Бетонную смесь готовят, как правило, па стационарных и приобъектных бетонных заводах. Постоянно действующие стационарные заводы выпускают товарный бетон для потребителей близлежащих районов. Приобъектные заводы возводят для строительства конкретных объектов, и срок их эксплуатации не превышает 2—3 года (рис. 51). Их сооружают оборно-разборнымм или из отдельных блоков.

51. Приобъектный завод по производству бетона на строительстве аэропорта «Шереметьево»
51. Приобъектный завод по производству бетона на строительстве аэропорта «Шереметьево»
В настоящее время широкое распространение в строительстве получают передвижные легкоперебазируемые бетоносмесительные установки (табл. 26). Они располагаются в непосредственной близости от мест укладки бетона и являются одним из звеньев комплексной механизации производства бетонных работ.

Передвижные бетоносмесптельные установки компонуют из укрупненных узлов, которые можно перемещать на автомашинах, трейлерах или же на собственном колесном ходу с помощью тягачей. Бетоносмесительные установки на колесном ходу маневренны и отличаются многообразием типоразмеров и конструктивных решений. Производительность их колеблется от 5 до 7 м3/ч.

По способу монтажа мобильные установки можно подразделить на самомонтмрующиеея и монтируемые с помощью грузоподъемных средств. Самомонтирующиеся установки оборудованы механизмами для переведения установки из рабочего положения в транспортное и обратно.

Перебазировка установок с объекта на объект не требует привлечения грузоподъемных средств и специалистов-монтажников. Производительность самомонтирующихся установок не превышает 30 м3/ч.

52. Бетоно-растворо-смеснтельная установка СБ-119
52. Бетоно-растворо-смеснтельная установка СБ-119
Отечественная промышленность серийно выпускает передвижную самомонтирующую бетоно-растворо-смесительную бесфундаментную установку СБ-119 производительностью 7 м3/ч. Установку перевозит с объекта на объект один автомобиль ЗИЛ-130. Монтаж и демонтаж установки осуществляют оператор и водитель в течение 2—3 ч (рис. 52).

На объектах, потребляющих бетонную смесь одной марки, или в тех случаях, когда не требуется частая смена ее состава, используются бетоносмесительные установки непрерывного действия. Их применение наиболее эффективно на объектах дорожного, аэродромного, гидротехнического, мелиоративного и других видов строительства.

В СССР выпускается ряд легкоперебазируемых бетоносмесительных установок непрерывного действия в блочном исполнении: СБ-25, СБ-61, СБ-37, СБ-75, СБ-109 и СБ-118 (см. табл. 26). Представляет интерес применение моноблочной компактной бетоносмесительной установки Минпромстроя БССР с конвейерами, оснащенными двойной лентой, что позволяет увеличить угол подъема стрелы конвейера, а моноблочная закрытая схема делает установку применимой в зимних условиях, в том числе в суровых условиях БАМа.

53. Автобетоноомеситель фирмы «Штеттер» (ФРГ) в зимнем наполнении
53. Автобетоноомеситель фирмы «Штеттер» (ФРГ) в зимнем наполнении
Для успешной эксплуатации смесителей в зимних условиях по техническому заданию ЦНИИОМТП фирмой «Штеттер» был изготовлен автобетоносмеситель типа АМ6СХТ, допускающий его эксплуатацию при температуре —40° (рис. 53). На машине установлен теплоизолированный барабан. Разгрузочно-загрузочное отверстие закрыто крышкой. Несущие элементы выполнены из специальных сталей.

Автобетоновозы — специализированные машины, предназначенные для перевозки готовых бетонных смесей и растворов на расстояния до 45 км. Они имеют высокие кузова каплевидной формы. Для предохранения смеси от воздействия атмосферных осадков и ветра кузов имеет крышку, а для предохранения смеси от воздействия низких отрицательных или высоких положительных температур — двойную обшивку с пространством между ее листами, которое позволяет снабдить кузов специальным термоизолятором или осуществлять подогрев смеси выхлопными газами. Некоторые конструкции автобетоновозов имеют побудитель для домешивания смеси в пути и приспособление для порционной выдачи смеси (табл. 28, 29).





При отсутствии спецавтотрансиорта допускается транспортировать бетонные смеси на короткие расстояния самосвалами, при этом следует осуществлять следующие мероприятия по их усовершенствованию:

  • для уменьшения потерь бетонной смеси при ее перевозке в самосвалах в результате ее выплескивания рекомендуется наращивать борта его кузова не менее чем на 40 см;
  • для ликвидации утечки растворной части бетонной смеси рекомендуется уплотнять место .примыкания заднего борта к кузову прокладками из листовой резины, транспортных лент, шлангов и т. д.;
  • для сохранения температуры бетонной смеси, перевозимой автосамосвалами при температурах наружного воздуха выше +15°С и ниже —5°С рекомендуется термоизолировать кузов;
  • для облегчения и сокращения времени выгрузки бетонной смеси из кузовов рекомендуется использовать вибропобудители, имеющиеся в гидроцилиндрах некоторых самосвалов (табл. 30).