Особенности композиционных подходов к архитектуре жилых зданий связаны с их ролью в общей системе застройки, которая может предъявить к их решению самые различные и даже противоречивые требования - симметрии и асимметрии, крупного иди мелкого масштаба членений, плоскостности или объемности формы, нейтральности фасадной поверхности либо подчеркнутой вертикальности (горизонтальности) ее членений и т.п. Этим определяется и главное эстетическое требование к объемно-планировочным и конструктивным решениям жилых зданий - они должны обеспечивать гибкость композиционных решений. В то же время жилым домам, составлявшим жилую группу иди комплекс в целом, должно быть присуще художественное единство общего облика и колорита, а при вкомпоновке в сложившуюся застройку - учет ее особенностей.
Практической базой для формирования единства архитектуры новой застройки служит материально - конструктивная однородность зданий данного комплекса (кирпичных, панельных или др.). В то же время объемные формы домов комплекса могут быть различны. В соответствии с общим замыслом, застройка может быть скомпонована из домов разно- или равновысотных, протяженных с разнообразной конфигурацией в плане; из двух неравных по численности групп зданий - рядовых (фоновых) и акцентных, контрастирующих с первыми формой, высотой и протяженностью и др.
Протяжные (многосекционные, коридорные или галерейные) дома со сложной формой плана выполняют в застройке функции пространствообразующих объектов. С их помощью формируют группы жилых (массовых общественных) зданий с полузакрытым или замкнутым внутренним пространством (рис. 11.2).
Выразительная форма акцентных башенных или протяженных зданий особенно активно воспринимается благодаря контрасту с фоном, который создают рядовые дома застройки с простыми ортогональными формами.
Функциональное решение жилого дома обусловливает его мелкоячеистую объемно-планировочную структуру. При проекции на фасадную плоскость она дает монотонную поверхность, прорезанную многочисленными проемами. Такая монотонная аморфная структура в соответствии с задачами проектирования может быть эстетически организована с помощью трех шкал масштаба архитектурных членений - крупных, средних или мелких, которые выбирают в соответствии с необходимым по условиям восприятия композиции застройки решением здания и служат средствами его архитектурной индивидуализации.
Средняя (по крупности членений) пластика объема многоэтажного жилого дома обычно достигается разнообразным расположением, формой и группировкой летних помещений и выделением объемов вертикальных коммуникационных помещений, создающих вертикальный ритм членений фасада.
Наличие объемно-пространственных элементов - лоджий, эркеров, балконов, стационарных солнцезащитных устройств пластически обогащает форму здания и служит основным средством изменения масштаба композиции, ее ритма, характера членений фасадов и пластики крупных деталей.
Влияние ориентации зданий особенно сказывается на решении северных фасадов. Обычно их проектируют плоскими, так как введение балконов и лоджий недопустимо по условиям светового климата помещений, ориентированных на север. Композиция северных фасадов может быть обогащена, а условия инсоляции помещений улучшены введением эркеров. Их различная группировка и форма придает необходимую пластичность и северным фасадам.
Средствами мелкой пластики служат рельеф поверхности стен, детали обрамления проемов и т.п.
На решение архитектурной композиции отдельных многоэтажных зданий и застройки в целом специфические требования накладывают крупные физические размеры таких зданий, определяющие сугубую урбанизированность архитектурного ландшафта.
Для многоэтажной застройки, при ее панорамном восприятии с дальних дистанций особо выразительную роль играет ее силуэт.
В полноценном решении силуэта большую роль играет характер формы венчания здания - с плоской эксплуатируемой крышей, скатной, мансардной или др., а в решении силуэта застройки в целом - ее разнообразие.
Наряду с членениями объемов в современной архитектуре многоэтажного жилища большую и многофункциональную роль играет цвет.
Получило широкое распространение размещение цвета, на фасаде по светотеневому принципу. Выступающие объемы получают светлый колорит, а западающие - темный. Глубокую тень в лоджиях на светлой стене, усугубляет темным холодным цветом стен лоджий (зеленым, бирюзовым, синим и др.)
Важную роль получил цвет в качестве средства масштабной характеристики композиции. Так, например, в московской архитектурной практике строительства 17-22 этажных панельных жилых зданий их колоссальные физические размеры очеловечены измельченной двухцветной облицовкой: на интенсивно окрашенной (синей, зеленой, желтой др.) плоскости стены выделяется светлый рисунок облицовки по периметру окон и панелей. Контрастный цвет применяют для элементов венчания или основания здания, а так же для иллюзорного изменения его функционально-конструктивных членений. Исключительно важным композиционным средством становится цвет в строительстве на севере, когда жилой дом из-за климатических условий утрачивает расчлененность объема и такие выразительные композиционно-функциональные элементы как лоджии и балконы (рис. 11.7).
Внеся в архитектуру подчеркнутый геометризм, присущий в целом всей современной эстетике, новые строительные системы не только внесли всем известные ограничения, но и дополнительные художественные средства.
Ограничения формы, размеров, пропорций здания имели временный характер, продиктованный условиями становления домостроительной промышленности, и постепенно были преодолены.
Новые выразительные средства композиции объемов и фасадов зданий стали возникать благодаря особенностям конструктивных систем и промышленному производству элементов зданий.
Заводское производство сборных изделий сказалось в первую очередь на рисунке разрезки наружных стен на панели. Эта особенность фасадных стен используется очень разнообразно. Иногда она не учитывается вовсе, так как тонкая сетка швов между панелями воспринимается визуально только с очень близких дистанций. Поэтому проектировщик может использовать ее как нейтральную «канву», по которой идет «вышивка» основных композиционных членений фасадов: вариантно сблокированных групп летних помещений, эркеров и др. функционально - композиционных элементов.
Возможно диаметрально противоположное отношение к разрезке, когда она используется в качестве основной темы композиции фасада: разрезку подчеркивают цветом облицовки или кессонной формой панели. Подчеркнутое выявление вертикальной разрезки позволяет сформировать иллюзорно тектоническую тему фасадной композиции. За счет двухцветной облицовки панелей «размером на комнату» создают (при композиционной необходимости) для изменения масштаба композиции фасада иллюзорную двухрядную разрезку фасадной поверхности и т.д. (рис. 11.9)
Наиболее распространено использование в застройке одного основного вида отделки, способствующего единству композиции.
Сочетание разнородных отделок используют в решении фасадов для повышения тектонической выразительности наиболее нагруженных конструктивных элементов здания: открытого каркаса первого этажа, отдельных устоев, консольных плит или балок. Сугубо рабочий характер этих элементов подчеркивается необработанной или гладко затертой фактурой бетонной поверхности, которая вступает в контраст с более насыщенной цветом и светотенью облицовкой или декоративной отделкой поверхности стены.
Примечания
* Суперграфика - колористическая отделка (красками или облицовкой) с крупным абстрактным геометрическим или предметным изображения ми; преследующая различные композиционные цели: изменение масштаба, маскировка тектонических членений форм здания и др.