Последнее двадцатилетие занимает особое место в истории градостроительного развития Минска. В этот короткий период, насыщенный целеустремленным, вдохновенным трудом белорусского народа, сделаны наиболее радикальные преобразования в планировке, застройке и благоустройстве города, поставившие его в ряд замечательных городов нашей Родины. В 1944 г. город представлял собой груды завалов; остовы сгоревших домов и заводов тянулись вдоль пустынных улиц. Казалось, потребуются многие десятилетия для того, чтобы вновь засветились окна домов, витрины магазинов, привычным шумом наполнились улицы и парки.

Перед градостроителями была поставлена задача сделать Минск более организованным и красивым, более здоровым и благоустроенным, чем он был до разрушения, и устранить недостатки в планировке и застройке, возникшие в результате многовекового стихийного развития города. За годы довоенных пятилеток в планировочной организации Минска произошли существенные изменения, улучшившие условия быта, труда и отдыха городского населения. Но в Минске оставалась скученная застройка старых кварталов, в нем не было хорошо организованной уличной и транспортной сети, четкой функциональной организации городской территории, не было нужного для столицы главного общественного центра с площадями, удобными для проведения демонстраций и других массовых мероприятий. В процессе восстановления при устранении этих и других недостатков старого города нужно было использовать сохранившееся городское хозяйство.


Минск с привокзальной площади
Минск с привокзальной площади
На первом этапе восстановительных работ у минских градостроителей не было планировочных материалов по перспективному развитию города. Все проектные материалы, составленные до войны, были уничтожены или утеряны. В короткий срок требовалось разработать новые проектно-планировочные материалы. В связи с этим в начале сентября 1944 г. по приглашению правительства Белоруссии в Минск прибыла специальная комиссия Комитета по делам архитектуры Совета Министров СССР, которая совместно с белорусскими архитекторами в короткий срок разработала «эскиз-идею планировки гор. Минска». В состав комиссии Комитета по делам архитектуры входили видные мастера советской архитектуры — А. Щусев, В. Семенов, А. Мордвинов, Б. Рубаненко, Н. Колли, И. Лангбард. Этот эскиз лег в основу решения текущих восстановительных задач и составления первого послевоенного проекта реконструкции и развития города.

В конце 1944 г. началась разработка проекта планировки и реконструкции города на пятнадцатилетний период. К началу 1946 г. проект был успешно завершен. Авторами первого послевоенного генерального плана были архитекторы М. Андросов, Н. Трахтенберг, инженеры К. Иванов, Р. Образцова и В. Толмачев.

Минчане разбирают руины
Минчане разбирают руины
Проект планировки базировался на технико-экономическом изучении характера и масштаба развития основных градообразующих факторов в народном хозяйстве Минска. Расчетная численность населения к 1960 г. определилась в 450—500 тыс. человек, что вдвое превышало фактическую численность населения 1939 г. В то время такой масштаб развития города представлялся некоторым утверждающим инстанциям несколько завышенным, позднее действительность показала не только обоснованность принятых демографических расчетов (по переписи 1959 г. в Минске проживало около 510 тыс. человек), но скорее недооценку некоторых градообразующих факторов экономического и неэкономического характера.

Для активного развития Минска исключительно важное значение имели быстрое восстановление и реконструкция разрушенных промышленных предприятий, строительство новых предприятий союзного значения — тракторного, автомобильного, велосипедного заводов, тонкосуконного комбината, а также восстановление и развитие научных учреждений, высших и средних специальных учебных заведений.

Перспективная схема планировки Минска
Перспективная схема планировки Минска
Еще в довоенные годы на месте дореволюционного наследия — небольших, примитивно оборудованных фабрик и заводов с разнообразной и случайной специализацией — после реконструкции, замены оборудования, расширения производственных площадей возникли крупные предприятия; были построены и новые предприятия. Ведущее положение в промышленном профиле города заняла металлообработка, главным образом станкостроение. В послевоенный период это направление промышленной специализации Минска получило еще более широкое развитие. Одновременно расширялись и предприятия легкой промышленности, увеличивалось производство тканей, обуви, пищевых продуктов и других товаров народного потребления. Огромный масштаб городского строительства обусловливал соответственное развитие строительной промышленности.

Сеть научных учреждений Академии наук БССР, различных ведомств, а также высших и средних специальных учебных заведений, здания которых сильно пострадали в годы оккупации, восстанавливалась и получала значительное развитие. Научные учреждения в Минске стали важным градообразующим фактором его развития.

Главная градостроительная идея нового проекта планировки Минска заключалась в том, чтобы при его восстановлении и дальнейшем развитии комплексно и на высоком уровне решить социально-экономические, гигиенические, технические и эстетические задачи. Новый генеральный план должен был обеспечить гармоническое развитие города, отвечающее запросам социалистического общества. В соответствии с увеличением численности городского населения территория города расширялась примерно вдвое преимущественно в северо-восточном и юго-восточном направлениях, наиболее благоприятных по природным условиям и близких к местам трудовой занятости. В функциональном зонировании городской территории проект планировки исходил из стремления четко выделить жилые, промышленные и другие зоны города, учитывая при этом местные природные и планировочные условия, а также сохранившиеся строения.

План новой трассы Ленинского проспекта
План новой трассы Ленинского проспекта
Сложившееся в прошлом размещение промышленных предприятий в городе не везде было благоприятным. Некоторые предприятия, в том числе санитарно-вредные, оказались среди жилой застройки. В связи с этим, в целях упорядочения промышленного строительства и улучшения условий проживания намечались организация промышленных зон на периферии города, постепенный вывод из жилых районов санитарновредных предприятий, резкое снижение их влияния на жилую зону путем применения различных технических устройств и защитных зеленых зон между ними и жилой застройкой. Так, была демонтирована ГЭС-1, расположенная в центральном районе, переведены на периферию города мясокомбинат со скотопригонным двором, некоторые склады и коммунальные предприятия. Все эти мероприятия способствовали улучшению городского микроклимата и более четкой планировочной организации города. Однако полностью ликвидировать чересполосицу в размещении жилых и промышленных комплексов в городе еще не удалось.

Размещение предприятий в промышленных районах позволило сосредоточить в крупных жилых массивах и связанное с ними население, рационально и комплексно организовать транспортное, инженерно-техническое и коммунальное обслуживание этих массивов. Рассредоточение промышленных районов относительно селитебной зоны позволило более равномерно распределить потоки городского движения.

Развитие Минска должно было идти по пути создания компактного города с учетом исторически сложившейся застройки, но с пересмотром ее планировочной организации. Для селитебной зоны выделялись наиболее здоровые территории. Неблагоприятные по естественным или планировочным условиям территории, в прошлом занятые жилой застройкой, намечалось использовать для других целей. На одной из таких площадок на берегу реки Свислочь в 1949—1950 гг. разбит парк им. Янки Купалы. Этот парк значительно улучшил облик центра города, внес в городской ландшафт ощущение простора и живописности.

Строительство Ленинского проспекта
Строительство Ленинского проспекта
Планировкой селитебной зоны предусматривалась организация укрупненных кварталов площадью 9—10 га. Новую жилую застройку, в основном (50% жилой площади нового строительства), предлагалось осуществлять четырех- и пятиэтажными зданиями. Двух- и трехэтажные жилые дома составляли 30% нового строительства, а одноэтажная индивидуальная застройка — 20%. В наиболее важных с градостроительной точки зрения участках селитебной зоны предполагалось строительство домов повышенной этажности (7—12 этажей).

Большая реконструкция намечалась в системе магистрально-уличной сети города, которая рассматривалась не только с технической и утилитарной стороны, но и как фактор, обеспечивающий единство композиции городского плана. Радиальная система улиц Минска, сложившаяся по направлениям подходов к городу внешних дорог, преобразовывалась в радиально-кольцевую.

Основу этой системы составляли два городских магистральных диаметра, пересекающихся в центре Минска, радиальные и объединяющие их кольцевые магистрали.

Первый магистральный диаметр протяженностью около 10 км начинался у подхода к городу автомагистрали Минск — Москва. Он пересекал всю селитебную зону с северо-востока на юго-запад по улицам Пушкинской, Советской (ныне Ленинский проспект), Московской, Чкалова, Брилевской с выходом к автодлагистрали Минск—-Брест. В центральной части города, от пл. Победы до пл. Ленина включительно, участок этого диаметра получил значение главной магистрали города и композиционной оси центра столицы. Ширина магистрали была принята 48 м. Преобразовывался и продольный профиль магистрали, что создало более благоприятные условия для застройки и городского движения. Для разгрузки главной магистрали в центральной части города с запада и востока от нее были предусмотрены два обходных магистральных направления.

Ленинский проспект. Административное и жилые здания
Ленинский проспект. Административное и жилые здания
Второй магистральный диаметр города проектировался в направлении с юго-востока на северо-запад по Могилевскому шоссе и далее через центр города к парку культуры и отдыха. Основным звеном этого магистрального диаметра были приняты Могилевское шоссе и ул. Ленина с учетом коренной реконструкции их поперечного и продольного профиля. Ширина магистрали устанавливалась в 45—90 м. До 30—35 м намечалось расширить радиальные магистрали — Логойский тракт (ныне ул. Якуба Коласа), Червенский тракт (ныне ул. Маяковского), улицы Горького, Опанского и др.

Важная роль в новой системе, магистрали отводилась кольцевым магистралям, при создании которых предусматривались реконструкция существующих улиц и новые пробивки. Главная кольцевая магистраль шириной 40—56 м трассировалась по Долгобродской улице, Комаровскому переулку и по новым направлениям. Она должна была объединить основные жилые и промышленные районы, важнейшие транспортные узлы города — Привокзальную площадь, площади у входов в парки, стадионы и т. п. Общая длина кольцевой магистрали составляла около 10 км. Вторая кольцевая магистраль проектировалась через периферийные жилые районы. Ее ширина определилась в 30—35 м.

Выбор радиально-кольцевой системы магистралей для Минска в то время вытекал из характера сложившейся планировочной структуры города и общей идеи композиции городского плана. Магистральные диаметры с обходными направлениями в центральной части города, радиальные и кольцевые магистрали формировали основу архитектурно-планировочной системы города, помогая раскрыть художественное взаимодействие его отдельных районов и основных архитектурных ансамблей. В конечном итоге ясная система магистралей, сеть общественных центров, своеобразие естественного ландшафта территории определили художественную композицию городского плана, органически связанную с принятым функциональным зонированием и конкретными градостроительными условиями.

Перспективная схема озеленения и обводнения центральной части города. Проект 1956 г.
Перспективная схема озеленения и обводнения центральной части города. Проект 1956 г.
Важнейшей проблемой проекта планировки было создание нового главного ансамбля в центре столицы, в архитектурно-художественном облике которого должны были отразиться расцвет социалистической культуры, героическая борьба и исторические победы белорусского народа. Такая задача стояла перед градостроителями Минска и в довоенные годы, но тогда она не получила удовлетворительного решения. Построенные в 30-е годы крупные общественные здания — Дом правительства, Дом офицеров, театр оперы и балета и др.— стали важными составными элементами центра города, которые придали ему новое содержание, масштаб и новые черты в архитектурном облике. Однако рассредоточенность этих зданий на территории района, а также сложившаяся застройка и сеть городских улиц не позволили создать полноценный в функциональном и архитектурно-художественном отношении главный архитектурный ансамбль столицы. В проекте планировки города, разработанном в 1938 г. под руководством В. Витмана в Ленинградском филиале Гипрогора РСФСР, намечалось создать главную площадь столицы перед Домом правительства, пространственно связав ее через Университетский городок с Привокзальной площадью. При этом главная магистраль города — Советская улица — сохранялась шириной 18—26 м, мало чем отличалась от других улиц центральной части города и оставалась невыразительной по характеру планировки и застройки.

Идея организации главной площади города в конце основной магистрали, на периферии центрального района, и до войны была признана неудачной. Уже тогда были предприняты попытки приблизить главную площадь к историческому центру города. Это позволило бы органически связать главный архитектурный ансамбль столицы со всеми ее жилыми и промышленными районами.

При реконструкции Минска представилась возможность вновь вернуться к вопросу о месте главной площади и объемно-пространственной организации центрального ансамбля. В «эскизе-идее» планировки Минска были новые предложения о месте главной площади, но они не давали достаточных оснований для принятия окончательного решения. В эскизе отсутствовала органическая связь центральной площади с главной магистралью, основными районами города и с направлениями его дальнейшего территориального развития. Поиски продолжались: наряду с минчанами в конкурсах на лучшее решение центрального ансамбля столицы Белоруссии участвовали архитекторы Москвы и Ленинграда.

Новое архитектурное решение центрального ансамбля столицы зависело от отношения к сохранившимся сооружениям и коробкам зданий, технически пригодным для восстановления, а также к сети улиц и коммуникаций. Тщательное обследование центрального района показало, что из 825 зданий, расположенных в его 22 кварталах, к середине 1944 г. сохранилось только 60 каменных малоэтажных и 20 деревянных домов. Кроме того, могло быть восстановлено около 200 зданий. В условиях чрезвычайно острой нужды в жилом фонде выбор пути восстановления и строительства центрального района представлял ответственную задачу. Многие организации, естественно, стремились к немедленному восстановлению этих коробок. Однако в случае их восстановления терялась возможность радикального изменения исторически сложившейся планировки района (так как коробки зданий стояли по красным линиям узких улиц), а также затруднялось достижение архитектурного единства всей застройки центра и главной магистрали.


Заречный район. 1946 год
Заречный район. 1946 год
В результате всестороннего обсуждения был избран путь коренной реконструкции всей планировочной системы и застройки центрального района. Восстановлению подлежали только те здания, которые не мешали улучшению городской планировки, остальные коробки были разобраны. Тогда же было принято решение о новой трассе главной магистрали и о новом месте для центральной площади столицы.

Лучшим местом для площади был признан расположенный напротив центрального сквера и здания ЦК КПБ квартал, полностью разрушенный в. годы фашистской оккупации. Этот участок прямоугольной формы площадью около 4 га длинной стороной примьжал к главной магистрали столицы. Выбранное место на высоком плато, господствующим над поймой р. Свислочь, рядом с историческим центром города создавало предпосылки для интересного объемно-пространственного решения нового ансамбля.

Проектирование центрального ансамбля велось в течение всего 1945 г. и в начале 1946 г. Одновременно с окончанием проектных работ по генеральному плану архитекторы В. Король, С. Сперанский, И. Трахтенберг составили проект планировки и застройки центральной части города на территории 150 га, в котором были учтены наиболее интересные предложения участников конкурсов, найдены новые решения. В этом варианте центральный район Минска трактовался очень широко; он был задуман как комплекс архитектурных ансамблей, которые располагались вдоль трехкилометрового участка главной магистрали столицы. Поперечные направления — по Комсомольской улице, ул. Ленина — способствовали развитию связей центрального района с другими частями города.

Такое решение соответствовало большим задачам по переустройству города в целом и вместе с тем давало возможность для дальнейшего, не ограниченного расчетными сроками проекта планировки, развития главного общественного центра столицы.

Заречный район 1963 года
Заречный район 1963 года
В состав центрального ансамбля входили основные площади города — пл. Ленина, Центральная, пл. Победы, связанные между собой главной магистралью города, крупные парковые массивы, Привокзальная площадь, соединенная улицей Кирова с главной магистралью, стадион «Динамо», Комсомольский бульвар, площади Свободы, Парижской Коммуны, и, наконец, озелененная долина р. Свислочь, опоясывающая центр города. В формировании архитектурно-художественного образа центра города, наряду с крупными общественными зданиями, важное значение получили большие комплексы многоэтажных жилых домов.

Создав, в общем, хорошую основу для планировки и застройки центрального района города, этот проект, однако не давал приемлемых предложений по планировке и застройке центральной площади столицы. Творческая работа над объемно-пространственным решением центрального ансамбля столицы продолжалась очень активно в 1947—1948 гг. В новых конкурсах приняли участие видные мастера советской архитектуры — М. Парусников, Е. Левинсон, И. Фомин, И. Лангбард, и другие архитекторы. Эти конкурсы дали много новых интересных идей. К осуществлению был принят проект, разработанный архитекторами Г. Бадановым, В. Король, М. Осмоловским, М. Парусниковым.

Значительное место в новом проекте планировки города заняли проблемы зеленого строительства, благоустройства берегов реки Свислочь и прилегающих к ней территорий. В прошлом в Минске площадь зеленых насаждений общего пользования была незначительной, да к тому же она неравномерно располагалась среди жилой застройки. Особенно это относилось к периферийным районам города, где зелень имелась только на приусадебных участках. Маловодная р. Свислочь была настолько загрязнена городскими стоками, что не могла служить местом отдыха городского населения не только в черте города, но и на большом от него расстоянии ниже по течению. В проекте планировки устранению этих недостатков уделялось большое внимание.

Кроме развития и благоустройства сохранившихся зеленых массивов предлагалось создать в разных частях города новые парки, сады и скверы, связав их бульварами, озелененными поймами р. Свислочи и ее притока Слепянки с пригородными хвойными лесами. Намеченные еще в довоенном проекте планировки предложения о создании «зеленого диаметра» из взаимосвязанных парков, расположенных вдоль р. Свислочь, получило в новом проекте планировки более четкое и композиционно обоснованное решение. При этом достигалось не только значительное повышение нормы площади зелени общего пользования на одного жителя (с 2,5—3 м2 до 18 м2), но и более равномерное и удобное ее размещение среди городской застройки.

Перспективная схема планировки Минска
Перспективная схема планировки Минска
Учитывая положительный довоенный опыт по созданию Комсомольского озера на р. Свислочь, проект планировки намечал восстановление озера, плотина которого была разрушена во время войны, дальнейшее расширение водных пространств р. Свислочь в пределах города с расчисткой русла и строительством набережных, а также устройство небольших искусственных водохранилищ на ручье Слепянка в районе парка им. Челюскинцев.

Защита городских застроенных территорий от заливания паводковыми водами р. Свислочь и ее притоков ежегодно требовала больших материальных затрат и трудовых усилий. В проекте планировки Минска в целях регулирования водного расхода в р. Сбислочь было разработано предложение о создании крупного искусственного водохранилища на р. Свислочь в районе пригородного поселка Заславль.

Большое внимание в проекте планировки уделялось проблемам реконструкции и развития системы городского пассажирского транспорта и инженерного хозяйства. Были намечены организация троллейбусного движения, освобождение главных магистралей города от трамвайных линий, строительство новых путей, а также значительное развитие систем водоснабжения, канализации, энергетики, очистки города.

В целом первый послевоенный проект восстановления и реконструкции Минска отличался ясностью замысла и комплексной разработкой градостроительных проблем. Он давал направление для радикального преобразования планировочной структуры и композиции городского плана с учетом исторического наследия, местных природных условий и представлял хорошую основу для дальнейшей разработки различных градостроительных вопросов. И хотя при осуществлении этого плана в проектах детальной планировки и застройки отдельных районов города возникали трудности, требовавшие внесения изменений, жизненность его основных положений была доказана в процессе практического осуществления.

С 1944 по 1963 г. генеральный план Минска корректировался дважды. В 1951—1952 гг. проект планировки подвергся корректуре с целью учета новых обстоятельств в комплексе градообразующих факторов, некоторого увеличения расчетной численности населения и более экономичного использования Городской территории. И хотя основные положения проекта планировки 1946 г. по вопросам функционального зонирования, планировочной структуры и композиции в общем сохранялись, новый вариант проекта был, безусловно, шагом вперед. Опыт реконструкции города за прошедшие 6—7 лет позволил уточнить и углубить многие решения по наиболее сложным проблемам реконструкции и дальнейшего развития города.

Жилая застройка в юго-восточной части Минска
Жилая застройка в юго-восточной части Минска
Корректуре подвергались структура и строительное зонирование селитебной территории. Удельный вес многоэтажного жилого фонда в общем объеме нового строительства доводился до 75%. Эти изменения повышали экономичность использования городских территорий, обеспечивали большую компактность нового строительства, способствовали сокращению протяженности городских инженерных и транспортных коммуникаций.

Более широко были поставлены проблемы планировочной организации пригородной территории. В первом послевоенном проекте планировки Минска все внимание сосредоточивалось на восстановлении и развитии собственно города, а планировочная организация пригородных территорий была отложена на.вторую очередь. Пригородная зона определилась тогда в радиусе до 15 км от границы застройки и предназначалась преимуществейно для развития пригородного сельского хозяйства.

При корректуре проекта планировки в 1951—1952 гг. этот недостаток в известной мере устранялся. Более детально разрабатывались вопросы обводнения города и пригородных территорий, проблемы организации загородного отдыха. Вскоре началось их практическое осуществление. Как впоследствии отмечали видные градостроители, опыт Минска может служить интересным примером использования скромных природных факторов (маловодная р. Свислочь и ее немногие притоки) для обогащения городского и пригородного ландшафта и удовлетворения разнообразных потребностей населения.

К 1958 г. Минск был не только восстановлен (руины исчезли в 1952 г.), но по основным градостроительным параметрам он значительно превзошел довоенный уровень. В это время стали близки к выполнению и некоторые задачи, поставленные в первом послевоенном проекте восстановления и развития города. Были восстановлены со значительным развитием на новой технической основе предприятия, разрушенные в годы войны, достигли проектной мощности многие новые промышленные предприятия, а масштаб развития сети научных учреждений, высших учебных заведений и техникумов намного превысил проектные предположения генерального плана. В соответствии с генеральным планом в основных чертах были выполнены планировка и застройка центра города, городских районов в его юго-восточной и северной частях, причем в некоторых направлениях городская застройка подошла к проектным границам города. Численность городского населения быстро увеличивалась.

Жилая застройка в юго-восточной части Минска
Жилая застройка в юго-восточной части Минска
Задачи, поставленные перед градостроительством решениями XX и XXI съездов КПСС, постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР по вопросам ускоренного развития жилищного и культурно-бытового строительства, вызвали необходимость уточнить дальнейшие перспективы развития Минска. Анализ развития основных градообразующих факторов в народном хозяйстве Минска показал, что должны быть пересмотрены как демографическая гипотеза первого послевоенного проекта планировки, так и принципы территориального развития города. В новом варианте генерального плана Минска, разработанном в 1958 г., расчетная численность населения была увеличена до 750—800 тыс. человек и внесены новые предложения в систему его расселения.

В интересах быстрейшего решения жилищной проблемы ставилась задача максимально сохранить существующий жилой фонд, а новое жилищное строительство в ближайшие 7—10 лет размещать в основном на свободных территориях. В связи с этим в новом проекте планировки большое внимание уделялось тщательному выявлению всех территориальных ресурсов города и более рациональному их использованию. Характерная особенность этого проекта заключалась в самом подходе к решению основной градостроительной задачи: в отличие от предыдущих проектных разработок, город и его окружение в радиусе до 30 км рассматривались как единое планировочное целое.

Проектная территория города увеличивалась до 13,5 тыс. га. Здесь запрещалось строительство жилых домов усадебного типа; для индивидуальной застройки выделялись территории только в пригородной зоне. Предполагалось значительно развить наиболее удобно расположенные по отношению к городу пригородные населенные пункты. Таким образом, в развитии Минска складывались черты, характеризующие переход от компактной к раздельной структуре города.

В пригородных жилых комплексах намечалось расселить примерно 50—60 тыс. городского населения, обеспечив основную его часть работой по месту жительства. Пригородные жилые районы на 10—15 тыс. жителей проектировались в 10—12 км от границ основного ядра города, вблизи пригородных железнодорожных станций (Колодищи, Колядичи, Помыслище). Они связывались с Минском железнодорожным и автобусным сообщением.

В пригородной зоне, вблизи проектируемых жилых комплексов, предусматривались территориальные резервы для промышленных и крупных складских объектов. В основном массиве города допускалось строительство промышленных предприятий преимущественно обслуживающей группы (хлебозаводы, молокозаводы и т. п.). Из основного компактного ядра города предполагалось вывести в пригородную зону и некоторые коммунальное устройства, в частности действующие очистные сооружения канализации, оказавшиеся в пределах застройки. В будущем это создавало предпосылки для освоения под застройку больших территорий и расселения вблизи крупных промышленных районов 50—60 тыс. жителей, что значительно облегчало решение проблемы внутригородских пассажирских перевозок.

Аэровокзал. Белгоспроект. Архитекторы А. Воинов, Г. Заборский, 1957 г
Аэровокзал. Белгоспроект. Архитекторы А. Воинов, Г. Заборский, 1957 г
После тщательного и всестороннего изучения использования городских территорий различными ведомствами и организациями были выявлены участки и в других частях города, удобные для жилищного и культурно-бытового строительства.

Селитебная зона города решалась жилыми микрорайонами. Микрорайоны площадью 20—40 га, вместо прежних укрупненных кварталов площадью 9—12 га, позволили более рационально организовывать культурно-бытовое обслуживание населения. Однако этот прогрессивный планировочный принцип был недостаточно четко выражен в проекте, в частности при выделении жилых районов, организации транспортного движения и размещении общественных центров и садов. В последующем детальном проектировании эти проблемы получили более полное выражение

За два десятилетия активной градостроительной деятельности на основе комплексных проектно-планировочных материалов, по существу, был создан новый, современный большой город с определенным функциональным зонированием городской территории, с выразительным по своим архитектурным качествам и пространственному развитию главным общественным столичным центром, с общественными центрами в новых городских районах, с развитыми системами централизованного водоснабжения, канализации, энергоснабжения, городского транспорта, мощность которых по сравнению с довоенным периодом позволила значительно повысить уровень обслуживания.

К началу 1966 г. численность населения в городе почти в три раза превысила довоенную численность.

Схема газоснабжения города. 1963 год
Схема газоснабжения города. 1963 год
Валовая продукция промышленного производства в городе увеличилась в 16 раз по сравнению с уровнем 1940 г. и в 83 раза по сравнению с уровнем 1945 г. Минск превратился в центр машино- и приборостроения общесоюзного значения, продукцию которого можно встретить в самых отдаленных районах СССР и во многих зарубежных странах.

Сильно возросло значение Минска как научного и культурного центра страны. Давно восстановлена и значительно расширена сеть высших и средних специальных учебных заведений, научно-исследовательских институтов Академии наук БССР, министерств и ведомств республиканского и общесоюзного значения. В 1965 г. в 13 высших учебных заведениях и 24 техникумах и специальных средних профессиональных учебных заведениях города обучалось около 90 тыс. юношей и девушек.

Обгоняя рост численности населения, бурно развивался и улучшался жилой фонд города. К началу 1966 г. жилая площадь в городе увеличилась более чем в 4 раза по сравнению с 1940 г., возрос удельный весь новых многоэтажных, полностью благоустроенных домов. Об этом убедительно говорят следующие данные:

Схема <a href='https://sanitarywork.ru/text/razdel-ii-tsentralnoe-otoplenie/73-obschie-svedeniya-o-teplosnabzhenii' target='_blank' rel='external'>теплоснабжения</a> города. 1963 год
Схема теплоснабжения города. 1963 год
В 50-е годы в основном сформировался центральный район, который оказал большое влияние на архитектурно-художественный облик и на планировочную структуру города в целом; без него сегодня уже нельзя представить Минск как столицу.

Третий этап в развитии жилищного строительства (конец 50-х — начало 60-х годов) ознаменовался переходом на массовое крупноблочное и крупнопанельное индустриальное домостроение и созданием жилых микрорайонов на свободных территориях. Ранее разобщенные районы застройки в центральной части и на юго-востоке города объединились. Новые значительные по размерам жилые массивы возникли в северной, западной и южной частях города.

Большую роль в градостроительном развитии города в эти годы выполнили планы размещения текущего жилищного и культурно-бытового строительства, разработанные на ближайшие годы, и особенно план размещения нового строительства на 1959—1965 гг. Так, на эту семилетку около 50% всего объема нового жилищного строительства в Минске, т. е. 1 млн. м2 жилой площади, сосредоточивалось на свободных территориях крупными массивами по улицам Орловской, Волгоградской, Розы Люксембург, в районе Могилевского шоссе и др. Свободные территории были изысканы в пределах города с учетом использования имеющихся и развиваемых инженерных сетей, транспортных коммуникаций и максимально допустимого приближения застройки к местам приложения труда. На всех этапах послевоенного развития города при размещении жилищного строительства в основу был положен принцип концентрации строительства в тех районах Минска, которые имели наибольшее значение на данном отрезке времени.

Большое место в послевоенные годы заняли работы по новой застройке в старых районах города с малоэтажными, ветхими домами, непосредственно прилегающих к центральной части города. Реконструкция этих районов была обусловлена многими градостроительными задачами — необходимостью коренным образом улучшить бытовые и санитарные условия трудящихся, проживающих в старых домах, улучшить планировочную структуру города, создать магистральную сеть, отвечающую современным требованиям, а также улучшить архитектурный облик этих районов.

Большие реконструктивные мероприятия, в частности, были осуществлены в районе пл. Якуба Коласа, ул. Якуба Коласа, в районе Республиканской улицы, Юбилейной площади, Парковой магистрали и др.

Реконструкция проводилась и в других районах города, где малоэтажная и прежде всего усадебная застройка вплотную подходит к важным в градостроительном отношении узлам (у аэровокзала по ул. Чкалова, у основных въездов в город и др.). Объем сноса в таких районах по отношению к новому строительству не превысил 6,5% (в показателях по жилой площади).

Ленинский проспект у Академии наук БССР. 1964 год
Ленинский проспект у Академии наук БССР. 1964 год
Была упорядочена плотность жилой застройки. В кварталах с новыми многоэтажными жилыми домами плотность застройки составила 23—24%, а плотность жилого фонда на 1 га квартала нетто определилась в 4300—5000 м2. В районах с низкой плотностью жилого фонда она была несколько повышена в результате строительства многоэтажных жилых домов, а в кварталах с высокой плотностью застройки снижена путем частичного сноса малоценных, технически изношенных строений. При этом освобождаемые территории не застраивались.

Время, прошедшее после принятия в 1957 г. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР», в условиях Минска можно охарактеризовать как период серьезных градостроительных и архитектурных изменений. Неразрывно связанные с техническим прогрессом в строительстве, эти изменения обусловили пересмотр традиционных приемов и принципов планировки и застройки города.

Характерная особенность решения новых жилых образований в городе заключалась в переходе от системы периметральной застройки, преобладавшей в первом десятилетии восстановительно-строительных работ, к системе пространственной композиции крупных комплексов, ставшей основой современной архитектурно-планировочной организации застройки.

При застройке жилых массивов начали внедряться новые прогрессивные формы организации учреждений культурно-бытового обслуживания. Наряду с формированием комплексов учреждений микрорайон-ного значения (микрорайоны по улицам Волгоградской, Орловской и др.) начали создаваться общественно-торговые центры жилых районов (по бульвару Толбухина и др.). Сеть культурно-бытовых учреждений, по существу заново созданная после войны, получила значительное развитие.

К началу 1966 г. в городе функционировали: 314 детских сада и яслей, 115 общеобразовательных школ, 45 клубов и Дома культуры с залами на 14,5 тыс. зрителей, 18 кинотеатров, 5 театров, цирк, концертный зал филармонии, 8 музеев, 173 массовых библиотеки, в фондах которых собрано свыше 2,5 млн. томов (не считая научных и других специализированных библиотек), 1169 магазинов и других предприятий розничной торговли, 646 предприятий общественного питания, 6 крупных клинических больниц (не считая больниц специального назначения) и множество других обслуживающих учреждений. При этом было достигнуто более равномерное их размещение в селитебной зоне города.

Большие работы были проведены по реконструкции и благоустройству магистральной сети центра, всех радиальных магистралей общегородского значения, а также по строительству и развитию сети улиц в новых жилых и промышленных районах. Были расширены и благоустроены Ленинский проспект, Могилевское шоссе, улицы Маяковского и Якуба Коласа. Была построена новая магистраль от Долгобродской улицы к Могилевскому шоссе, связавшая основной массив городской застройки с крупным юго-восточным районом и многие другие.

Площадь Якуба Коласа. 1963 год
Площадь Якуба Коласа. 1963 год
Для разгрузки Ленинского проспекта от транспортного и грузового движения создана обходная магистраль по улицам Змитрока Бядули, Первомайской, Ульяновской; закончено строительство отрезка основной внутригородской кольцевой магистрали на участке улиц Долгобродской, Варвашени, Старовиленского тракта с выходом к Комсомольскому озеру. Работы по реконструкции основных городских и районных магистралей, улиц жилых райнов существенно улучшили условия внутригородских сообщений.

К 1964 г. закончено строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг города. Все ее пересечения с радиальными магистральными выходами из города решены в разных уровнях с транспортными развязками типа «клеверный лист». В 1965 г. общая длина уличной сети города превысила 640 км, в том числе длина магистральных улиц составила около 110 км. По сравнению с довоенным состоянием общая протяженность улицы увеличивалась более чем в 3 раза. Все основные общегородские и районные магистрали, значительная часть жилых улиц получили усовершенствованные покрытия проездов и тротуаров.

Реконструкция и развитие магистральной сети города сопровождались строительством путепроводов на пересечениях городских магистралей с железнодорожными линиями. Создание на Ленинском проспекте путепровода позволило завершить развязку движения в разных уровнях в очень сложном транспортном узле. Развязка движения здесь решена в трех уровнях. Устройство путепроводов по ул. Опанского, Парковой магистрали, ул. Свердлова на выходе к ул. Маяковского, по Долгобродской улице в районе тракторного завода, по Железнодорожной улице дало возможность значительно увеличить пропускную способность магистралей. В довоенном Минске был всего один капитальный мост через р. Свислочь, соединявший центр с Заречным районом. Остальные мосты были деревянные. Оккупанты большинство мостов уничтожили. После войны на наиболее важных городских магистралях построены новые железобетонные мосты.

Несмотря на проведенные мероприятия остается еще много транспортных проблем, решение которых связано с дальнейшим совершенствованием планировочной структуры города и его пригородной зоны, с развитием системы магистралей и строительством на них инженерных сооружений (тоннелей, путепроводов и т. п.).

Значительные мероприятия были осуществлены по реконструкции и развитию городского транспорта. Трамвайные линии сняты с Ленинского проспекта, улиц Энгельса, Володарского и других; на многих улицах (по Долгобродской, Змитрока Бядули, Ульяновской, Мясникова, Опанского, Тимирязева и др.) проложены новые трамвайные линии. Восстановлен и значительно развит построенный в 1940 г. трамвайный парк, ведется строительство нового парка. К 1966 г общая протяженность трамвайных путей составила 63 км, а протяженность 40 автобусных внутригородских маршрутов — свыше 293 км.

С конца 1952 г. в городе начали функционировать линии троллейбуса, связывающие центр города с железнодорожным вокзалом, аэропортом, тракторным и автомобильным и другими заводами, с новыми жилыми районами в северной, восточной и южной частях города. Общая протяженность троллейбусных линий составляет около 85 км. В 1964 г. троллейбусный и автобусный пассажирский внутригородской транспорт обеспечивали соответственно 31 и 35% общего объема внутригородских перевозок пассажиров.

Для обслуживания внешних транспортных связей города сооружен современный аэропорт с новым зданием аэровокзала. Вблизи железнодорожного вокзала в 1962 г. построено новое здание автовокзала. В настоящее время Минск — крупный узел автомобильных дорог союзного и республиканского значения.

Успехи в создании более благоприятных условий быта минчан и в общем оздоровлении города во многом связаны с развитием инженерного хозяйства города — централизованных систем водоснабжения, канализации и энергоснабжения.

Система централизованного городского водопровода, впервые созданная в Минске в середине 20-х годов, питается из подземных источников, расположенных в межморенном и более глубоких водоносных горизонтах. В годы войны водозаборным сооружениям и основным водоводам был нанесен большой ущерб. В настоящее время городской водопровод обеспечивает подачу воды потребителям в объеме, более чем в 7 раз превышающем объем водопотребления в 1940 г.

В послевоенные годы были реконструированы все старые и организованы три новых крупных района водозаборных скважин (глубиной 120—300 м), расположенных в пригородной зоне. Общая протяженность водоразводящей сети увеличилась более чем в 4 раза. Проведенные в последние годы гидрогеологические изыскания выявили новые возможности для расширения источников системы городского водоснабжения как из подземных водоносных горизонтов, так и из открытых водоемов. Выявленные источники с водой высокого качества обеспечивают как текущие, так и перспективные потребности населения города.

Крупные работы осуществлены в послевоенные годы и в системе городской хозяйственно-фекальной канализации, впервые введенной в эксплуатацию в Минске в 1930 г. Эта система требовала не только восстановления, но реконструкции и значительного развития в соответствии с новым масштабом застройки города. За период 1944—1964 гг. протяженность канализационной сети увеличилась почти в 7 раз; она охватила значительную часть застроенной городской территории. Количество отводимых, сточных вод на очистные сооружения увеличилось более чем в 60 раз. В связи с тем, что организованные в 1927—1930 гг. очистные сооружения (поля фильтрации) оказались в пределах городской застройки и в послевоенные годы работали с большой перегрузкой, возникла необходимость в организации новых, более современных и крупных сооружений. В 1964 г. объекты первой очереди строительства очистных сооружений, расположенных в пригородной зоне, вступили в эксплуатацию, а старые перестали функционировать.

Очистка сточных вод намечается по схеме полной биологической очистки на мощной станции аэрации с отстойниками, в аэротенках и дезинфицирующих устройствах. В комплексе этих сооружений имеются устройства по сбору и удалению остатков, которые затем используются в пригородном сельском хозяйстве.

Построенные в последние годы и строящиеся канализационные коллекторы позволят освоить под застройку новые крупные территории в соответствии с генеральным планом развития Минска. По существу заново была построена в послевоенные годы сеть коллекторов ливневой канализации, выпуски из которой организованы на р. Свислочь и ее притоках. Наибольшее развитие в послевоенные годы получили сооружения и коммуникации, обеспечивающие энергоснабжение Минска.

Система теплофикации города создана после войны. К настоящему времени она охватила почти все новые жилые и промышленные районы и большую часть старых районов Минска с капитальной застройкой. Построена крупная ТЭЦ и значительно расширена довоенная ТЭЦ, В жилых районах с капитальной застройкой, расположенных вне зоны действия ТЭЦ, создана сеть районных котельных. К 1966 г. от ТЭЦ, районных и групповых котельных централизованным теплоснабжением охвачено около 60% квартир города. Значительно развита сеть горячего водоснабжения.

С 1957 г. в Минске начала создаваться система газоснабжения сначала на основе сжиженного газа, а несколько позднее с использованием природного газа, подаваемого по газопроводу высокого давления из Дашавского газового месторождения в предгорьях Карпат. В 1965 г. сжиженным и природным газом в Минске было обеспечено 115 тыс. квартир, в том числе природным газом около 90 тыс. квартир, и многие промышленные предприятия. На газовое топливо переведены все районные котельные, одна ТЭЦ и частично другая ТЭЦ. Широкое использование природного газа позволило существенно изменить топливный баланс города, снизить загрязнение его воздушного бассейна и освободить транспорт от излишних перевозок дров, торфа и дальнепривозного топлива — каменного угля и мазута.

Минск снабжается электроэнергией от Минской энергосистемы, которая является частью Белорусской энергосистемы, сформировавшейся в послевоенные годы. Потребление электрической энергии в городе очень быстро увеличивается. В 1965 г. оно больше чем в 20 раз превысило уровень ее потребления в 1940 г. Стремительный рост электрических нагрузок Минска — это следствие быстрого технического прогресса в промышленном производстве, широкого внедрения электрической энергии в повседневную жизнь городского населения. В городе построен ряд подстанций «глубокого ввода» электролиний 110 кв, 220 кв в центре нагрузок, связанных между собой и с главными питающими центрами. Все шире используются в городской электросети подземные кабели; это вскоре позволит отказаться от воздушных высоковольтных линий, мешающих застройке.

Существенные преобразования произошли в городской телефонной сети, в системе освещения улиц Минска. Освещенность улиц увеличилась за послевоенные годы в несколько раз. На многих магистральных улицах на самостоятельных железобетонных опорах установлены светильники с экономичными люминесцентными, ртутными и другими совершенными лампами. Организовано центральное диспетчерское управление всей сетью наружного освещения с устройствами, которые позволяют из центрального пункта устанавливать, в какой части города произошло нарушение освещения.

Градостроительные работы, проведенные за послевоенные 20 лет во всех отраслях городского хозяйства Минска, преобразовали город, значительно улучшили условия жизни его населения. Для того чтобы правильно оценить эти преобразования, необходимо более подробно рассмотреть опыт формирования основных магистралей и площадей города и прежде всего его центрального ансамбля, планировку и застройку жилых районов и индустриальную базу строительства, опыт озеленения и организации массового загородного отдыха населения, критически оценить этот опыт в свете новых социальных требований, намеченных в решениях XXII и XXIII съездов КПСС.