Архитектура Западной Римской империи несколько веков находилась в упадке, и лишь в X в. в Западной Европе началось строительство городов. Получила распространение фахверковая конструкция жилья и хозяйственных построек.
В XI—XII вв. на территории, населенной народами романской языковой группы (Франция, запад Германии и север Италии), возник романский стиль, который основывался на наследии древнеримской и византийской культур.
От раннефеодальных романских городов до нас дошли соборы, частично замки и крепостные стены с башнями. Для архитектуры романского стиля характерно сочетание разновысоких объемов, конструктивно связанных опорами и сводами, каменными перекрытиями, полуциркульными арками. Определяющими зданиями романского стиля стали базиликальные соборы с двумя башнями по обеим сторонам входа, увенчанными высокими шатровыми крышами пирамидальной или конусообразной формы.
Такие соборы имели в плане форму латинского креста. Продольное пространство главного нефа отделялось от боковых нефов рядами колонн, на которые опирались арки, несущие стену с оконными проемами. Центральный неф перекрывался цилиндрическим сводом, а боковые — крестовыми сводами, возродившимися во Франции через семь столетий после их применения в Древнем Риме. Крестовый свод образовывался пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических сводов и обычно опирался на четыре опоры. Дверные и оконные проемы завершались полуциркульными арками. Входы соборов выкладывали в виде ряда последовательно уменьшающихся арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал.
Другим архитектурным типом, характерным для романского стиля, были загородные замки феодалов, которые строили как крепости. Их окружали каменной стеной, являвшейся фортификационным сооружением. В планировке и конструкциях замков использовали формы крепостного строительства Ближнего Востока, перенесенные в Европу во время крестовых походов. До нас дошли лишь части романских замков (рис. 14).
Для романской архитектуры Франции и Германии характерны монументальность, суровость и лаконичность форм, для Италии — нарядные многоярусные мраморные аркады. Например, главная площадь в Пизе с собором (1063—1118), баптистерием (1153) и знаменитой «падающей башней» (1174) отличается единством пластической обработки фасадов со сквозными либо глухими полуциркульными характерными романскими аркадами (рис. 15). План собора имеет форму вытянутого латинского креста: главный объем с пятью нефами, поперечный — трехнефный трансепт. Главный объем — продольная часть христианского храма — расчленен на нефы аркадой.
Пизанская башня, окруженная аркатурными галереями, из-за неравномерной осадки грунта еще при строительстве получила наклон.