Специфическими факторами, влияющими на определение габаритов помещений мобильного жилища, являются требования транспортировки и перемещения с одного места на другое, временность проживания и др. Учет этих факторов обусловливает максимальное уменьшение объема, размеров и массы перевозимого здания, что соответственно повлияет на нормативы мобильного жилища, требуя создания комфортной среды обитания при минимальных габаритах пространства.

Удовлетворение потребностей человека в таком пространстве возможно несколькими способами, приемлемыми при разработке габаритов жилых помещений МЖК экспедиционного типа:

  • увеличением функциональной нагруженности пространства, т. е. накладкой совместимых в одном пространстве функциональных зон, в котором происходит удовлетворение потребностей в различное время суток;
  • уменьшением размеров оборудования за счет применения новых совершенных типов.
Площадь и линейные размеры помещения должны обеспечивать такое расположение предметов, чтобы их рабочие зоны не налагались (если пользование этими предметами происходит одновременно), так как это серьезно ухудшает функциональные качества помещения. Оптимизация размеров помещения, в котором осуществляется несколько процессов, требует не механического складывания параметров каждой функциональной зоны, а рациональной организации сменяющихся во времени функциональных процессов в одних и тех же пространственных границах жилого помещения.


Временный характер проживания в МЖК экспедиционного типа, специфика демографического состава населения, а также экономические соображения обусловливают неоднозначный подход к определению площадей его жилых помещений. Для выявления оптимальных размеров жилой площади на человека в жилой ячейке МЖК автором разработаны варианты планировок жилых помещений1:

  • 1) с применением мебели, рекомендуемой для стационарного жилища и без совмещения функциональных зон для всех вариантов применяемого оборудования (так называемый комфортный максимальный вариант);
  • 2) с применением мебели, рекомендуемой для мобильных типов жилища и с совмещением функциональных зон, но в пределах нормы (для всех вариантов применяемого оборудования так называемый минимальный вариант).
В связи с тем, что жилые ячейки типа 1 (для заселения одиночного контингента) в МЖК экспедиционного типа составляют большую часть (75—80%), то определение размеров жилой площади проведено для этого типа ячеек.


Разработка планировочных схем жилых помещений (в которых осуществляются функциональные процессы: сон, хранение личных вещей, занятия по интересам, самообразование) проводилась дифференцированно для условий максимального и минимального вариантов, различных типов применяемой мебели2 и различного количества проживающих людей (от 1 до 4 чел.)3.

Данные о размерах жилой площади на человека, полученные в процессе проведения перечисленных выше разработок, позволили построить так называемые теоретические графики для каждого случая и подсчитать разброс данных по отношению к их среднему арифметическому значению. Полученные графики подтвердили выявленную выше тенденцию при анализе отечественной и зарубежной практики создания мобильного жилища. Кроме того, наблюдается сближение значений кривых (максимальной и минимальной) в зависимости от варианта применяемого оборудования (от стационарного к встроенному и далее к трансформирующемуся одноярусному и двухъярусному). Полученная в результате подсчета разброса данных разработки зона между верхним разбросом максимальной кривой и нижним разбросом минимальной кривой вмещает возможные размеры площади на человека в зависимости от планировочного решения жилого помещения.

В результате положения теоретических (полученных в процессе перечисленных разработок) и статистических (полученных на основе анализа существующей практики) кривых и разбросов их данных представилось возможным выделить следующие зоны показателей размеров жилой площади: зону повышенного комфорта (между нормативной прямой и верхним разбросом максимальной кривой), зону рационального комфорта (между верхним разбросом максимальной кривой и нижним разбросом минимальной) и зону частичного дискомфорта (между нижним разбросом минимальной кривой и нижним разбросом статистической).

Значения жилой площади зоны частичного дискомфорта, включающей часть данных статистических кривых и разбросов их показаний (полученных на основе анализа существующей практики, где они решались только с учетом экономических факторов, без антропометрических), намного ниже данных зоны рационального комфорта. Значения этой зоны, вмещающие данные теоретических и часть статистических кривых, разработаны с учетом антропометрии и экономики, поэтому они находятся ниже значений зоны повышенного комфорта, ограниченных существующими нормативами.

На основе изложенного показатели размеров жилой площади, входящие в зону рационального комфорта, могут быть приняты для рекомендации к проектированию жилых ячеек мобильного экспедиционного комплекса (в зависимости от сроков пребывания в комплексе). Значения, расположенные внутри полученной зоны рационального комфорта, позволяют создать различные варианты планировок жилых помещений. Как показали результаты проведенного обследования, наиболее желательным является заселение в жилой комнате от 1 до 4 человек. Поэтому рекомендуемые размеры жилой площади предусмотрены для этих значений, несмотря на то, что размеры жилой площади были разработаны в некоторых случаях и для 6 человек.

Комфортность проживания, как уже отмечалось, в жилом помещении определяется не только соответствием его пространственных параметров осуществляемым функциональным процессам, количеством проживающих людей в этом жилом пространстве (т. е. количеством спальных мест), типом применяемого оборудования и мебели, но и продолжительностью пребывания людей в экспедиционном поселении.

В зависимости от сроков вахты в экспедиционных поселениях необходимо дифференцированное определение количества проживающих в жилой комнате и норм жилой площади. При недельной вахте возможно размещение в одном помещении 2—3 человек (при необходимости 3—4) и применение трансформирующихся кроватей при двухъярусном их расположении. При вахте продолжительностью неделя-месяц желательно размещать в одном жилом помещении 1—2 человек (при двухместном варианте возможно двухъярусное размещение трансформирующихся кроватей). При более продолжительном проживании (полгода) в экспедиционном поселке необходимо принимать рекомендуемую максимальную площадь жилой комнаты на человека, размещать в одном помещении одного человека, но с возможностью объединения двух одноместных ячеек в одно пространство путем трансформации. В связи с этим применение двухъярусных кроватей нежелательно.

Высота жилой ячейки должна быть не менее 2,5 м, а при двухъярусном расположении кроватей — не менее 2,7 м (СНиП II-Л. 1—71).

В целях улучшения качества комфортной воздушной среды в небольшом жилом пространстве мобильной жилой ячейки и в целях улучшения психологического комфорта необходимо устройство механической вентиляции (искусственной вытяжной), обеспечивающей нормальный воздухообмен.

Проведенный анализ практики создания жилых помещений мобильного жилища и их проектно-экспериментальной разработки с позиций удовлетворения требованиям антропометрии позволил получить дифференцированные научно обоснованные показатели размеров жилой площади МЖК экспедиционного типа, рекомендуемые в качестве нормативов при проектировании мобильного жилища (для различных вариантов применяемой мебели, количества людей и сроков пребывания в них людей, табл. 8).



Примененный выше метод определения размеров жилой площади МЖК экспедиционного типа может быть использован также и при разработке габаритов помещений другого назначения. В процессе дальнейших разработок проблемы организации мобильного жилища целесообразно расширить социологические исследования, опираясь на практику эксплуатации мобильного жилища, с тем чтобы учесть требования психологии и эстетики, а также особенности образа жизни и среды обитания. Для этого необходимо объединение усилий многих специалистов различных областей науки — социологов, психологов, медиков, дизайнеров и многих др.

Примечания

1. Разработка вариантов планировки помещений велась с учетом требований транспортировки (ширина ячейки не должна превышать железнодорожный транспортный размер 3,2 м).

2. Для каждого варианта было разработано не менее четырех примеров с целью удобства подсчета разброса данных относительно среднего арифметического их значения.

3. Увеличение количества людей, проживающих в одном помещении (более 4 чел.), как показали результаты анализа и обследования мобильных экспедиционных поселков, нерационально с позиции создания психологического комфорта.