Художественный паркет веками считался принадлежностью исключительно дворцовых интерьеров. Начиная с VI в. вряд ли можно найти в Европе дворец, пол в котором не был бы выложен разноцветными многоугольниками и звездами из дерева. В более сложных композициях можно увидеть жанровые сценки, фантастических зверей и птиц и так далее.

Искусство художественного паркета восходит к истории изготовления драгоценных ковров и старинных шпалер, а еще более ранний его предшественник — творчество мастеров фрески.

В России первые упоминания о создании художественного паркета относятся к XVIII в. и связаны прежде всего с именем архитектора Растрелли.

Можно отметить то обстоятельство, что художественный паркет развивался по тем же законам, что и архитектура и изобразительное искусство.

Так, например, в конце XIX в., с началом массового фабричного производства, паркет на целые 100 лет застывает в своем развитии и из искусства превращается в красивое ремесло.

В наши дни наблюдается возрождение традиций художественного паркета. Детали рисунка сейчас вырезаются уже не вручную, как раньше, а на станках, но в остальном создание художественного паркета — кропотливая ювелирная работа.


Строение щита художественного паркета
Строение щита художественного паркета
В отличие от простого паркета художественный выполняют из двух и более пород древесины, а его рисунок составлен из элементов двух и более размеров.

При создании рисунков используют различные породы дерева: и дуба, и ореха, красного и черного дерева, клена и т. д.

Для монтажа художественного паркета используется многослойная подоснова, которая предусматривает крепление элементов паркета к промежуточному слою водостойкой фанеры, который, в свою очередь, через парогидроизоляцию крепится дюбелями или винтами к цементной стяжке или деревянному «черному» полу.

А также применяют многослойное (7—9 слоев) лаковое покрытие со шлифовкой и полировкой между слоями, которое обеспечивает блеск и кажущуюся глубину поверхности пола.

К художественному относят паркет со вставками из камня, перламутра, металла и так далее.

Высокие цены на модный художественный паркет привели к тому, что появился его конкурент — имитатор — щитовой паркет с высокохудожественным исполнением рисунка.

Имитации художественного паркета можно добиться оригинальной настилкой штучного паркета. Конечно, процесс этот довольно трудоемкий и предполагает наличие художественного вкуса. Все дело в монтаже (подгонке) различных вставок из других пород дерева. Получаемое при этом различие цветов можно усилить при помощи морилок, лаков и т. д.

Художественный паркет выполняется из декоративных художественных щитов или штучного паркета. Щиты могут быть квадратные или прямоугольные в соотношении 1:2. Наиболее часто применяются щиты с размером 1000x1000 и 1000x500 мм. Щиты могут быть и меньших размеров — 800x800, 600x600 мм и т. д.

Основные приемы устройства художественного паркета:

  • Интарсия — это живописная композиция. В основную породу древесины лицевого слоя (общий фон) вставляются отдельные фрагменты древесины других пород, чаще всего цветных.
  • Маркетри — это геометрическая композиция. В этом случае рисунок лицевого покрытия набирают из отдельных планок, различных по цвету и текстуре. Планки плотно подгоняют одну к другой и приклеивают на основание щита.
  • Графье — гравировка по дереву. С помощью такого приема можно создавать различные узоры по основному фону путем вырезания тонких желобков. В желобки вставляются волокна черного дерева.
При создании композиций художественного паркета сочетают приемы интарсии и маркетри.


Для художественного паркета лучше всего использовать основание из влагостойкой фанеры. В этом случае возникает вопрос: как подобрать толщину фанерного слоя под конкретный вид паркетных планок? Правило здесь простое — толщина фанеры должна быть равна толщине паркетных планок или чуть тоньше их.

Существуют два способа укладки художественного паркета:

  • 1. В заводских условиях детали художественного рисунка наклеиваются под давлением на щит. Остается только подогнать эти щиты друг к другу на месте и покрыть лаком. Недостаток этого способа в том, чтокпрактически очень сложно добиться точности при подгонке щитов.
  • 2. Все составляющие художественного паркета (планки, фигурные вырезки, вставки и т. д.) укладывают непосредственно на месте на заранее подготовленное основание. Такой способ позволяет получать гарантированное качество покрытия.
Для такой укладки надо использовать качественные составляющие. Рекомендуемая толщина паркетных планок — 15 мм. При такой толщине полезный слой (до паза или гребня) составит 7 мм, что не намного тоньше, чем у планки толщиной 22 мм.

Паркетные планки с обратной стороны должны иметь перпендикулярные прорези по всей длине почти до половины толщины.

Паркетные планки должны иметь хорошую геометрию. Это позволит хорошо состыковывать их, создавая рисунки художественного паркета.

Следует учитывать следующие обстоятельства:

  • чтобы получить качественное покрытие из художественного паркета; необходимо приобретать материалы высокого качества;
  • для настилки художественного паркета необходимо приглашать мастеров высочайшей квалификации.
Существует ряд фирм, которые помимо изготовления самого художественного паркета предоставляют услуги по укладке художественных полов самой различной степени сложности. Это фирмы «Золотое сечение», «Паркет-Холл», «Висст-А», «Дом паркета», «Мир паркета». Отдельно надо отметить московский завод «Интеграф», выпускающий художественный паркет высокого качества.