В архитектуре петровского времени в первую четверть XVIII в. утверждаются идеи национального могущества России. Расширялось производство строительных и отделочных материалов, широко применяли штукатурные работы. Появились новые типы зданий: верфи, арсеналы, госпитали, театры, музеи, библиотеки и т. п.

Этот период иногда называют условно «петровским барокко», однако русские зодчие этого времени обращались и к наследию Ренессанса, и к барокко, и к классицизму, уже появившемуся во Франции. Одним из первых дворцов в Москве был Лефортовский в Немецкой слободе (1697—1707, Д. Аксамитов, Д. Фонтана).

В Московском Кремле был построен Арсенал (1702—1736, Д. Иванов, X. Конрад и др.) с применением ордерных членений. Ведущее значение приобретают жилые, общественные и административные здания. Из культовых сооружений выделяется «Меньшикова башня» (1705—1707, И. Зарудный) в традиционной форме триумфального столпа.

Большую роль в архитектуре сыграли указ Петра I (1714) о запрете монументального строительства во всех других городах России, кроме новой столицы, утверждение новой системы образования, появление иностранных книг в переводе.


В конце XVII в. в Россию проникла бастионная система крепостей. В 1703 г. была заложена Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге — начало новой столицы с судостроительной верфью (1704) на берегу Невы.

Строительство новой столицы началось с каменного Летнего дворца Петра (1708—1711, А. Шлютер, Н. Микетти, М. Земцов). В Петропавловской крепости был возведен собор (1712—1733, Д. Трезини) с трехнефным базиликальным планом, с ярусной колокольней. Загородные дворцы Петра были ансамблями нового типа с симметричной планировкой зданий и парков. В Петергофском дворце и парке (1714—1728, М. Земцов, А. Леблон и др.) композиция решена террасным спуском к морю с системой фонтанов, гротов, павильонов.

В 1716 г. началась разработка генерального плана Петербурга с учетом трехлучевой композиции планировки Адмиралтейской части, где главным лучом был Невский проспект. Лучи трех магистралей сходились к Адмиралтейству. Для зданий петровского времени характерны рустовка углов, пилястры, филенки, обрамление окон, наличников в духе французского классицизма.


Петровский период был переломным этапом в русской архитектуре. Ведущими типами сооружений в архитектуре этого периода становятся общественные здания, а также городские и загородные дворцово-парковые ансамбли.

Русское зодчество периода 40—50-х годов XVIII в. называют русским барокко, стиль этого времени выразил В. Растрелли (1700—1771). Растрелли придал цельность объему здания Большого Царскосельского дворца под Петербургом, надстроив галереи и создав ось анфилады помещений дворца. Четкий ритм, заложенный в протяженном фасаде, получил богатую декоративную разработку как в цвете, так и в пластических приемах. Прекрасно решены интерьеры. Тронный зал является шедевром архитектуры XVIII в.

Рис. 39. Зимний дворец. Петербург
Рис. 39. Зимний дворец. Петербург
В 1755—1762 гг. в Петербурге по проекту Растрелли был построен Зимний дворец (рис. 39). Фасады дворца по высоте делятся на два яруса композитного ордера с колоннами, расположенными в сложном ритме, с акцентированием входов и углов. Разнообразные формы оконных наличников, фронтонов, множество статуй, ваз делают южный фасад дворца, обращенный к городу, нарядным и праздничным, что подчеркнуто ярким цветом стен в контрасте с белыми деталями.

С 60-х годов XVIII в. намечается отход от барокко, особенно заметный в садово-парковых комплексах, где появляются строгие, классические формы.