Объемно-переставная опалубка состоит из секций, образующих в рабочем положении опалубку П-образной формы для бетонирования стен и перекрытий жилых и гражданских зданий.

22. Схемы демонтажа объемно-переставной опалубки
22. Схемы демонтажа объемно-переставной опалубки
В настоящее время во всем мире применяется множество конструкций объемно-переставной опалубки с принципиально различными способами монтажа и демонтажа ее по секциям (рис. 22). Монтаж и демонтаж секциями небольшой ширины с использованием подмостей связан с наиболее высокими затратами труда на опалубочные работы (включая трудоемкий процесс установки и демонтажа подмостей). Кроме того, применение опалубки, состоящей из небольших секций с множеством стыковых соединений по длине «туннеля», связано со значительными затратами труда на подгонку секций при стыковке и последующими отделочными работами, связанными с выравниванием поверхности, срезкой наплывов и выравниванием перепадов в местах стыковых соединений.

Применение траверс типа «утиный нос» позволяет снизить затраты труда на демонтаж секций, однако проблема стыковки и последующей отделки бетонных поверхностей в местах стыковых соединений остается неизменной. Наиболее эффективно применение крупноразмерных блоков объемно-переставных опалубок. В этом случае достигается наибольшая производительность труда и оказывается возможным получение высококачественных бетонных поверхностей без рустов и наплывов в пределах бетонируемой ячейки здания. Ограничения по длине демонтируемых блоков обычно связаны с грузоподъемностью крана. В этом плане достаточно интересна идея, примененная впервые фирмой «Утинор» (Франция), использования секций, разрезанных вдоль бетонируемого туннеля, что позволяет увеличить длину демонтируемых целиком секций до 14—15 м. Кроме того, применение таких секций (Г-образных полутуннелей) позволяет осуществлять демонтаж опалубки до достижения бетоном перекрытий с пролетами более 6 м прочности, составляющей 80% проектной. В этом случае после демонтажа одного полутуннеля посредине пролета перекрытия выставляется ряд телескопических стоек, после чего демонтируется второй полутуннель. Такой способ позволяет значительно увеличить темп оборачиваемости дорогостоящей опалубки даже без применения интенсивного прогрева бетона.

23. Демонтаж опалубки фирмы «Утинор» крупноразмерными секциями
23. Демонтаж опалубки фирмы «Утинор» крупноразмерными секциями
Опалубка фирмы «Утинор» (рис. 23) собирается из двух полутуннелей Г-образной формы. Крупноразмерные блоки (полутуннели) набирают из стандартных Г-образных секций длиной 0,625, 1,2 и 2,5 м. Секции тщательно подгоняют на болтах или центрирующих замках в блоки длиной до 12,5 м и затем монтируют и демонтируют без переборки. Высота секций 2,8 и 3 м. В рабочем положении опалубку собирают в пролеты перекрытий до 7,3 м. Секция блока, примыкающая к продольной стене, выполнена с дополнительным, жестко соединенным щитом.

24. Подмости с откидным ограждением
24. Подмости с откидным ограждением
Щиты стен и перекрытий Г-образной секции объединены регулируемыми по длине диагональными раскосами, на них установлены также складывающиеся подкосы с катками. Катки имеются также на вертикальных щитах стен. На этих же щитах в нижней части установлены винтовые домкраты. Полусекции после установки в рабочее положение на домкратах соединяются с другими полусекциями по длине туннеля, после чего подкосы могут быть сложены. При распалубке устанавливаются в рабочее положение подкосы, полусекции отсоединяются одна от другой, при поднимании домкратов полусекции отрываются, отходят от бетона и опускаются на катки, установленные на подкосах и боковых щитах. После этого полусекции вручную (используя рычаги, упирающиеся в бетон) выкатывают из туннеля. Для демонтажа используют подмости с откидным ограждением (рис. 24). При извлечении полусекцию прокатывают за обрез подмостей и в этом положении стропят, дальнейшее извлечение осуществляется с помощью каретки крана. Стропят полусекцию с помощью специальной траверсы (рис. 25), центральный стержень которой пропускается через отверстие в горизонтальном щите опалубки перекрытия и снизу закрепляется винтовым соединением. Снизу стержни закрепляют на балке или ферме, установленной на длине полусекции, что позволяет равномерно по длине секции распределить усилие при монтаже. При закреплении снизу к балке центрального стержня верхние опоры траверсы притягивают к верхней поверхности горизонтального щита и надежно закрепляют секцию при строповке.

25. Траверса для монтажа и демонтажа опалубки фирмы «Утинор»
25. Траверса для монтажа и демонтажа опалубки фирмы «Утинор»
Опалубка торцов стен и перекрытий закрепляется на секциях с помощью консольных опор, что позволяет устанавливать торцы на различном расстоянии от торца секции.

Г-образные полусекции при монтаже П-образных (в рабочем положении) туннелей опалубки использует так-же фирма НОЕ, причем сами полусекции монтируют из унифицированных несущих элементов крупнощитовой опалубки фирмы.

Монтаж и демонтаж опалубки НОЕ (в зависимости от грузоподъемности крана, технологии строительства и т. д.) могут производиться как Г-образными полусекциями, так и П-образными туннелями. Монтаж и демонтаж осуществляются с помощью стропов, один из которых выполнен с регулятором длины. Демонтаж блоков требует большей осторожности и осуществляется без использования монтажных подмостей. Туннель опалубки выкатывают наружу до появления первых строповочных отверстий и в этом положении осущестляют первую строповку. Затем туннель прокатывают дальше до появления дальних строповочных отверстий и закрепляют стропами с регуляторами длины. После второй строповки регуляторами выравнивают длину стропов при одновременном перемещении туннеля опалубки наружу.

Примерно такой же способ демонтажа (демонтаж и монтаж осуществляют целиковыми крупноразмерными П-образными туннелями длиной до 14 м) применяется фирмой «Хюннебек» (ФРГ). Особенностью демонтажа, применяемого фирмой, является использование специальной тележки с двумя парами сдвоенных колес, оборудованной заклинивающим приспособлением. После первой строповки и при дальнейшем прокатывании передние колеса тележки, которые установлены примерно посредине длины туннеля опалубки, скатываются с перекрытия, при опрокидывании нажимается упорное устройство заклинивающего приспособления, расположенное между двумя парами колес. Опалубка в этом положении фиксируется от дальнейшего перемещения на перекрытии, и производится вторая строповка. После освобождения заклинивающего приспособления туннель опалубки извлекается краном. Окончательное извлечение при стропах разной длины приводит к небольшому опрокидыванию и созданию динамического удара. Для усиления перекрытия, на котором заклинивается туннель опалубки, под него устанавливают подпорные телескопические стойки.

26. Унифицированная объемно-переставная опалубка ЦНИИОМТП
26. Унифицированная объемно-переставная опалубка ЦНИИОМТП
Как видно из описания, несмотря на целый ряд преимуществ крупноразмерного монтажа объемно-переставной опалубки, демонтаж крупногабаритных блоков связан с определенными трудностями. Наиболее безопасным и удобным является способ, применяемый фирмой «Утинор». Демонтаж крупноразмерных полутуннелей, применяемых фирмой, не вызывает сколько-нибудь ощутимых затруднений, производится достаточно легко и быстро,

ЦНИИОМТП разработаны два варианта объемно-переставной опалубки, их монтируют и демонтируют мелкоразмерными секциями с использованием монтажных подмостей и крупноразмерными полутуннелями.

Первый вариант секции опалубки (рис. 26) состоит из Г-образных полусекций, объединенных шарнирным распалубочным механизмом. Между полусекциями находится центральная вставка. На боковых щитах установлены катки и винтовые домкраты для приведения в рабочее положение и распалубливания. При распалубливании после опускания центральной вставки и освобождения домкратов винтовой тягой приводится в действие шарнирный распалубочный механизм, при этом с помощью тяг отрываются от бетона и стягиваются боковые щиты, вся П-образная секция «сжимается» и опускается на колеса. К недостаткам конструкции следует отнести множество шарнирных сопряжений, затрудняющих точную подгонку при установке в рабочее положение, и небольшую длину секций (ограниченную габаритами монтажных подмостей), что определяет большое число стыковых соединений секций по длине туннеля.

27. Г-образная полусекция крупноразмерной объемно-переставной опалубки ЦНИИОМТП
27. Г-образная полусекция крупноразмерной объемно-переставной опалубки ЦНИИОМТП
Секции рассчитаны на высоту этажа (от потолка до потолка) 2,8 и 3 м и пролеты перекрытий от 2,7 до 6,3 с модулем 0,3 м. Длина секций 1,2, 1,5 и 1,8 м. Для демонтажа опалубки применены подмости, опирающиеся на нижележащее перекрытие и прикрепляемые к стене нижнего этажа тягами изменяемой длины. Ширина подмостей 2,2 м. В зависимости от пролета перекрытий и высоты этажа запроектировано 26 типоразмеров монтажных подмостей.

В состав комплекта опалубки входят также секции опалубки для бетонирования коридоров, опалубки торцов стен и перекрытий, крупные щиты торцовых стен и другая оснастка.

Коридорная секция рассчитана на бетонирование коридоров шириной в свету 1,4 и 1,6 м. Ширина коридорной секции составляет 1,2 и 1,5 м.

Наиболее перспективна крупноразмерная объемно-переставная опалубка конструкции ЦНИИОМТП (рис. 27), состоящая из Г-образных полусекций.