Крупнощитовую разборно-переставную опалубку целесообразно применять при изготовлении крупноразмерных бетонных.и железобетонных конструкций и сооружений с большими опалубливаемыми поверхностями.
Опалубка состоит из крупноразмерных щитов, масса которых превышает 50 кг, что не позволяет монтировать и демонтировать ее вручную. Поэтому целесообразно применение опалубки возможно больших габаритов и массы, что позволяет снизить трудоемкость работ, улучшить качество поверхности за счет исключения стыковых соединений, полнее использовать грузоподъемность крана.
Однако крупноразмерные щиты массой, близкой к предельной грузоподъемности крана, менее универсальны, применение их возможно для бетонирования крупноразмерных конструкций с часто повторяющимися или одинаковыми поверхностями.
Крупнощитовая модульная опалубка конструкции ЦНИИОМТП (рис. 14) универсального назначения предназначена для бетонирования конструкций как жилых, так и промышленных зданий и сооружений. Опалубка выполнена со съемными поддерживающими элементами, объединенными с подмостями.
Унифицированная крупнощитовая опалубка конструкции ЦНИИОМТП (рис. 15) состоит из набора основных, угловых, торцовых и доборных щитов. Из них можно собирать панели для бетонирования стен различной длины от 2,1 до 5,7 м с модулем изменения размеров 300 мм. Изменение высоты щитов, соответствующей высоте этажа от 2,8 до 3 м, достигается заменой верхних вставок, которые одновременно служат направляющими 1ля укладки бетонной смеси в тонкостенные конструкции. Щиты состоят из набора унифицированных несущих элементов — горизонтально расположенных прогонов жесткости и вертикально устанавливаемых несущих ферм. В нижней части ферм установлены подкосы с винтовыми рихтовочными домкратами для точной установки, отрыва от бетона и распалубливания. Щиты оборудованы подмостями для бетонирования.
Для формирования внутренних углов применяют угловые щиты размером в плане 200X 200, 020x220, 240X240 мм. Для монтажа щитов торцовых наружных стен используют подмости длиной от 2,1 до 5,7 м с модулем изменения размера 0,3 м. Для удобства и безопасности производства работ вдоль фасадов зданий используют подмости размерами от 2,7 до 6,3 м.
Для фиксации толщины стены и определения положения щитов опалубки вышележащего этажа или захватки применены железобетонные маяки. Крепление маяков осуществляется с помощью стяжных болтов, соединяющих панели опалубки. В маяках наружных стен, кроме того, предусмотрены втулки для крепления подмостей. Маяки рассчитаны на стены толщиной 12, 16 и 20 см (табл. 10).
Опалубка только с AZ = 16 применяется при установке вручную для бетонирования конструкций с небольшой поверхностью, в том числе фундаментов и стен подвалов; эти же элементы в комплекте с деревянными брусками, образующими каркас, используются как при монтаже вручную, так и при монтаже механизированным способом и могут применяться для бетонирования конструкций с большими поверхностями. Щиты с AZ = 27 элементами используются для конструкций с поверхностью средней величины для промышленного, а также жилищного строительства для получения конструкций с хорошей поверхностью. Щиты с AZ = 50 используются для конструкций большой поверхности и высоты, в том числе для конструкций жилищного строительства, требующих получения хорошей поверхности, массивных конструкций, включая опорные стены, мостовые опоры и т. д.
Тяжелый щит опалубки с комбинацией Л2-элементов 50, 27 и 16 см показан на рис. 16.
Такой же принцип заложен в конструкцию опалубок многих западных фирм. Причем унифицированные несущие элементы могут применяться в конструкциях опалубок самых различных типов: крупнощитовой (для стени перекрытий), блочной, катучей, объемно-переставной и т. д.
Так, западногерманская фирма НОЕ кроме специальных типов опалубки применяет систему, комплектующуюся из элементов различной несущей способности. Тип опалубки обозначают по основному несущему элементу: «Комби-20»; «Комби-30»; «Комби-70» (цифры обозначают ширину элемента) (рис. 17). Причем в опалубках с элементами высокой несущей способности применяются элементы меньшей несущей способности.
Опалубки изготовляют из комбинации материалов: в качестве несущих используются стальные унифицированные элементы, в качестве палубы — клееная фанера с синтетическим покрытием, в качестве поперечных и продольных прогонов используются также деревянные бруски.
Монтаж крупнощитовой опалубки стен начинается с угловых щитов, после чего последовательно по рискам, нанесенным на перекрытие или основание (или по установленным маякам, определяющим положение и толщину стен), краном устанавливаются щиты по длине стены. В (вертикальной плоскости щиты рихтуют с помощью винтовых домкратов, установленных на подкосах, и соединяют с ранее установленными щитами. Установку противостоящих щитов целесообразно начинать после смазки опалубки, установки арматуры, электрической и другой разводки. Противостоящие щиты опалубки объединяют стяжными болтами, чтобы воспринимать давление бетонной смеси. Монтаж щитов опалубки верхнего яруса после демонтажа нижнего, а также опалубки торцовых стен здания производится с помощью монтажных подмостей или опорных консольных кронштейнов, прикрепленных к забетонированной стене. Опалубку торцовых стен здания удобно монтировать на консольные опоры, пропускаемые через отверстия в стене нижележащего этажа. На нижней части щитов в этом случае закрепляют конусные ловители, которые садятся на консольные опоры, после чего щит притягивается и закрепляется к стене нижележащего этажа со стороны помещения.
Крупноразмерная опалубка перекрытий изготовляемся шириной меньшей, чем пролет перекрытия между стенами, на 10...15 мм с каждой стороны. Между опалубкой перекрытий и опалубкой стен (или забетонированной стеной) устанавливают прокладки из листового материала или уплотняющие профильные прокладки.
Демонтаж опалубки перекрытий начинается с опускания опорных элементов опалубки (стоек или консольных опор стен), после чего опалубку выкатывают к проему или на следующую захватку. Крупноразмерная опалубка полностью выкатывается на монтажные подмости, где стропится и переставляется краном.
Крупноразмерные опалубки извлекают при движении каретки крана с помощью специальной консольной траверсы типа «утиный нос» или без нее до появления первых строповочных отверстий (опалубка выкатывается на подмости с откидным ограждением или за торец перекрытия аналогично демонтажу объемно-переставной опалубки). После этого на опалубке закрепляют первые стропы, а затем она прокатывается дальше движением каретки крана до появления вторых строповочных отверстий. После окончательной строповки опалубка полностью извлекается краном из-под забетонированного перекрытия. Обе пары строп закрепляют на крюке крана независимо один от другого. Вторая пара строп может выполняться переменной длины с установкой фаркопфов. В этом случае после второй строповки при вращении фаркопфа и одновременном ослаблении натяжения краном первых стропов длина их выравнивается, после чего опалубка краном выводится из-под перекрытия. Надо сказать, что извлечение крупноразмерной опалубки из-под перекрытия на верхних этажах требует определенных навыков, согласованных и квалифицированных действий как крановщика, так и рабочих-опалубщиков.