Великий Устюг всегда был одним из крупнейших центров народного творчества и издавна получил название «города умельцев». Вот почему общая картина художественного развития города не может претендовать на полноту без характеристики разнообразных отраслей изобразительного, декоративного и прикладного искусства, где особенно ярко отображено все неистощимое богатство творческой фантазии русского народа, его художественная изобретательность и извечная любовь к «узорочью» и где особенно долго жили фольклорные, полуязыческие-полусказочные образы, а условность и символика прихотливо сочетались с изображениями явно реалистического характера.
Зародившись уже в глубокой древности, различные отрасли изобразительного, декоративного и прикладного искусства достигли своего наивысшего расцвета в XVI—XVIII вв., когда Устюг, благодаря своему выгодному положению на основных водных путях, превратился в крупный торгово-промышленный центр страны, что стимулировало общий подъем ремесленного производства и блестящий расцвет искусства. В это время широкое развитие получили здесь разнообразные виды художественной обработки дерева, глины, металла и многих других местных и привозных материалов, а замечательные устюжские народные художники широко прославились по всей Руси.
Однако, переходя к характеристике этой ветви устюжского художественного творчества, необходимо отметить, что данная работа ставит своей целью только кратко познакомить читателя с замечательными произведениями устюжского изобразительного, декоративного и прикладного искусства, которые, в силу своей специфики, требуют тщательного профессионального анализа и еще ждут исследователей-специалистов.

Самой древней из открытых устюжских икон можно считать так называемое «Устюжское благовещение», которое датируется XII в. Икона эта, по преданию, была вывезена новгородцами из Устюга и помещена в Георгиевский собор Юрьева монастыря; затем находилась в Успенском соборе Московского Кремля, а в настоящее время — в Государственной Третьяковской галерее. Композиция иконы отличается строгой простотой и выразительностью. Спокойный ритм плавных линий пронизывает все произведение и объединяет обе фигуры в ясную и гармоничную группу. Икона эта представляет исключительный художественный интерес и является памятником мирового класса. В Архангельском соборе Московского Кремля хранится интереснейшая копия этой иконы.
К древнейшим устюжским иконам относится икона «Собор Архангела Михаила», принадлежавшая главному храму Михайло-Архангельского монастыря и написанная в середине XIII в. Благодаря кропотливой работе специалистов Реставрационного центра им. И. Э. Грабаря, этот уникальный и по своему значению узловой памятник домонгольского искусства был полностью реставрирован и возвращен к жизни.
Иконы работы устюжских мастеров обычно определяет их тематика: в Устюге весьма популярны были местные юродивые — «святые» Прокопий и Иоанн, которых не знали и не изображали в других городах. Вот почему эта тематика всегда свидетельствует о принадлежности иконы к Устюжской школе, а тщательное изучение стилистических особенностей этих икон поможет специалистам в определении местных произведений также и другого содержания.
Наиболее ранняя из расчищенных икон этой группы была написана, вероятно, в XVI в. для старого деревянного Прокопьевского собора, а позднее перенесена в иконостас одноименного каменного храма. Местный юродивый Прокопий изображен здесь в окружении 24 клейм, благодаря чему икона является типичным представителем группы «житийных» икон повествовательность которых тесно связана с фольклорными народными традициями и очень характерна для живописи Северного края. Особенно интересны клейма этой иконы, где «житие» и «чудеса» Прокопия показаны на фоне архитектуры, трактованной то условно и орнаментально, то конкретно и реалистично. Очень красив теплый и звучный колорит этой иконы, причем клейма выполнены более ярко и контрастно, чем средник, и окружают его подобно нарядной многоцветной раме.
Особенно распространены были в XVI—XVII вв. иконы, изображающие Прокопия и Иоанна вместе. Среди них особого внимания заслуживает икона «Прокопий и Иоанн Устюжские», хранящаяся в музее села Коломенского под Москвой. Икона эта весьма характерна для устюжской живописи рассматриваемого периода. Обе фигуры даны здесь в спокойных традиционных позах, а изящная тонкость рисунка мягко гармонирует с красивым теплым колоритом и с умелым применением позолоты. О принадлежности иконы к Устюжской школе живописи свидетельствует типично местный сюжет и оригинальный своеобразный фон, который является наиболее ценной частью иконы. У ног Прокопия и Иоанна мастер показал панораму современного ему Великого Устюга, которую он выполнил с тщательностью чертежа и даже снабдил аннотациями. Это замечательное изображение ярко иллюстрирует общий характер древнего, полностью исчезнувшего деревянного города, его храмов и жилых построек, и представляет для исследователя устюжского зодчества документальный материал, громадное значение которого переоценить невозможно. На этой панораме художник изобразил Устюг таким, каким он видел его с реки, во всем многообразии форм живописного, узорчатого силуэта: в центре он показал главное сооружение города — Успенский собор, за рекой — Дымково, а изображения монастырей вынес отдельно и поместил в рамки. Вокруг города мастер написал лес и луга, проросшие фантастическими цветами, которые вносят в икону орнаментальные мотивы, характерные для русского народного творчества. Особо выделены художником каменные храмы города — Успенский собор и построенная в 1648 г. церковь Вознесения (справа у ноги Иоанна). Однако первые каменные постройки Михайло-Архангельского монастыря (1653 г.) не попали в изображение, и весь монастырь на иконе показан деревянным. Это позволяет предполагать, что икона была написана между 1648 и 1653 гг. и является характерным памятником устюжской живописи середины XVII в. И, наконец, особо следует отметить общее композиционное сходство этой иконы с преподнесенной некогда в дар царю архангельской иконой, изображающей святого Михаила на фоне города Архангельска. Это сходство свидетельствует о том, что икона «Прокопий и Иоанн Устюжские», вероятно, имела аналогичное официальное назначение.
Многие устюжские иконы XVII в. снабжены подписями, благодаря чему известно около 25 имен местных «изографов», славившихся по всей Руси и принимавших участие в росписи крупнейших сооружений Москвы. Из них особенно знамениты Василий Колмогоров и Федор Зубов. Большинство замечательных произведений устюжской иконописи и более поздней по своему происхождению монументальной живописи (XVII в.) записаны ремесленниками — «богомазами». В связи с этим можно смело утверждать, что исследователей — специалистов и реставраторов в Устюге ждут увлекательные открытия, изучение которых несравненно обогатит наши знания о художественной культуре Северного края.
Примечания
1. «Северный архив», № 11—12, 1822, с. 325.