Предприятия торгово-бытового назначения являются элементами системы обслуживания населения. Эффективность обслуживания определяется, с одной стороны, максимальным приближением торгово-бытовых объектов к потребителю, с другой - созданием крупных кооперированных центров с широким диапазоном услуг.

Рис. 14.22. Универсам
Рис. 14.22. Универсам
К торгово-бытовым относятся предприятия торговли (магазины, рынки), общественного питания (рестораны, столовые, кафе и пр.), бытового обслуживания (парикмахерские, прачечные-химчистки, дома моды, бани и пр.).

Основным объектом розничной торговли является магазин. В зависимости от вида реализуемых товаров выделяют продовольственные и непродовольственные магазины, среди которых универмаги (магазины с универсальным ассортиментом товаров) и специализированные (с товарами определенного вида). Распространение системы самообслуживания в торговых залах вызвало строительство крупных универсамов (рис. 14.22).

В современных условиях аренды торговых площадей и существования частных владений широко распространены многочисленные мелкие предприятия, предоставляющие набор разнообразных товаров.

Состав помещений и объемно-планировочное решение магазина должны отвечать элементам и направлению функционально-технологического процесса, в соответствии с которым размещаются основные группы помещений: торговые залы, кладовые, подсобные, помещения администрации и персонала, технические помещения.

В проектной практике используются следующие объемно-планировочные схемы: фронтальная (размещение помещений вдоль линии главного фасада), глубинная (вдоль оси, перпендикулярной главному фасаду), угловая и смешанная.

Магазины размещаются в составе торговых центров, в отдельно стоящих зданиях. в пристройках (встройках) при жилых домах.

Рис. 14.23. Торговый центр жилого района Вэстра Фрелунда в г. Гетеборге
Рис. 14.23. Торговый центр жилого района Вэстра Фрелунда в г. Гетеборге
Планировочное построение крупного торгового центра основано на вертикальном зонировании пространства: торговые залы размещают на первом этаже, складские, технические и часть подсобных помещений размещают на последнем этаже и в подвале (рис. 14.23). При размещении торговых залов на этажах(кроме первого) следует устанавливать эскалаторы.

В торговых залах, имеющих в плане форму квадрата или прямоугольника с соотношением сторон от 2:1 до 3:1, создаются наиболее благоприятные условия для организации технологического процесса(движения покупателей, расстановки оборудования и т.д.). Такие залы проектируются, в основном, в отдельно стоящих зданиях.

Торговые залы встроенных магазинов в силу пространственных ограничений, создающихся конструкциями основного здания, имеют форму сильно вытянутого прямоугольника. Такая форма усложняет процесс торговли и взаимосвязь торговых и складских помещений, увеличивает путь движения товаров, вынуждает разбивать пространство на отсеки с отделами продажи товаров различных видов.

Высоту торгового зала принимают в зависимости от его площади: 3,3 м при площади до 300 м2 и 4,2 м - при площади более 300 м2. Высота подсобных, складских и административных помещений принимается равной 3,3 м.

В зависимости от радиуса обслуживания, вида и количества оказываемых услуг предприятия торгово-бытового обслуживания подразделяют на предприятия местного и городского значения.

Предприятия бытового обслуживания населения по характеру предоставления услуг и технологии производства можно разделить на две группы:

  • 1) предприятия непосредственного контакта с потребителем (парикмахерская, мастерские срочного ремонта одежды и обуви, приемные пункты заказов и т.п.);
  • 2) предприятия централизованного выполнения заказов.
Предприятия первой группы относятся к категории общественных объектов и размещаются равномерно на территории жилой застройки (радиус обслуживания от 300 до 700 м) и в общественных центрах (микрорайона, жилого района, города). Эти объекты проектируются в виде1-2 этажных блоков в составе торгового или общественного центров, некоторые (пункты приема заказов, парикмахерские на 3-5 рабочих мест и пр.) могут размещаться в одноэтажных блоках-пристройках к жилым многоэтажным домам. Предприятия большей мощности (от 25 до 150 рабочих мест) и комплексные следует размещать в отдельно стоящих зданиях.


Предприятия второй группы следует характеризовать как производственные и размещать в отдельных специализированных зданиях, главным образом, в промышленных и коммунально-складских зонах города.

Рис. 14.24. Крытый рынок
Рис. 14.24. Крытый рынок
Рынки также являются объектами городского или районного значения. Крытые рынки в крупных городах рекомендуется размешать на расстоянии не более 1-1,5 км от жилой застройки в крупных городах и не более 1,5-2 км - в малых. Размеры земельного участка для рыночного комплекса устанавливаются в зависимости от торговой площади: принимается 14 м2 территории на 1 м2 торговой площади до 600 м2 и 7 м2 - свыше 3000 м2. На 1 торговое место отводится 6 м2 торговой площади. В состав территории рынка, кроме самого здания включается также хозяйственный двор с участками разгрузки продуктов и стоянкой грузового транспорта. Размещение рынка должно предусматривать возможность организации удобных подъездов и подходов к нему, но при этом транспортные и пешеходные пути должны быть изолированы и не должны пересекаться. На предрыночной территории следует предусмотреть стоянку личного автотранспорта и площадки для сезонной торговли.

В объемно-планировочном решении крытых рынков сложились три основных варианта: павильонный, централизованный (композиция из одного, двух или трех залов) и комбинированный (сочетание павильонов с залами). К централизованному типу относятся рынки центрической композиции - прямоугольные, многоугольные, квадратные, круглые. Применяются планировочные схемы с единым нерасчлененным объемом и многопролетные. Холодильные камеры размешают, как правило, в цокольном (подвальном) этаже. Важную роль в архитектурном решении крытого рынка играет конструкция покрытия.

Пример проектного решения рыночного комплекса приведен на рис. 14.24.