Арматурные блоки и пространственные каркасы представляют собой самонесущие элементы, которые изготовляют в специализированных мастерских, на заводах или полигонах. На стройплощадке производят только монтаж этих армоэлементов в проектное положение.

Установке армоблоков и пространственных каркасов в проектное положение предшествуют следующие работы:

  • выправка и выверка по проекту арматурных выпусков ранее забетонированной конструкции или ее части;
  • нанесение разбивочных осей яркой краской или гвоздями;
  • установка опалубки полностью или частично, если монтаж армоэлемента в короб затруднен.
Монтаж армоблоков и пространственных каркасов производят звено из четырех арматурщиков и электросварщик 5-го разряда. Армоэлементы подаются к месту монтажа краном соответствующей грузоподъемности.

В зависимости от габаритов и массы конструкции арматурщик 2-го разряда стропит армоэлемент за две или четыре точки и удерживает его веревочной растяжкой от вращения при подъеме. Рабочие 3-го и 4-го разрядов устанавливают конструкцию по заранее выполненной разметке, выверяют и закрепляют ее временными растяжками. После этого арматурщик 5-го разряда подгоняет арматурные выпуски и уголки струбциной. Электросварщик 5-го разряда сваривает подогнанные выпуски. Рабочий 2-го разряда освобождает стропы крана.


Сборка арматурно-опалубочных блоков осуществляется одним из двух следующих способов, предусмотренных-проектом производства работ или технологической картой:

  • 1) опалубка навешивается на несущий арматурный каркас, который воспринимает все временные нагрузки от опалубки, бетонной смеси и пр.;
  • 2) опалубка собирается в жесткий, геометрически неизменяемый блок, в котором укладывают в соответствии с проектом армирования каркасы, сетки или отдельные арматурные стержни.
Сборку арматурно-опалубочных блоков по способу «несущий арматурный каркас» производят два рабочих 2-го и 4-го разрядов на специальных стендах, высота которых должна обеспечивать возможность обстройки блоков рабочими площадками и подмостями (см. табл. 22).

При сборке арматурно-опалубочных блоков по схеме «геометрически неизменяемый опалубочный блок» работы выполняют на специальных стендах в соответствии с рекомендациями настоящей главы по армированию конструкций отдельными стержнями и сетками.

Указанный способ сборки арматурно-опалубочных блоков следует применять в исключительных случаях как более трудоемкий по сравнению со способом «несущий арматурный каркас».


Установка арматурно-опалубочных блоков в проектное положение ведется краном соответствующей грузоподъемности. Работы производят в такой последовательности.

Рабочие 5-го и 3-го разрядов размечают оси арматурно-опалубочного блока, фиксируя их положение рисками или гвоздями. К верху каждой стороны блока прикрепляют расчалки, стропят блок и подают краном к месту монтажа. В это время рабочие 4-го и 2-го разрядов устанавливают якоря для расчалок, временные переходы, настилы (при необходимости), закрепляют оси конструкции. Далее все четверо расчалками удерживают блок и регулируют его установку, совмещая осевые риски блока и основания. Арматурно-опалубочный блок выверяют по осям, отметкам и вертикали, рихтуют, прикрепляют к якорям и освобождают стропы. Электросварщик 5-го разряда сваривает стыки арматуры.

43. Схема сборки арматурного каркаса подколенника
43. Схема сборки арматурного каркаса подколенника
При больших объемах арматурных работ на строительной площадке отдельные операции технологического процесса сборки и монтажа арматуры выполняют специализированные звенья, входящие в состав комплексной бригады, или специализированная бригада арматурщиков.

Сборку арматурного каркаса подколонника (рис. 43) производят в такой последовательности. Для удобства сборки армокаркас собирают в горизонтальном положении. Краном укладывают нижний горизонтальный армокаркас. К нему приставляют последовательно боковые вертикальные каркасы, которые к горизонтальным временным подкосам прихватывают электросваркой. После этого сваривают пересекающиеся стержни горизонтального и вертикальных армокаркасов.

Затем верхний горизонтальный армокаркас устанавливают на вертикальные каркасы. Для предотвращения возможного прогиба стержней каркас устанавливают на временные подпорки.

После выверки геометрических размеров арматурного блока и его рихтовки стержни верхнего каркаса приваривают к пересекающимся с ними стержнями вертикальных армокаркасов. Устанавливают и приваривают горизонтальные и вертикальные стержни арматуры стакана фундамента, а также раскосы, диафрагмы, угловые и вертикальные хомуты.

К собранному армоблоку прикрепляют опорные уголки, монтажные петли и фиксаторы защитного слоя.

В случае применения арматурно-опалубочных блоков армоблок монтируют и раскрепляют в щитах типовой унифицированной деревянной опалубки.

Перед установкой арматуры проверяют установку опалубки, ее соответствие проектным размерам.

При армировании необходимо обеспечить в соответствии с проектом толщину защитного слоя бетона.

44. Кондуктор для сборки и сварки арматурных каркасов
44. Кондуктор для сборки и сварки арматурных каркасов
Допустимые отклонения от проектной толщины защитного слоя, в соответствии со СНиП III-46-76, не должны превышать 3 мм при толщине защитного слоя до 15 мм и 5 мм при толщине защитного слоя более 15 мм.

Для повышения производительности труда при сборке арматурных каркасов сечением до 1400X1400 мм применяют кондуктор-шаблон (рис. 44), рекомендуемый ЦНИИОМТП. Кондуктор комплектуют из отдельных рам с фиксирующими стойками, связанных передвижными поддерживающими планками. Кондуктор набирают из двух-трех пар фиксирующих стоек в зависимости от типа собираемого внутреннего элемента каркаса. Стойки могут раздвигаться по ширине.

Сборка внутреннего элемента каркаса в кондукторе производится в такой последовательности:

  • в фиксирующие стойки устанавливают вертикальные плоские каркасы;
  • поддерживающие планки устанавливают в проектное положение верхних соединительных поперечных стержней;
  • устанавливают и приваривают верхний ряд поперечных стержней;
  • поддерживающие планки устанавливают в проектное положение нижних поперечных стержней;
  • устанавливают и приваривают нижние поперечные стержни.
45. Шаблоны для установки в опалубке вертикальных плоских арматурных каркасов
45. Шаблоны для установки в опалубке вертикальных плоских арматурных каркасов
Внешний элемент каркаса собирают из отдельных плоских сеток. После сборки каркаса производят приварку закладных деталей и установку фиксаторов защитного слоя. Для взаимной фиксации плоских каркасов и сеток применяют шаблоны и фиксаторы (рис. 45, 46).

46. Проволочный фиксатор верхних арматурных сеток конструкции ЦНИИОМТП
46. Проволочный фиксатор верхних арматурных сеток конструкции ЦНИИОМТП
Обеспечение защитного слоя бетона производят с помощью специальных фиксаторов различной конструкции (рис. 47). Основные требования, предъявляемые к фиксации арматуры, заключаются в том, чтобы сохранить проектное положение арматуры в опалубке и гарантировать ее от смещения при укладке и уплотнении бетонной смеси.

47. Способы обеспечения защитного слоя
47. Способы обеспечения защитного слоя
Наиболее широкое применение нашли фиксаторы защитного слоя (выполненные в виде прямоугольных плиток), изготовляемые из цементно-песчаного раствора или бетона. Эти фиксаторы изготовляют в металлических формах. Свежеотформованную плиту надрезают по линиям контуров фиксаторов и втапливают в каждую плитку изогнутые отрезки вязальной проволоки. После затвердения раствора изделие распалубливают и разламывают по надрезам на отдельные фиксаторы.

48. Монтаж каркасов полуавтоматическим <a href='https://kran-info.ru/b/book/7/page/3-glava-2-ustroystva-i-mehanizmi-dlya-stropalnih-i-takelazhnih-rabot/18-2-4-stropi-i-gruzozahvatnie-ustroystva' target='_blank' rel='external'>стропом</a>
48. Монтаж каркасов полуавтоматическим стропом
Монтаж арматурных каркасов и сеток производится самоходными кранами с применением специальных траверс. Монтаж каркасов фундаментов и подколонников большой массы и высотой более 2 м производится краном с применением самобалансирующихся стропов (рис. 48).

Каркасы больших габаритов и массы, неудобные для внутрипостроечной транспортировки, могут быть перевезены по частям. Их укрупняют в этом случае около места монтажа. Легкие каркасы можно устанавливать вручную. При этом краном подают к месту установки сразу несколько каркасов.

Арматуру фундаментов колонн собирают из готовых сеток, а при больших диаметрах рабочих стержней — из отдельных стержней.