Различают три вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий).

Объемная композиция

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция строится на развитии пространства в глубину. Ощущение глубин усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания (интерьера) и градостроительных условий (ансамбля).

Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательные и коммуникационные. Существуют разные схемы композиции интерьера:

  • зальная — все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);
  • центрическая — группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);
  • анфиладная — помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);
  • коридорная — помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;
  • секционная — здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);
  • смешанная — зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют интерьер.
Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.


Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать различные настроения. В типовых зданиях с повторяющимися конструкциями и одинаковыми габаритами помещений появляется проблема создания разнообразия художественных решений. Большую роль здесь играют отделочные материалы, разнообразные покрытия полов, а также произведения монументального и декоративно-прикладного искусства. Однако во всех случаях цель — выявить в интерьере задуманную в проекте архитектурно-пространственную идею, иначе художественное решение интерьера будет подменено декоративным оформлением, не соответствующим архитектуре здания.

Ансамбль в архитектуре — совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. Пространственную композицию ансамблей делят на несколько типов:

  • глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;
  • замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;
  • свободное пространство без строгих границ;
  • панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.
Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля —постановка его композиционных узлов: зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры; монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле городской застройки могут быть центры площадей. Такова, например, триумфальная Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, представляющая собой монумент славы России, победившей Наполеона. Включение монументов в городские ансамбли имеет большое значение и для градостроительства.