Специфическими факторами, влияющими на определение габаритов помещений мобильного жилища, являются требования транспортировки и перемещения с одного места на другое, временность проживания и др. Учет этих факторов обусловливает максимальное уменьшение объема, размеров и массы перевозимого здания, что соответственно повлияет на нормативы мобильного жилища, требуя создания комфортной среды обитания при минимальных габаритах пространства.
Удовлетворение потребностей человека в таком пространстве возможно несколькими способами, приемлемыми при разработке габаритов жилых помещений МЖК экспедиционного типа:
- увеличением функциональной нагруженности пространства, т. е. накладкой совместимых в одном пространстве функциональных зон, в котором происходит удовлетворение потребностей в различное время суток;
- уменьшением размеров оборудования за счет применения новых совершенных типов.
Временный характер проживания в МЖК экспедиционного типа, специфика демографического состава населения, а также экономические соображения обусловливают неоднозначный подход к определению площадей его жилых помещений. Для выявления оптимальных размеров жилой площади на человека в жилой ячейке МЖК автором разработаны варианты планировок жилых помещений1:
- 1) с применением мебели, рекомендуемой для стационарного жилища и без совмещения функциональных зон для всех вариантов применяемого оборудования (так называемый комфортный максимальный вариант);
- 2) с применением мебели, рекомендуемой для мобильных типов жилища и с совмещением функциональных зон, но в пределах нормы (для всех вариантов применяемого оборудования так называемый минимальный вариант).
Разработка планировочных схем жилых помещений (в которых осуществляются функциональные процессы: сон, хранение личных вещей, занятия по интересам, самообразование) проводилась дифференцированно для условий максимального и минимального вариантов, различных типов применяемой мебели2 и различного количества проживающих людей (от 1 до 4 чел.)3.
Данные о размерах жилой площади на человека, полученные в процессе проведения перечисленных выше разработок, позволили построить так называемые теоретические графики для каждого случая и подсчитать разброс данных по отношению к их среднему арифметическому значению. Полученные графики подтвердили выявленную выше тенденцию при анализе отечественной и зарубежной практики создания мобильного жилища. Кроме того, наблюдается сближение значений кривых (максимальной и минимальной) в зависимости от варианта применяемого оборудования (от стационарного к встроенному и далее к трансформирующемуся одноярусному и двухъярусному). Полученная в результате подсчета разброса данных разработки зона между верхним разбросом максимальной кривой и нижним разбросом минимальной кривой вмещает возможные размеры площади на человека в зависимости от планировочного решения жилого помещения.
В результате положения теоретических (полученных в процессе перечисленных разработок) и статистических (полученных на основе анализа существующей практики) кривых и разбросов их данных представилось возможным выделить следующие зоны показателей размеров жилой площади: зону повышенного комфорта (между нормативной прямой и верхним разбросом максимальной кривой), зону рационального комфорта (между верхним разбросом максимальной кривой и нижним разбросом минимальной) и зону частичного дискомфорта (между нижним разбросом минимальной кривой и нижним разбросом статистической).
Значения жилой площади зоны частичного дискомфорта, включающей часть данных статистических кривых и разбросов их показаний (полученных на основе анализа существующей практики, где они решались только с учетом экономических факторов, без антропометрических), намного ниже данных зоны рационального комфорта. Значения этой зоны, вмещающие данные теоретических и часть статистических кривых, разработаны с учетом антропометрии и экономики, поэтому они находятся ниже значений зоны повышенного комфорта, ограниченных существующими нормативами.
На основе изложенного показатели размеров жилой площади, входящие в зону рационального комфорта, могут быть приняты для рекомендации к проектированию жилых ячеек мобильного экспедиционного комплекса (в зависимости от сроков пребывания в комплексе). Значения, расположенные внутри полученной зоны рационального комфорта, позволяют создать различные варианты планировок жилых помещений. Как показали результаты проведенного обследования, наиболее желательным является заселение в жилой комнате от 1 до 4 человек. Поэтому рекомендуемые размеры жилой площади предусмотрены для этих значений, несмотря на то, что размеры жилой площади были разработаны в некоторых случаях и для 6 человек.
Комфортность проживания, как уже отмечалось, в жилом помещении определяется не только соответствием его пространственных параметров осуществляемым функциональным процессам, количеством проживающих людей в этом жилом пространстве (т. е. количеством спальных мест), типом применяемого оборудования и мебели, но и продолжительностью пребывания людей в экспедиционном поселении.
В зависимости от сроков вахты в экспедиционных поселениях необходимо дифференцированное определение количества проживающих в жилой комнате и норм жилой площади. При недельной вахте возможно размещение в одном помещении 2—3 человек (при необходимости 3—4) и применение трансформирующихся кроватей при двухъярусном их расположении. При вахте продолжительностью неделя-месяц желательно размещать в одном жилом помещении 1—2 человек (при двухместном варианте возможно двухъярусное размещение трансформирующихся кроватей). При более продолжительном проживании (полгода) в экспедиционном поселке необходимо принимать рекомендуемую максимальную площадь жилой комнаты на человека, размещать в одном помещении одного человека, но с возможностью объединения двух одноместных ячеек в одно пространство путем трансформации. В связи с этим применение двухъярусных кроватей нежелательно.
Высота жилой ячейки должна быть не менее 2,5 м, а при двухъярусном расположении кроватей — не менее 2,7 м (СНиП II-Л. 1—71).
В целях улучшения качества комфортной воздушной среды в небольшом жилом пространстве мобильной жилой ячейки и в целях улучшения психологического комфорта необходимо устройство механической вентиляции (искусственной вытяжной), обеспечивающей нормальный воздухообмен.
Проведенный анализ практики создания жилых помещений мобильного жилища и их проектно-экспериментальной разработки с позиций удовлетворения требованиям антропометрии позволил получить дифференцированные научно обоснованные показатели размеров жилой площади МЖК экспедиционного типа, рекомендуемые в качестве нормативов при проектировании мобильного жилища (для различных вариантов применяемой мебели, количества людей и сроков пребывания в них людей, табл. 8).
Примененный выше метод определения размеров жилой площади МЖК экспедиционного типа может быть использован также и при разработке габаритов помещений другого назначения. В процессе дальнейших разработок проблемы организации мобильного жилища целесообразно расширить социологические исследования, опираясь на практику эксплуатации мобильного жилища, с тем чтобы учесть требования психологии и эстетики, а также особенности образа жизни и среды обитания. Для этого необходимо объединение усилий многих специалистов различных областей науки — социологов, психологов, медиков, дизайнеров и многих др.
Примечания
1. Разработка вариантов планировки помещений велась с учетом требований транспортировки (ширина ячейки не должна превышать железнодорожный транспортный размер 3,2 м).
2. Для каждого варианта было разработано не менее четырех примеров с целью удобства подсчета разброса данных относительно среднего арифметического их значения.
3. Увеличение количества людей, проживающих в одном помещении (более 4 чел.), как показали результаты анализа и обследования мобильных экспедиционных поселков, нерационально с позиции создания психологического комфорта.