Древнеримской культуре предшествовал период этрусской культуры (VIII—II вв. до н. э.). Архитектура Этрурии (Тосканы) формировалась под влиянием других средиземноморских областей Древнего мира, в частности Греции. Дошедшие до нас остатки оборонительных городских стен и жилых домов, руины гробниц, храмов Этрурии, различные типы каменных сводов свидетельствуют о высоком уровне мастерства обработки камня и дерева. Этрусские храмы строили из дерева и кирпича-сырца. В отличие от греческих они стояли на высоком пьедестале (подиуме). Гробницы были двух типов: пещерные и отдельно стоящие объемы конической формы. Жилые дома прямоугольные, симметричные в плане, перекрывались четырехскатными крышами с центральным отверстием (комплювием), под которым находился водоем (имплювий) в главном помещении дома (атриуме).

Этрусский ордер представлял собой вариант греческого дорического, но колонны его были без каннелюр и имели базу. Поскольку Этрурия располагалась на месте современной Тосканы, этот ордер стали называть тосканским.


В IV в. до н. э. римляне завоевали всю Италию, а во II в. до н. э. — все Средиземноморье, образовав огромное государство, простиравшееся от Пиренеев до Малой Азии. На протяжении нескольких веков Римское государство было республикой, в 31 г. до н. э. стало империей.

Республиканский период (V—I вв. до н. э.) по времени соответствует классическому и эллинистическому периодам Древней Греции, произведения архитектуры которой служили для римлян образцом. В период аристократической рабовладельческой республики римляне применяли греческие ордеры, особенно коринфский и ионический.

Вокруг центральной торговой и общественной площади Древнего Рима — Римского форума, где проходили народные собрания, ярмарки, вершился суд, — ко II в. до н. э. сложилась застройка на равнине, ограниченной тремя холмами (Капитолием, Палатином и Квириналом). Впоследствии к Римскому форуму примкнули еще пять форумов: Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна.

Ко второй половине II в. до н. э. относится создание арочных акведуков — римских инженерных сооружений для подачи воды. Тогда же окончательно сформировался атриумно-перистильный тип италийского городского жилого дома, в котором атриум — наследие этрусков — составлял центр официальной половины жилого дома, а расположенный за ним перистильный дворик, по типу греческого, принадлежал к интимной части дома.


Атриумно-террасный тип загородного дома — вилла — складывается в I в. до н. э. В это же время при строительстве Табуляриума (здания архива в Риме) впервые была применена римская ордерная аркада — архитектурная система, совместившая два принципа перекрытий: греческий стоечно-балочный и сводчатый, заимствованный у этрусков. В середине I в. до н. э. был построен форум Цезаря — строго спланированный перистильный двор коринфского ордера с храмом Венеры (мифологической покровительницы рода Юлиев) в глубине.

Следующий период —императорский (31 г. до н. э.—V в. н. э.) — можно разделить на три этапа. Архитектура первого этапа (I в. до н. э. —I в. н. э.), для которого характерно укрепление императорской власти, отличалась простотой композиционных решений. Образцом для нее служили произведения греческой классической архитектуры. В числе главных памятников — форум Августа с храмом Марса Ультора (Мстителя). Коринфские колонны храма поставлены тесно, с интерколумнием (расстоянием между колоннами) в 1,5 диаметра колонны. Получает широкое распространение конструктивная система, основанная на сочетании в стенах и перекрытиях обожженного кирпича с так называемым римским известковым бетоном. Кирпич вводился в виде арок или пластов, чередовавшихся с бетонными слоями, что позволило возводить своды и купола большого пролета. Снаружи здания облицовывали травертином или мрамором, внутри стены штукатурили и расписывали.

Рис. 9. Стенные росписи Помпеи
Рис. 9. Стенные росписи Помпеи
Жилое строительство было двух видов: частные дома типа особняков (домусы) и многоэтажные дома бедноты (инсулы). Многочисленные домусы сохранились в Помпее. В XVIII в. при раскопках на месте римских городов Помпеи, Геркуланума (засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н. э.) были обнаружены хорошо сохранившиеся стенные росписи атриумно-перистильных жилых домов, в которых видно влияние греческого искусства. В росписи стен интерьеров жилых домов можно выделить четыре декоративных стиля (рис. 9): подражание облицовке цветными мраморами и яшмой (II в. до н. э. — 80-е годы н. э.); живописное изображение в перспективе тематических картин, пейзажей, иллюзорно увеличивающих помещение (80-е годы до н. э. — 20-е годы н. э.); выявление плоскости стены введением канделябров, гирлянд, цветов, орнаментов, натюрмортов и многофигурных композиций, требующих рассмотрения вблизи (рубеж н. э.); пышные и фантастические узоры в сочетании со сложными перспективными построениями (с середины I в. н. э.).

В I в. до н. э. в Риме на Марсовом поле был построен театр Марцелла с тремя ярусами аркад — единственный частично сохранившийся из театров того времени. Римские театры в отличие от греческих располагались не на склоне холма, а на специальных сводах — субструщиях. Многоярусная ордерная аркада стала основным приемом композиции фасадов римских театров и амфитеатров в течение всего периода империи.

Рис. 10. Ворота Порта Маджоре в Риме
Рис. 10. Ворота Порта Маджоре в Риме
Частично сохранился до нашего времени грандиозный акведук (водопровод) Клавдия (I в. н. э.). Его ворота — Порта Маджоре — являются примером сочетания рустовки (архитектурной кладки или облицовки стен не отесанными с наружной стороны камнями) с профилировкой деталей портиков (рис. 10).

В 70—90 гг. н. э. был построен самый большой амфитеатр Древнего Рима — овальный в плане Колизей (рис. 11), рассчитанный на 56 тыс. зрителей. Его диаметры 188 и 156 м, высота 48,5 м. Архитектурная система Колизея представляет собой три яруса кирпично-бетонных опор, поддерживающих облицованные мрамором места для зрителей. Галереи двух нижних ярусов — традиционные цилиндрические своды, в построенном позднее третьем ярусе применены крестовые своды, образованные пересечением двух цилиндрических. Ордерные аркады на фасаде расположены ярусами: внизу — тосканский ордер, выше — ионический, в третьем ярусе — коринфский. Стена завершена высоким аттиком — стенкой над венчающим карнизом. Гигантская облицованная травертином поверхность стен Колизея производила впечатление мощи и силы.

Рис. 11. Амфитеатр Колизей в Риме
Рис. 11. Амфитеатр Колизей в Риме
В честь памятных событий строили триумфальные мемориальные арки и колонны, демонстрировавшие величие и могущество императорской власти. Арка Тита (70—81 гг. н. э.), воздвигнутая в память подавления иудейского восстания, богато украшена сюжетными композициями: шествие легионеров, несущих трофеи, семисвечник из разрушенного храма Соломона в Иерусалиме,

Тит на колеснице в окружении соратников и богов и т. д. Арка Тита (рис. 12) представляет собой ордерный портик с арочным проездом, в ней впервые применен самый богатый и мощный из римских ордеров — композитный, или сложный. Капитель композитного ордера представляет собой сочетание капителей ионического и коринфского ордеров. Безупречность общей композиции арки и гармоничность пропорций выделяют ее из сооружений этого типа.

Каждая историческая эпоха по-своему трактовала ордер, стремясь к художественному совершенству композиции. Единственным сочинением об ордерах, написанным в эпоху античности, является трактат «Десять книг об архитектуре» римского архитектора Витрувия (вторая половина I в. до н. э.). Описывая ордеры, Витрувий применил условную единицу — модуль, равный нижнему диаметру колонны.

Рис. 12. Арка Тита в Риме
Рис. 12. Арка Тита в Риме
Теория ордеров получила дальнейшее развитие в Италии в эпоху Возрождения в трудах выдающихся архитекторов Виньолы (1507— 1573) и Палладио (1503—1580). Они описали тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный ордеры, определяя все размеры с помощью модуля (М). У Виньолы модуль равен нижнему радиусу или диаметру колонны, высота антаблемента равна 1/4 высоты колонны во всех ордерах. Высота колонн в тосканском ордере 14 м, в дорическом —16, в ионическом — 18, в коринфском и композитном — 20 м. Расстояние между колоннами (интерколумний) в тосканском, коринфском, композитном ордерах 4 2/з м, в дорическом — 5?, в ионическом — 4? м. Палладио установил правило ярусного расположения ордеров от массивного нижнего к более легким верхним — от тосканского к композитному. Его трактат «Четыре книги об архитектуре», который содержит анализ классических произведений древнегреческой и древнеримской архитектуры, оказал большое влияние на развитие западноевропейской классической архитектуры. Строгие классические принципы отражены в произведениях самого Палладио. Если для всех ордеров Виньола принял отношение ширины пролета арки к ее высоте как 1:2, то Палладио изменил его его на 3:5 в тосканском и 2:5 в композитном.

Второй этап императорского периода (II в. н. э.) называют золотым веком Римской империи. В этот период архитектором Аполлодором Дамасским был построен самый крупный архитектурный ансамбль Древнего Рима — Форум римского императора Тра-яна, который отличался не только своими размерами и разнообразием композиционного решения, но и богатством отделки. Пяти-нефная базилика Ульпия вытянута параллельно поперечной оси Форума. Громадная 38-метровая колонна обвита непрерывной лентой рельефов, изображающих победоносные походы Траяна.

Появился новый тип общественного здания для суда, торговых сделок — базилика (греч. basilike — царский дом). Здание прямоугольной формы в плане разделялось на 3—5 нефов рядами колонн, причем средний неф был выше боковых.

Другое выдающееся произведение Аполлодора Дамасского — Пантеон (125 г. н. э.) — «Храм всех богов», перестроенный из круглого бассейна: гигантский цилиндрический объем, перекрытый сферическим куполом диаметром 43,2 м со световым отверстием в центре. Интерьер отделан полихромным мрамором.

На третьем этапе императорского периода (III в. н. э.) для архитектуры характерен повышенный интерес к декоративному началу, грандиозному масштабу. Так, были построены термы Ка-ракаллы — сложный комплекс общественных бань на 1800 человек, включающий бассейны, ванны, библиотеки, магазины и пр., грандиозные термы Диоклетиана — огромное прямоугольное здание с помещениями, перекрытыми куполами.

В альпийских и придунайских провинциях с I в. н. э. выросло много городов по римскому типу — с арками, храмами, амфитеатрами. Во II в. н. э. приобретает большое значение сирийский город Пальмира. Его архитектурные сооружения отличались древневосточной пышностью декоративных элементов. Недалеко от Пальмиры располагался культурный центр Баальбек — святилище римских местных богов (I—III вв. н. э.) — колоссальное по своим размерам. Так, высота коринфских колонн храма Юпитера — около 20 м.

В другой богатой восточной провинции — Египте, присоединенном к Риму в 30 г. до н. э., культурным центром был город Александрия, сохранивший язык, религию, обряды и обычаи эпохи эллинизма. В восточных и южных провинциях империи широко использовали декоративные ордерные приемы, особенно арочный антаблемент, повторяющий форму арки и затем переходящий в горизонтальный пояс.

Новые черты архитектуры проявляются в памятниках, связанных с распространением христианства. Первые христианские сооружения — катакомбы — подземные многокилометровые галереи, прокладываемые за пределами города, где первые христиане хоронили собратьев, — были расписаны картинами на библейские сюжеты. Катакомбы окружали Рим сплошным кольцом. Интенсивно развивается мозаичное искусство. В дальнейшем архитектура этого периода отмечена острой борьбой многовековых традиций античности с новыми идеалами и формами, зарождающимися в недрах разлагающегося рабовладельческого общества.

Время императора Константина (306—337 гг. н. э.) — последний этап развития римской античной архитектуры. В 330 г. н. э. Константин перенес столицу в Константинополь.

После признания христианства государственной религией (313 г. н. э.) начинается строительство христианских храмов — базилик, форма и название которых взяты из античности. Они были прямоугольными в плане с трех- или пятинефными членениями пространства. Поперечная галерея (трансепт) пересекала алтарную часть нефа. Алтарь располагался в апсиде — полукруглой нише, покрытой четвертью сферы (конхой). Атриум перед базиликой был окружен колоннадой, в центре его ставилась купель.

Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было скромным, конструктивное решение отличалось простотой: стены выкладывали из кирпича, средний неф возвышался над перекрытием боковых нефов, его стены были прорезаны окнами. Ряды мраморных колонн служили опорами для арок или антаблемента, поддерживающих продольные стены среднего нефа. Наряду с базиликами строили культовые сооружения центрического типа: баптистерии (крешальни), мавзолеи. Их интерьеры украшали мозаикой, фресками.

Римская архитектура оказала значительное влияние на развитие мирового зодчества. Пространственный размах при цельности архитектурных комплексов, строгая лаконичность форм, суровая простота и законченность композиции, грандиозность планировки, выразительность образа — вот те важные черты, которые характеризуют одну из величайших архитектурных эпох.