировка наземного народного жилища, имея в основе генезиса в южных районах страны однокамерную землянку, в дальнейшем была связана с однокамерным наземным домом с очагом, из которого развились его последующие формы. Причем следует отметить, что если в придунайских районах Олтении и Мунтении в планировке прослеживалась непосредственная связь между подземным и наземным жилищем, восходящая своими корнями, возможно, к фракийскому населению, то к северу от этой зоны такую связь можно было проследить с полуподземным жилищем славянских поселений Молдовы и Северо-Восточной Мунтении (Сучава-Шипоте, Яссы и другие), относящихся к VI—VII вв. н. э. Это были прямоугольные полуземлянки размером 3x2,5 м с очагами, обложенными камнями, или печками-каменками. Их кровли, видимо, двухскатные, опирались на центральный и угловые столбы. В подобных же полуземлянках продолжало жить волошское и славянское население этих областей в XIV—XV вв. Но здесь уже в отдельных случаях наблюдается появление двухкамерности. К жилому помещению пристраивались холодные сени, которые служили и хранилищем для припасов и инвентаря. Вместе с такими полуземлянками сосуществовали и наземные дома подобного же типа.
Прежде чем говорить о типологии в целом, попытаемся показать своеобразие народного жилища по отдельным областям.
Олтения и Мунтения
В массе своей Дома юга Олтении и Мунтении, строившиеся на поверхности, сохраняли ту же планировку, что и в землянке. В развитом трехраздельном доме помещение с очагом продолжало занимать центральное положение. Но встречались и варианты, связанные с сосуществующим одновременно с землянками наземным домом. Вначале это была однокамерная постройка. Очаг открытый с пирамидальным дымоходом, сплетенным из ветвей и обмазанным глиной. Он чаще всего располагался в правом или левом углу дома по диагонали от входа. С возникновением двухраздельного жилища (путем членения жилого помещения или путем пристройки) появились севи, которые сравнительно недолго оставались холодными, так как очаг был перенесен в сени к стене, отделяющей их от жилой комнаты. В жилой комнате вместо очага поставили глухую собу — или в виде четырехугольной высокой печи с устьем, выходящим в сени у очага (хлебная), или в виде колонны с топкой в жилой комнате. Видимо, с конца XVIII — начала XIX в. к сеням стали пристраивать третье помещение — вначале комору, превратившуюся затем в чистую комнату. Следовательно, и в этом варианте старая традиция центрального положения помещения с очагом между двумя комнатами победила. Во всех домах на юге Олтении и Мунтении чистое помещение вначале не отапливалось. Только в конце XIX — начале XX в. в нем появилась соба (уже род голландки) в виде кафельной печи. Изменился и облик сеней. Их задняя часть с очагом стала отделяться от передней перегородкой, и дом получил четырехраздельное членение.
В прикарпатских районах Мунтении в XIX в. был широко распространен двухраздельный дом: жилая комната одайя (odaia) и сени тинда (tinda). Основное отличие этого дома от описанного выше состояло в том, что здесь в жилой комнате, справа или слева от входа, стояла хлебная печь куптъор (cuptior), повернутая устьем к длинной стене и топившаяся вначале по-черному. Сплошного потолка в таком помещении не было, на высоте 2 м укладывались редкие перекладины, и дым через отверстия между ними проникал прямо на чердак. Сени всегда были холодными, и их задняя часть, как правило, выделялась в самостоятельную — кладовку. Из этого типа дома вырос и широко распространился трехраздельный дом с холодными сенями посредине, который был характерен и для Молдовы. Здесь, в жилой комнате, справа или слева от входа, вместо очага находится хлебная печь (куптьор), её устье повернуто к длинной стене дома.
Во второй половине XIX в., независимо от двух- или трехраздельного варианта этого жилища, развился своеобразный тип «двухэтажного дома» партер ши етаж (parter si etaj), а точнее дома на подклети. Верхний этаж его состоял из двух жилых помещений с изолированными выходами на высокую галерею-приспу и дверью в стене, разделяющей оба помещения. Два помещения нижнего этажа, также с изолированными выходами, использовались как хранилища продуктов и орудий труда. Оба этажа сообщались между собой при помощи закрытой лестницы, ведущей на галерею.
Дальнейшим развитием этого типа дома было появление на верхнем этаже узких холодных сеней, занимающих центральное положение между двумя жилыми комнатами, и перенесение хлебной печи в нижний этаж. В доме появилась изолированная от жилых комнат кухня букэтэрия (bucataria), печь в которой стояла в одном из дальних от входа углов, повернутая устьем к боковой стене дома. В этой стене стали прорубать окно. В обеих верхних жилых комнатах появились кафельные печи. Нижний этаж такого дома часто был срубным, а верхний — каркасным, с заполнением из глины и легкого камня. В районах Мунтении — Арджеш и Мусчел — с конца XIX начала XX в. дам стал постепенно целиком сооружаться из камня или обожженного кирпича. Конечно, в прошлом такие дома принадлежали только зажиточным крестьянам.
Молдова
В горных районах Молдовы, заселенных выходцами из Трансильвании, видимо, наиболее древним типом румынского жилища был наземный однокамерный бревенчатый дом с открытым очагом. Помещением для хранения продуктов служил чердак. Сейчас еще трудно установить время, когда к этому однокамерному жилищу стали пристраивать узкие холодные сени, но, видимо, в XVIII в. этот двухраздельный дом становится уже господствующей формой народного жилища на севере Молдовы. Трудно также точно сказать, когда начался этот процесс, но дом в Молдове претерпевает существенные изменения в отопительной системе. Открытый очаг здесь повсеместно вытесняется хлебной печью с лежанкой типа русской печи, стоящей в жилой комнате справа или слева от входа устьем к длинной стене дома. Низко расположенное устье печи осталось как воспоминание об открытом очаге. Но открытый очаг не сразу уступил свое место. Долгое время пищу готовили на шестке перед устьем печи, над которым располагался пирамидальный дымоход, и через него дым попадал на чердак. Впоследствии к хлебной печи прибавилась соба для обогревания помещения и плита для приготовления пищи, часто с отверстиями в шестке. Это сооружение, занимающее значительную часть жилого помещения, возникло под влиянием хлебной печи и отопительной системы восточных славян. Постепенно очаг из жилого помещения был перенесен в летнюю кухню, стоящую во дворе в виде самостоятельной постройки. Здесь его можно увидеть и в наши дни.
В XIX в. планировка жилища продолжает эволюционировать. В первой четверти века задняя часть холодных сеней выделяется в самостоятельное помещение — комору. Затем, уже ближе в 30-м годам прошлого века, сени расширяются, внутреннюю перегородку переносят в жилую комнату, а печь устраивают в сенях, и они становятся жилыми. Бывшая же жилая комната превращается в чистую, без отопления. Это был один путь развития двухраздельного жилища. Второй путь — пристройка по другую сторону сеней самостоятельной чистой комнаты без отопления, служившей преимущественно для хранения ценных вещей и праздничной одежды. Здесь же принимали гостей. Таким образом, в Молдове возник традиционный план трехраздельного народного жилища с холодными сенями посредине. Этот тип является наиболее распространенным и в Молдове, и на большей части Мунтении.
Трансильвания и Банат
В этих провинциях Румынии, особенно в луговых зонах, в прошлом для каждой хозяйственной надобности строили самостоятельные, не связанные друг с другом наземные срубные постройки. Ядром развития жилища Баната и Трансильвании, как и в других областях страны, являлось однокамерное наземное сооружение с открытым очагом. В зависимости от зажиточности для хозяйственных надобностей отроили одну или несколько комор, которые располагались отдельно друг от друга. На дворе же стояла и изолированная летняя кухня, но уже не с очагом, а с хлебной печью.
С течением времени это архаичное жилище усложнялось. В первую очередь под одну крышу с домом подвели комору. Получился двухраздельный дом, где помещение с очагом в одном из дальних от входа углов было жилым, а второе — коморой для хранения припасов и другого добра. О направлении эволюции народного жилища в этих областях свидетельствует то, что еще долгое время оба помещения сохраняли свои изолированные входы, а массивная перегородка, разделяющая их, не имела двери. Позднее перед входом в такой дом стали сооружать крыльцо, на которое и выходили двери обоих помещений. Таким образом, здесь крыльцо выполняло функцию своеобразных сеней. В зависимости от зажиточности владельца дома крыльцо могло быть трех видов: 1) угловое, 2) полуприспа, 3) приспа с инкрустированными столбами по всему фасаду. Подобный дом, распространенный в прошлом довольно широко, в настоящее время сохранился кое-где в горных районах Трансильвании. Подобные жилые сооружения мы встречаем и у секлеров в Восточной Трансильвании.
В дальнейшем развитие этого дома в большей части Трансильвании шло следующими путями. В жилой комнате появилась хлебная печь, объединившаяся с очагом, а затем эту очаг-печь перенесли в бывшую комору. В жилой комнате поставили кафельную голландку с приспособлением для приготовления пищи зимой. Комору соединили с жилым помещением дверью в разделяющей их стене. Сама комора превратилась в теплые сени, иногда их заднюю часть отгораживали перегородкой. Потолка над коморой не делали, и дым проходил на чердак. С течением времени по другую сторону сеней было пристроено третье помещение, где хранили наиболее ценные вещи и принимали гостей. Дом получил трехраздельное членение с теплыми сенями посредине. Такой дом был наиболее характерен для южных и центральных районов Трансильвании, пока с конца XIX — начала XX е. он не стал вытесняться домом на подклете, когда наверху оставались или две жилые комнаты, или две комнаты, разделенные сенями, а внизу размещались кухня с очагом и печью и комора.
На севере Трансильвании, в Марамуреше и некоторых частях Нэсэуда из этого двухраздельного дома возник трехраздельный, но с холодными сенями посредине. Хлебная печь здесь стоит в жилой комнате на цоколе в одном из дальних углов помещения. Перед печью имеется очаг, а дым идет через дымоход, выходящий в сени, откуда свободно поднимается на чердак. Сходство этого севернотрансильванского дома со славянским типом жилища очевидно.
Для западных районов Трансильвании и Баната теперь характерен трехраздельный дом с теплыми сенями посредине, где находится открытый очаг и устье глухой хлебной печи, которая расположена в жилой комнате.
Добруджа
Добруджа — многонациональная область страны. Естественно, поэтому в Добрудже мы встречаемся с самыми разнообразными формами жилища. Сходен лишь строительный материал, связанный с природными условиями области. Преимущественно дома строят из чамура (глины, смешанной с соломой и половой) или из необожженного кирпича. Генезис румынского народного жилища здесь, видимо, также восходит к землянке, которая была двух видов: 1) с входом по торцовой стороне (наиболее распространенный вариант) и 2) с входом посредине длинной стены жилища, теплыми сенями посредине и двумя помещениями по их сторонам. Очаг и топка хлебной собы находились в сенях. Впоследствии в наземных домах второй план возобладал. Своеобразие этого дома составляют несколько отступающие сени, в результате чего перед домом между двумя боковыми помещениями образуется род балкона. В дальнейшем добруджанский дом развивается не в длину, а в глубину путем выделения или пристройки к задней стене дома узких длинных помещений.
Использование чердачного помещения не зависело от области, где существовало то или иное жилище. Бедняки, не имея специальных хранилищ, сохраняли припасы на чердаке. Кроме того, поскольку в прошлом топка жилищ осуществлялась по-получерному и дым свободно расходился по чердаку, это помещение использовалось для копчения мяса и колбас, которые развешивались на чердаке.
Строительство новых сельских домов, которое широко развернулось в наши годы по всей стране, прежде всего отличается строительным материалом. Преобладают обожженный кирпич и бетон. Дома чаще ставят на подклеть или высокий цоколь, совершается переход от традиционной планировки жилища к многокомнатным домам с интерьером городского облика. Еще после первой мировой войны дома такого типа появились у наиболее зажиточных крестьян. Повсеместно печь и очаг выносили из сеней и жилого помещения или в подклеть, или в самостоятельную постройку во дворе. Сени по существу превращались в дополнительную проходную комнату летнего типа, которую украшали дорожками, ковриками. Этот процесс отразился и в наименованиях отдельных пастей дома. Так, даже в старых домах вместо старого названия тинда (tinda — сени) сейчас можно услышать ацтреу (antreu — вход), вместо одайя (odaia), каса мим (casa mica), кэмара (camara) — жилое помещение — дормитор (dormitor — спальня), вместо мса маре (casa сеа mare — чистая комната) — сала (sala — зала) или дормитор (dormitor). Этот процесс замены старых наименований, присущих в прошлом отдельным частям дома, новыми, хотя еще не повсеместно, но все же идет достаточно быстро, изменяется и бытовое назначение отдельных частей жилища.
Интерьер народного жилища
Интерьер румынского народного жилища весьма красочен. В своих основных деталях еще в недалеком прошлом он был характерен для многих районов страны и различался лишь декоративными особенностями. Во всех домах в одном из углов, расположенном по диагонали от очага или печи, вдоль стен стояли глухие лавки, а перед ними стол. «Красный угол», известный всем восточнославянским народам, у румын почти отсутствует. Наиболее почетной считается восточная стена дома, вдоль которой и висят иконы. В каждом доме или висит на стене, или стоит поставец для посуды. Для еды ставят маленький круглый столик, за которым сидят или на низеньких скамеечках, или просто на полу. Затем он убирается. В жилой комнате стоят деревянные кровати ручной работы. В наши дни их вытесняют кровати, приобретенные в магазинах. Важное место в интерьере жилого помещения занимает резной или расписной сундук для приданого. Если в доме есть девушка на выданьи, приданое лежит и теперь для всеобщего обозрения на лавках или кровати. Непременная принадлежность каждого дома — укрепленная над кроватью жердь или трапециевидная вешалка кульме (cutme) для одежды (Молдова) или декоративных тканей (Трансильвания). Большое значение во внутреннем декоре имеет и орнаментированная керамика. Следует отметить, что убранство народного жилища Трансильвании и Баната значительно богаче, чем в других областях Румынии. Здесь наряду с домоткаными коврами широко распространены вышитые полотенца, скатерти и украшение предметов домашнего обихода богатым резным орнаментом.
В наши дни в народный быт широко проникает покупная городская меблировка. Подвижные лавки, деревянные диванчики и стулья постепенно вытесняют из быта неподвижные глухие лавки. Нередки случаи, когда в жилой комнате можно найти еще традиционное убранство, а чистая убрана по-городскому. В домах же на подклети часто весь верхний этаж убран по-городскому, а кухня, находящаяся в подклети, — традиционно.
Крестьянские дворы
На формирование крестьянских дворов в гумынии большое влияние оказали различные занятия населения. Вследствие этого дворы разделяются на две большие категории: дворы луговой зоны, где преобладающим занятием является скотоводство, и дворы равнин и степей, где основное занятие жителей — земледелие.
В первой категории выделяются три основных типа: 1) хозяйство без огороженного двора. В центре земельного участка стоит дом. Здесь много огороженных частей с различными хозяйственными помещениями, 2) открытый двор с не связанными друг с другом постройками и загоном для скота и 3) закрытый двор, покрытый крышей. Помещения для скота или коморы находятся перед домом, образуя двухрядную связь. Такие закрытые дворы встречаются в Северной Молдове, Трансильвании (Цара Хацегулуй, Цара Олтулуй, бассейн р. Петрошань, Цара Бырсей, спорадически в Западных горах) и в юго-восточном углу Баната.
Во дворах луговой зоны, помимо дома, встречается ряд строений. .Летняя кухня с открытым очагом или хлебной печью, имеющей спереди на цоколе открытый очаг; ее непременная принадлежность — котел, подвешенный на цепи. Подобная-кухня также характерна для земледельческой зоны. Для луговой зоны специфично несколько самостоятельных помещений для хранения вещей и припасов. Во дворе находится загон для скота. В прошлом румынский крестьянин не имел постоянного помещения для него — скот и летом и зимой содержался под открытым небом. Позже начали строить примитивные бревенчатые загоны корла (corla). Перед корлой — частоколом, обвязанным ветками, огораживали небольшую площадку. Видимо, из этой примитивной формы скотного двора в дальнейшем возникали и последующие его формы, характерные для этой зоны.
Дворы земледельческой зоны Румынии отличаются в разных районах и типах поселений. Здесь выделяются четыре типа двора: 1) незамкнутый двор с постройками, не связанными друг с другом и с домом, 2) двойной двор, 3) покоеобразный двор и 4) закрытый -(франконский) двор.
Первый тип, наиболее характерный для Трансильвании, включает жилой дом, летнюю кухню и ригу шура (sura) с граждем.
Двойной двор, распространенный в некоторых частях Молдовы и Трансильвании, разделен на две части: 1) часть, где находится жилой дом с летней кухней, 2) часть двора, где содержится скот. Двойной двор специфичен для тех районов, где жители занимаются и земледелием и скотоводством.
Для равнинных сел Мунтении и Баната характерен широкий покоеобразный крытый двор.
В линейных селах Трансильвании встречается двор, видимо, занесенный немецкими переселенцами в XII—XIII вв. Он имеет форму длинного и узкого параллелограмма, жилой дом расположен перпендикулярно улице, а крытые шура и граждь — перпендикулярно ему.
Во дворах земледельцев обычно стояли летняя кухня с открытым очагом или печью с очагом, крытая рига для молотьбы хлеба, специальные постройки для хранения кукурузы, зерен пшеницы, сена. У бедняков они почти отсутствовали, а урожай они хранили на чердаке. В целях экономии строительного материала стремились подвести дом и двор под одну крышу, это явление специфично и для целого горного края — Цара Хацегулуй.
Остается сказать лишь о положении дома во дворе и его ориентировке но отношению к улице. В большинстве случаев сельские дома Румынии стоят немного в глубине двора и чаще повернуты фасадом к улице. И только в одном типе двора — средненемецком — дом всегда выходит фронтоном на улицу перпендикулярно к ней.
Из приведенного выше описания областных особенностей румынского интерьера можно отчетливо выделить три основных типа жилища: 1) южный — с очагом и устьем собы в центральном помещении, а с собой — в жилом, 2) северный — с хлебной печью типа русской (с лежанкой) в жилом помещении, 3) дом на подклете, распространенный в разных районах страны.Попробуем теперь проследить, в какой зависимости от отопительного устройства, а особенно от его местоположения в жилище находится его непосредственный план.
В южном жилище центральное положение в плане занимало помещение с очагом. Это было жилое помещение, где приготовляли и принимали пищу, занимались разными работами по домашнему хозяйству, люди старшего поколения здесь же и спали. Это же помещение служило проходной комнатой в два других помещения, расположенные оправа и слева от него.
Все эти специфические черты румынского жилища южной зоны роднят его с жилищем придунайских районов Болгарии, населенных южными славянами.
Иной путь эволюции у северного типа жилища. Здесь очаг из жилого помещения был вытеснен хлебной печью с теплой лежанкой (русский тип). Для обогревания здесь служила соба, но не южного типа, а подобная голландке. С появлением двухраздельного плана хлебная печь из тех же соображений, что и в южном жилище, часто переносится в сени, которые до этого были холодными, а бывшая жилая комната превращается в чистую, часто без отопления. Это был один путь развития. Второй путь заключался в том, что вся отопительная система оставалась в жилой комнате, а по другую сторону холодных сеней пристраивалось новое неотапливаемое помещение, часто использовавшееся для хранения лучших вещей. Так на севере возник наиболее распространенный план трехраздельного помещения с холодными сенями посредине.
Все эти детали интерьера северного румынского жилища сближают его с восточнославянским, домом, точнее с белорусским и украинским, где создание трехраздельного плана шло также путем пристройки новых помещений, а холодные сени играли роль связи между ними. Печи также однотипны, и это не случайно. Думается, что наличие хлебной печи типа русской в современном интерьере жилища Северной Молдовы можно рассматривать не как результат простого заимствования уже развитого типа печи, а как общий процесс развития восточнославянского типа, захвативший и бывшие славянские территории. Следует отметить, что эта печь с лежанкой, правда в несколько редуцированном виде, наблюдается и в прикарпатских районах Мунтении, в Северной Трансильвании и Марамуреше. Две последние зоны непосредственно примыкают к областям расселения восточных славян.
Наконец, следует сказать о том, какое место занимает в истории развития жилища дом на подклете, и что он дает для этнографической типологии этого элемента материальной культуры.
В Румынии этот тип дома у крестьянского населения распространился преимущественно в XIX и XX вв. Поначалу он появился в горных скотоводческих или скотоводческо-земледельческих районах страны. Эта форма дома связана с географическими факторами, когда малая площадь участка заставляла строить двухэтажные дома, а позднее и с экономическим положением владельца. Только жителям районов, у которых в руках оставались какие-то избыточные средства (зажиточным скотоводам), было под силу строить двухэтажные дома, требующие приглашения мастеров. Таким образом, дом на подклете формировался под влиянием не только этнической специфики, но и социальной. Этот тип жилища давал определенную бытовую и экономическую выгоду. Улучшались санитарные условия, так как печь или печь с очагом теперь выносилась в подклеть. Обе комнаты верхнего этажа становились жилыми и в них появились кафельные печи. С трехраздельным планом верхнего этажа появилась возможность использовать бывшие сени как дополнительную комнату летнего типа, а роль сеней по существу перешла к галерее, идущей по фасаду или окружающей дом с трех сторон. Исчезла необходимость строить во дворе дополнительные постройки для хранения припасов, так как их теперь хранили в подклете. А это в свою очередь освобождало полезную площадь усадьбы и давало возможность расширить приусадебное хозяйство, что в условиях роста населения и ограниченных возможностей расширять территорию поселения имело немаловажное значение. Нет сомнения, что эти значительные изменения происходили как под влиянием города, так и под непосредственным влиянием боярских усадеб, которые стояли в сельской местности. Постепенно эти дома на подклете стали распространяться и в земледельческих зонах страны и занимали ведущее положение. Следует отметить, что этот процесс был характерен и для других балканских стран.