В строительном деле не было нужды в системе допусков, пока все детали изготовлялись или подгонялись на месте строительства. При заводском изготовлении отклонения размеров строительной детали, к которой должны быть присоединены готовые элементы, должны быть учтены в процессе изготовления. К сожалению, еще и сегодня во многих технических условиях редко делаются ссылки на допуски.

В связи с увеличением масштабов предварительного изготовления элементов требуется четкое ограничение размеров изделий путем допусков, чтобы избежать ненужных работ при монтаже для пригонки строительных элементов. В ФРГ начало этому положено выпуском в 1972 г. норм DIN 18201, 18202 и 18203.

Нормы рассчитаны на строительство кирпичных и бетонных сооружений. Для сооружений, монтируемых из готовых изделий, эти нормы недостаточны, например для сооружений из стальных конструкций, из сборных железобетонных изделий, которые будут соединены со стальными конструкциями, и для ограждающих конструкций наружных и внутренних стен.


Большую помощь оказывает рабочая инструкция М2, выпущенная Обществом промышленного строительства (AGI). Размер строительных допусков зависит от определенных условий, при которых должны эксплуатироваться строительные детали:

  • температуры, которая может быть различной снаружи и внутри;
  • нагружения постоянными и переменными нагрузками;
  • фактора времени при зависящих от времени деформациях, как ползучесть и усадка бетона;
  • влажности строительных материалов, например в деревянных деталях.
Стальные конструкции имеют очень малые размеры допусков по сравнению с конструкциями из других материалов. Основания для этого следующие:
  • стальные профили изготовляются с жесткими допусками;
  • обработка стальных конструкций производится на заводах, обеспечивающих высокую точность изготовления элементов;
  • стальные детали не претерпевают деформаций от времени и от изменения влажности;
  • упругие деформации стальных деталей от нагружения и температурного расширения можно очень точно определить расчетом;
  • размеры сборных железобетонных изделий, которые монтируются вместе со стальным каркасом, должны быть достаточно точными и занимать строго определенное место в сооружении.

Рисунок 1.
Рисунок 1.
Стальной каркас создает также благоприятные предпосылки для пристройки или включения других готовых элементов с относительно незначительными допусками.

Для сборных конструкций размеры с учетом допусков выделяются на чертежах. Для стальных конструкций обычно эти размеры заключают в прямоугольник и приписывают допустимые допуски. Размеры предельных допусков могут быть одинаковыми, например 3000±10 (рис. 1.1), т. е. наибольшая допустимая длина элемента 3010 мм, наименьшая 2990 мм, или разными, например, 3000+15/—40 (рис. 1.2), т. е. наибольшая длина 3015 мм, наименьшая 2960 мм. Если один размер допуска равен 0, то указывается либо положительный допуск 3000+20 (рис. 1.3), либо отрицательный допуск 3000—20 (рис. 1.4).

При назначении допусков нужно учитывать, что стоимость изготовления с маленькими допусками очень быстро возрастает.

Следует различать допуски в сооружениях и допуски в строительных элементах.

Допуски в сооружениях

Допуски в готовых сооружениях должны обеспечить расположение строительных элементов в запланированном для них объеме, связанном с неподвижными точками земли.

Рисунок 2.
Рисунок 2.
Устанавливаются:

  • допустимые отклонения для длины и ширины сооружения и частей сооружения, для контурной линии в плане, шага осей и размера модульной сетки;
  • допустимые отклонения в соосности элементов в плане и для размера углов;
  • допустимые отклонения для интервалов по высоте;
  • допустимые отклонения в соосности по вертикали.

Допуски строительных элементов

Фактические размеры строительных элементов должны лежать в границах допусков, которые устанавливают, что номинальные размеры детали могут быть увеличены или уменьшены на величину допуска от номинального размера (рис. 2). Между строительными элементами остаются зазоры для стыков (рис. 3). Номинальный размер f стыка может увеличиваться или уменьшаться на сумму допусков обоих прилегающих элементов. В крайнем случае зазор в стыке может быть равен нулю.

Рисунок 3.
Рисунок 3.
Детали стыка между двумя строительными элементами должны быть так регулируемы или деформируемы, чтобы могли быть осуществлены как наибольший, так и наименьший размер стыка. Кроме того, следует определить, могут ли появиться между строительными элементами деформации от нагрузки или изменений объема строительного материала (разница в температурах, усадке и т. д.), которые удлиняют или укорачивают размеры элементов стыка. Поэтому предусматриваются:

  • дополнительные отклонения размеров строительных элементов;
  • дополнительные отклонения верхних плоскостей строительных элементов.
Система допусков создает предпосылки для сборного строительства. Она дает, кроме того, основу для решения вопроса, кто должен оплачивать стоимость дополнительных работ при больших отклонениях от допусков.