Композиция внутреннего пространства здания

Основой архитектурной композиции здания является его объемно-пространственная структура, под которой понимают сочетание внутреннего пространства здания и внешнего объема в единое композиционное целое.

Построение оптимальной объемно-пространственной структуры здания представляет собой сложный творческий, процесс, требующий больших профессиональных навыков и мастерства. Проектировщик должен найти такой прием композиции, чтобы объемно-планировочное решение здания и его внешний облик отвечали его функциональному назначению, архитектурно-художественным и градостроительным требованиям, климатическим национально-бытовым особенностям района строительства, гидрогеологическим условиям участка, а также требованиям экономики.

Композицию внутреннего пространства здания и его план нельзя рассматривать в отрыве от композиции внешнего объема. По существу организация внутреннего пространства здания и построение его внешнего объема представляют собой единый комплексный процесс, который основан на одних и тех же исходных данных (функциональный процесс, конструктивная система, условия внешней среды и требования экономики). Однако по методическим соображениям композицию внутреннего пространства здания и его внешнего объема удобно рассматривать раздельно, с тем чтобы наиболее полно выявить отдельные элементы объемно-пространственной структуры здания и раскрыть закономерности ее образования.

В основу планировочного решения здания должно быть положено осуществление функционального процесса. При составлении проекта плана здания необходимо прежде всего установить состав отдельных помещений, их форму и размеры в зависимости от характера размещения людей и оборудования.

Помещения в здании по назначению подразделяют на следующие группы:

  • главные помещения, предназначенные для основных функций здания (например, жилые комнаты в жилых зданиях, учебные помещения и школах, зрительные залы в театрах и т. д.);
  • подсобные помещения, предназначенные для вспомогательных функций (кухни, санитарные узлы, передние, входные узлы, состоящие из тамбура, вестибюля и гардероба, и др.);
  • коммуникационные помещения; вертикальные (лестницы, лифты) и горизонтальные (коридоры, галереи, всевозможные проходы).
Порядок размещения помещений устанавливают с учетом последовательности функциональных процессов, протекающих в здании и обусловливающих ту или иную схему передвижения в нем людей. Связь между помещениями должна обеспечивать кратчайшие пути сообщения внутри здания и возможность легкой ориентировки в нем.


В связи с ошибками, допускаемыми иногда по формальным соображениям, необходимо подчеркнуть, что в основу архитектурной композиции плана должны быть положены в первую очередь практические требования, вытекающие из назначения здания, — удобства, экономичность, рациональная структура плана здания и четкая композиция его внутреннего пространства.

В процессе создания композиции внутреннего пространства здания нужно обеспечить соответствие всех площадей и высот помещений действительной потребности, пользуясь нормами проектирования, а также обеспечить выполнение ряда санитарно-гигиенических требований. К этим требованиям относятся: правильная ориентация помещений по странам света, инсоляция, освещенность естественным светом, нормальный температурно-влажностный режим воздушной среды помещений и ограждающих конструкций, надлежащая звукоизоляция. В роме того, план здания необходимо проектировать на основе модульной системы во взаимосвязи с принятой а проекте конструктивной схемой здания.

Качество архитектурной композиции, уровень художественного мастерства в значительной степени зависят от того, насколько четко выделено главное в объемно-пространственном построении и насколько все остальные элементы композиции связаны с этим главным в единое целое. Исходя из этого условия в каждой архитектурной композиции следует различать главное, определяющее назначение данного сооружения, и второстепенное, что дополняет главное и подчеркивает его значение.


В процессе создания композиции внутреннего пространства здания предусматривают главное композиционное ядро, состоящее из одного или нескольких основных помещений, непосредственно отражающих назначение здания, и одну или несколько композиционных осей, по которым будет направлено движение людей к композиционному ядру.

Выявление ядра композиции всегда способствует созданию правильной системы группировки внутренних пространств здания. Эта система может быть симметричной и асимметричной. Симметричная система группировки внутренних пространств здания обычно приводит к более компактной его композиции.

При асимметричном решении композиционное ядро располагают внецентренно, причем соподчиненные элементы размещают таким образом, чтобы они создавали зрительное равновесие.

Планировочные композиционные схемы зданий

Практикой проектирования и строительства установлены некоторые общие принципиальные композиционные схемы архитектурно-планировочного решения зданий. К ним относятся коридорная, анфиладная, центрическая, зальная, секционная и смешанная схемы планировки.

Рис. 8. Планировочные композиционные схемы зданий
Рис. 8. Планировочные композиционные схемы зданий
В случае коридорной схемы планировки помещения располагают с одной, двух или частично с одной и частично с двух сторон коридора, связанного с лестничными клетками (рис. 8, а). При двустороннем расположении помещений освещение коридора обеспечивают через окна а торцовых стенах коридора. Длина общих коридоров в зданиях коридорной системы, освещенных естественным светом только с торцов, не должна превышать при освещении его с одного торца 20 м, а при освещении с двух торцов — 40 м.

При устройстве в общих коридорах кроме освещения с торцов дополнительного освещения через уширения коридоров (световые разрывы) расстояние между такими разрывами не должно превышать 20 м, а между световыми разрывами и окном в торце коридора — 30 м.

Анфиладная схема планировки (рис. 8, б) характеризуется отсутствием коридоров: помещения располагают последовательно одно за другим, и связаны они между собой дверными проемами, расположенными по одной оси. Анфиладная схема применяется в музеях, дворцах, в некоторых универмагах и других зданиях.

При центрической схеме (рис. 8, в) вокруг большого главного помещения группируют меньшие вспомогательные помещения. Такую схему применяют в театрах, кино, концертных залах и др.

Зальной называют схему (рис. 8, г), применяемую в таких зданиях, а которых функциональный процесс протекает в едином помещении (например, крытый рынок, выставочный павильон).

Секционная схема (рис. 8, д) применяется в зданиях, состоящих из изолированных друг от друга одинаковых по планировке отсеков, называемых секциями. Эта схема широко распространена в жилых зданиях.

Композиционные схемы, в которых сочетается несколько планировочных схем, называют смешанными.