Деревянные рамы могут применяться в одно- и многопролетных зданиях различного назначения. Рекомендуются следующие типы рам:

  • из прямолинейных дощатоклееных полурам, соединенных в карнизном узле непосредственно или с помощью трапециевидной вставки (схема 14 табл. 14);
  • из прямолинейных полурам, соединенных в карнизном узле с помощью листовых боковых накладок и вкладышей на клею или комбинированных соединений;
  • из гнутоклееных полурам (схема 15 табл. 14) в виде цельных элементов или с гнутоклееными карнизными вставками на зубчатом стыке;
  • из клеефанерных элементов, соединенных в карнизном узле с помощью фанерных накладок на клею или нагелями;
  • сборно-разборные с ригелем из дощатоклееных блоков (схема 16 табл. 14) или из брусьев, бревен (схема 17 табл. 14) со стойками и подкосами из клееной или цельной древесины;
  • в виде двухшарнирного поперечника здания со стойками и ригелем из дощатоклееных или клеефанерных элементов.
Рекомендуемые пролеты и размеры рам приведены в табл. 14.


Для всех типов рам уклон ригеля 0,25...0,3; шаг 3...6 м. Основные конструктивные размеры: высота сечения ригеля в карнизном узле hкар=(1/12...1/30)l, то же, в коньке hк=0,3 hкар; то же, стоек у опор hоп=0,4 hкар. Этими соотношениями можно пользоваться, например, при определении расхода материалов на стадии вариантного проектирования.

Прямолинейные элементы рам склеиваются из досок толщиной 4,5 и 5,5 см, криволинейные элементы (карнизные вставки) — из досок толщиной не более 1/150 радиуса кривизны. При этом должны соблюдаться все изложенные выше требования относительно влажности, качества пиломатериалов и компоновки дощатого пакета по категориям элементов.

Рис. 109. Сочетания нагрузок при расчете рам
Рис. 109. Сочетания нагрузок при расчете рам
Статический расчет рам производится по правилам строительной механики — находятся реакции А, В, распор Я и по формулам (131) расчетные усилия от всех загружений. Расчетные усилия определяются от показанных на рис. 109 схем сочетания нагрузок. Нормальные напряжения проверяются в расчетных сечениях с максимальными изгибающими моментами — в карнизных узлах в схемах 14, 15 табл. 14 и у конца подкоса в схемах 16, 17 табл. 14 по формуле (39). Другие сечения не проверяются, если соблюдены конструктивные требования относительно размеров hк и hоп. Проверка на скалывание производится в пяте стоек, а также в рамах по схеме 16 табл. 14 в ригеле между верхом стойки и подкоса по формуле (115).

Особенности проверки расчетного сечения сжато-изгибаемого стержня по формуле (39) состоят в следующем. Геометрические характеристики сечения Fнт и Wрасч, вычисляются по фактическим значениям ширины b и высоты h расчетного сечения. Коэффициент ?х находится с учетом ?xпр и Fбр, которые определяются по приведенной высоте hпр сечения полурамы: ?xпр=lр/0,29hпр (здесь lр=0,5S, где S — полная длина полурамы); Fбр=hпрb. Величина hпр находится как среднее значение приведенных высот ригеля, стойки и вставки по формуле hпр=?hпр.эл/l. Так как проверка растягивающих напряжений в расчетном сечении не требуется, отношение Rс/Rи в формуле (39) опускается.

При жестком креплении ограждающих конструкций к раме ее наружные кромки оказываются раскрепленными. В пределах карнизного узла имеет место сплошное раскрепление растянутой кромки. Устойчивость плоской формы изгиба проверяется по формуле (112) со стороны сжатой кромки.