Мастики, приготовленные централизованно на заводах, транспортируют на строительные площадки автогудронаторами или в термосах.
Автогудронатор (рис. 19) — грузовой автомобиль с цистерной вместимостью 3...5 т — предназначен для перевозки различных вяжущих материалов с температурой до 200°С на строительные площадки. При перевозке вяжущих материалов на значительные расстояния автогудронатор должен быть оборудован подогревательным и перемешивающим устройствами.
Мастику, поставляемую в холодном состоянии, хранят в закрытом помещении или под навесом рассортированной по маркам. Допускается хранение мастики на открытой площадке при условии защиты ее от загрязнения, увлажнения и солнечного облучения.
Мастику в зависимости от состояния транспортируют следующим образом: поставляемую в горячем состоянии — автогудронаторами, в холодном состоянии (как в таре, так и брусками) — любым видом транспорта; при поставке без тары мастика должна быть защищена от увлажнения атомсферными осадками и солнечного облучения.
Если мастику поставляют в готовом виде (с наполнителем), то автогудронаторы должны быть оборудованы перемешивающими устройствами. Из автогудронаторов мастику перекачивают в машину СО-100 А.
Для подачи мастики на кровли зданий высотой более 10...12 м применяют переносные сборные металлические стояки 2 (рис. 20). Они состоят из труб длиной 3...4 м, диаметром 50 мм, соединенных фланцами с паронитовой прокладкой. Нижнюю секцию стояка присоединяют к шлангу машины СО-100А через накидную гайку. Верхняя секция стояка имеет плоский шарнирный фланец с пружинками.
Машина СО-100А для подогрева, перемешивания и транспортирования мастик на кровлю работает следующим образом. Бак, заполненный мастикой, приготовленной централизованно, подогревается электронагревателями. Они расположены в два ряда; получают питание от двух трансформаторов. Температура мастики контролируется электроконтактным термометром, который подает команду на включение и отключение электронагревателей. Перед подачей мастики на кровлю разогревают систему мастикопроводов с помощь горячего дизельного топлива. Вся контрольно-регулирующая и распределительная аппаратура смонтирована в панели. Производительность машины 6 м3/ч.
Хранить мастику горячей можно в термосе вместимостью 1 м3 конструкции СКБ Главмосстроя (рис. 21).
У становку ПКУ-35М (см. рис. 13) используют для подачи на кровлю холодной мастики.
Установки для приема и перекачивания горячих мастик на крышу могут обслуживать только рабочие, прошедшие специальное обучение.
На площадке, где подают мастики на крышу, вывешивают инструкцию по технике безопасности и противопожарным мероприятиям; здесь же хранится аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств, а также огнетушители, ящик с сухим песком и лопаты.
Все металлические элементы установок для транспортирования мастик должны быть заземлены.
Во время работы в котел термоса нельзя добавлять холодный необезвоженный битум, так как это вызывает вспенивание всей массы. Открывать крышку загрузочного люка надо только с помощью каната, так как горячие пары подогреваемого битума или мастики могут обжечь лицо.
Нельзя оставлять без присмотра зажженную горелку и форсунку установок. При воспламенении битума в термосе надо немедленно выключить горелку и плотно закрыть крышку загрузочного люка. При выдаче битума из термоса горелка или форсунка должна быть погашена.
Во время работы насосных установок нельзя их ремонтировать, подсоединять или отсоединять секции трубопровода.
По окончании смены кран раздачи битумной мастики, загрузочный люк термоса, шкаф с баллонами, топливный бак для керосина и ставни установки нужно закрыть и все электрооборудование отключить от электросети.
Машина для транспортирования мастики по кровле (рис. 22) выполнена на базе мотороллера «Вятка». Она состоит из мотороллера 1, на раме 7 которого расположена цистерна 2, закрепленная двумя хомутами 4. В верхней части цистерны (вместимостью 200 л) расположен загрузочный люк 3 с сеткой-фильтром и рукояткой 5 сливного клапана. В нижней части бака находится сливной патрубок 6. Бак машины наклонен в сторону сливного отверстия.
При нажатии рукоятки мастика свободно сливается в бак наклеечной машины или непосредственно в расходные бачки на рабочих местах. Стенки бака имеют теплоизоляцию, которая предохраняет мастику от быстрого остывания. Сливной патрубок находится на такой высоте, которая обеспечивает подъезд машины к приемному отверстию наклеечной машины, раструбу термоса или расходному бачку. Это позволяет сливать мастику из бака машины непосредственно в емкости без дополнительных перегрузок и одновременно исключает возможность соприкосновения рабочих с горячим вяжущим веществом.
Агрегатами для перекачивания мастик СО-119А и СО-120А подают битумные мастики на высоту более 50 м. Агрегат СО-120А является составной частью установки СО-100А или СО-122А. Применяют также агрегаты АКГР-5, УХМП-1 для подогрева и подачи на крышу кровельных мастик.
Для транспортирования битумов и мастик применяют трубопроводы различных конструкций. Все битумопроводы изолируют теплоизоляцией.
Для нанесения горячих и холодных мастик и наклеивания рулонных материалов при уклонах крыш до 6% можно применять самоходные машины СО-99А (рис. 23). Машина состоит из трехколесного самоходного шасси с электродвигателем, питающимся от электросети напряжением 220/380 В, бака 5 вместимостью 100 л, оборудованного устройствами для нагрева и выдачи мастики на основание, резинового шпателя для разравнивания нанесенной мастики, дифференциального катка из подпружиненных секций для прикатки наклеенных полотнищ и утюгов для прикатки кромок. Машину заправляют мастикой через фильтрующую сетку, расположенную в верхней части бака для мастики. С помощью машины мастику наносят на огрунтованное основание, разравнивают ее, раскатывают и приклеивают рулон на мастике, прикатывают (уплотняют) полотнища, прошпатлевывают мастикой продольные кромки полотнищ.
Особенностью работы на машине СО-99А является то, что необходимо обеспечить прямолинейность хода и наклейки рулона.
Для приклейки первого рулона на основании кровли отбивают прямую линию длиной не менее длины наклеиваемого полотнища. Линию отбивают шнуром в том месте, где будет уложено полотнище. При наклейке последующих рулонов контрольной линией движения машины является кромка ранее уложенного полотнища. Основное условие правильной укладки полотнища — перпендикулярное положение катушки с рулоном по отношению к направлению движения машины.
Во избежание порчи асфальтовых стяжек и готовых ковров из рулонных материалов машину водят по металлической направляющей рейке, сделанной из двух уголков 20Х20 мм, соединенных между собой металлической полосой. Вначале рейку укладывают по контрольной линии, а при наклейке последующих полотнищ — по кромкам ранее уложенных полотнищ. Рейки переставляет один рабочий в процессе движения машины. Укладывают их по направлению движения машины таким образом, чтобы переднее рулевое колесо катилось по рейкам. Использование реек исключает повреждение ковра, дает возможность вести работы на стяжках пониженной прочности и при высокой температуре воздуха в летний период.
Машину СО-122А (рис. 24) используют для нанесения битумных мастик. Внутри бака 4 имеются два отсека, в которые заливают 90 л мастики и 8 л дизельного топлива. В отсеке для мастики установлены три электронагревателя для поддержания ее температуры (70...200°С). Дизельное топливо разогревается за счет теплоотдачи от мастики и предназначено для разогрева и промывки насоса, трубопровода, удочки. Сверху бак имеет заливочные горловины, закрываемые крышками. В нижней части бака имеются два патрубка для забора дизельного топлива и мастики. Электрооборудование машины обеспечивает пуск и нормальную работу насоса, а также контроль поддержания технологической температуры мастики. Удочка состоит из форсунки 6, трубы, двух ручек. Предохранительный клапан должен быть отрегулирован на давление 0,8 МПа.