Формирование мобильного жилища экспедиционного типа Для Севера Западной Сибири происходит под воздействием совокупности специфических факторов (природно-климатических, социальных и технико-экономических), влияющих на требования к его организации.

Природно-климатические факторы

Они полностью определяются условиями климатического района, в котором расположено жилище, и влияют на формирование требований к параметрам и гигиеническим качествам жилища, а также к его архитектурно-пространственному и конструктивному решению. В связи с тем, что мобильное жилище экспедиционного типа для Севера Западной Сибири, как правило, располагается в неблагоприятных экстремальных условиях обитания, основной архитектурной задачей в этом случае является создание комфортной среды обитания путем смягчения или полного исключения неблагоприятного влияния климата. Эта задача, решаемая архитектурно-планировочными средствами, предопределяет основные принципы застройки населенных мест.

Требования к жилищу, обусловленные природно-климатическими факторами различных районов, разработаны в основном для постоянного жилища стационарного типа [37—39]. Они применимы также к организации мобильного жилища и включают следующие группы требований:

  • обеспечение нормальных бытовых условий проживания в связи с особенностями климата (достигается главным образом за счет характера объемно-планировочных решений мобильного жилища);
  • создание устойчивости зданий, повышение теплотехнических качеств жилища, улучшение микроклимата (достигаются в основном техническими средствами);
  • улучшение эстетических качеств жилища.
Разнообразие природно-климатических условий в различных районах освоения диктует своеобразное функционально-пространственное решение мобильного жилища. Так, в районах с преобладанием сильных ветров архитектурно-планировочная структура жилища должна учитывать законы ветро- и снегоре-гулирования, а там, где природные условия не допускают долгого пребывания человека на открытом воздухе, основным приемом должна явиться застройка с функциональным объединением жилых и общественных зданий комфортными переходными коммуникациями, а также компактностью объемов домов, необходимостью устройства двойного тамбура и др.


Кроме того, природно-климатические факторы влияют на определение габаритов и номенклатуры внутреннего оборудования жилища. При проектировании мобильного жилища, особенно в неблагоприятных климатических условиях, необходимо учитывать специфические требования, которые влияют на изменение нормативов, связанных с подсобными элементами жилой ячейки: сушильными шкафами для верхней одежды в северных районах; дополнительной кладовой для продуктов длительного хранения; оснащением жилища встроенными шкафами и встроенной мебелью.

Не меньшее влияние оказывают природно-климатические условия на конструктивные решения мобильного жилища. Учет природных факторов сказывается при выборе типа той или иной конструкции, ее несущих способностей, теплотехнических и гидроизоляционных качеств и других характеристик.

Улучшение теплозащитных качеств жилища требует повышения сопротивления теплопередаче и воздухнепроницаемости ограждающей конструкции. Кроме этого, для улучшения микроклимата жилища нужны эффективные постоянно действующие отопительные системы и принудительная приточная вентиляция небольших габаритов.


Повышение устойчивости здания на определенных типах грунтов для временных перемещаемых поселков, созданных, как правило, из мобильных типов домов, оказывает влияние на их конструктивную систему, позволяющую обходиться без устройства фундаментов.

Природные факторы, влияя на композиционное решение жилища, диктуют необходимость создания такого образа сооружения, который эстетически гармонирует с окружающей средой, ландшафтом, а также несет в себе и другие функции психологического характера. Особенности природно-климатических условий осваиваемых районов Севера Западной Сибири, характеризующихся длительной зимой и малым количеством солнечных дней, обусловливают применение в архитектуре жилых комплексов интенсивной цветовой окраски, а в интерьере, наоборот, цветовой окраски мягких тонов для зрительного увеличения объема помещения. Таким образом, природно-климатические условия являются существенным фактором, который влияет на организацию жилища.

Социальные факторы

Особенности образа жизни населения (социально-демографическую и возрастно-половую структуру населения, его профессиональный состав, формы внепроизводственной деятельности, бюджет времени), динамику демографии и количество населения, длительность его пребывания в поселении и т. д. определяют социально-демографические факторы. Эти факторы, влияя на функционально-пространственную организацию жилища, определяют типы домов по условиям заселения, характеру общественного обслуживания и в значительной мере их планировочную структуру.

Процесс освоения новых районов состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимообусловленных стадий, продолжительность и объем которых зависят от специфики характера производства. На формирование типов поселений и их структуру характер постадийной организации освоения новых районов оказывает значительное влияние, так как для каждой стадии устанавливаются назначение поселения, тип его заселения, оптимальные размеры, профессиональный состав жителей, специфика демографии населения и другие показатели, влияющие на характер набора зданий.

На каждом этапе происходит смена профессиональных групп людей в населенном пункте вследствие волнообразного характера процесса освоения новых территорий. «Длины волн» и «амплитуды» процесса освоения на каждом этапе зависят от его темпов, конкретных условий, характера и мощности производства и т. д. [30, 62]. Так, например, процессы освоения, основанные на добывающих видах промышленности, характеризуются четкой сменяемостью профессиональных групп: геологи и строители не участвуют в процессе градообразования, а при комплексном освоении района, строительстве ряда предприятий они выступают в качестве градообразующих групп населения. Процесс освоения предопределяет дифференцированный подход к проблеме жилища на любой его стадии, так как каждая профессиональная группа на каждом этапе освоения имеет свою социально-демографическую структуру, образ жизни и соответственно предъявляет свои требования к организации жизненной среды.

Специфика социально-демографической структуры населения мобильного жилища, используемого, как правило, на первых стадиях освоения, обусловливается особенностями экспедиционного способа производства и строительства. Вследствие сезонного характера проживания в экспедиционных приисковых поселках и поселках строителей их семейная структура резко отличается от аналогичных поселков постоянного типа: одиночки составляют 80%, а семьи из 2—3 человек — 20%.

Детский контингент в экспедиционных поселках, как правило, полностью отсутствует, но в отдельных полевых городках Миннефтегазстроя СССР составляет от 0 до 24%. В северных районах коэффициент детности и семейности ниже, чем в южных.

Возрастная структура населения во вновь осваиваемых районах, связанная с семейной структурой и миграцией населения, разнообразна и значительно отличается от средних показателей по СССР. Так, для районов Севера Западной Сибири характерен малый процент женщин и детей школьного возраста, а также пожилых людей (свыше 55 лет), что обусловлено малым количеством предприятий, требующих женского труда, и недостатком учебных заведений в малых поселках. К тому же суровость климата и низкий уровень обслуживания способствует миграции населения (особенно женщин с детьми и пенсионеров). В указанных районах проживают в основном люди работоспособного возраста (преимущественно от 17 до 34 лет) с преобладанием мужского состава, который также непостоянен. Аналогичные диспропорции в составе населения при пионерном освоении северных районов наблюдаются и за рубежом.

В нашей стране диспропорция возрастной структуры малых стационарных поселков (до 100 человек) значительно повышена и еще больше растет в малых поселках экспедиционного типа, в которых, как правило, отсутствуют дети и лица преклонного возраста. Население приисковых экспедиционных поселков состоит только из взрослых, причем молодежь от 17 до 34 лет составляет до 70%. Женщин в этих поселках очень мало либо они отсутствуют вообще.

Аналогичное соотношение возрастно-полового состава и в линейных экспедиционных поселках. По данным статистической отчетности Миннефтегазстроя СССР, здесь имеет место значительный перевес мужского контингента над женским (72% против 28). Распределение мужчин и женщин по возрастным группам неоднородно, что определяет особенности структуры контингента: 35% мужчин и женщин приходится на возрастные группы до 30 лет, на возраст от 30 до 40 лет приходится 36% мужчин и 33% женщин, от 40 до 50 лет — соответственно 21 и 23%, старше 50 лет — 8 и 9%. Таким образом, более 70% контингента составляют возрастные группы до 40 лет. Это в наибольшей степени характеризует персонал основной деятельности экспедиционных мобильных поселений.

Различные социально-профессиональные группы по своей возрастно-половой структуре неоднородны. В категории рабочих возрастные группы до 40 лет составляют 75% как среди мужчин, так и среди женщин. В категории ИТР на возраст от 20 до 30 лет приходится 20% мужчин и 28% женщин, от 30 до 50 лет — более двух третей всего контингента. Еще большее повышение доли старших возрастов наблюдается у категорий служащих: возраст до 40 лет представляют 18% мужчин и 45% женщин, в то время как от 40 до 60 лет — 79% мужчин и 54% женщин. Малый обслуживающий персонал имеет подобную возрастную тенденцию с еще большим удельным весом мужчин и женщин старше 50 лет (32% женщин и 61% мужчин) .

Преобладание мужчин в числе персонала основной деятельности не является абсолютным: их удельный вес выше среди рабочих и ИТР и ниже среди служащих (у рабочих — 77, ИТР — 69, у служащих—17 и малого обслуживающего персонала — 35%). Таким образом, в сравнении со стационарными типами поселений в мобильных экспедиционных поселениях происходит нарушение баланса мужского и женского населения, усиливаемое их социально-профессиональной занятостью, что следует рассматривать как одну из специфических особенностей формирования мобильных типов поселений и их структуры жилья и обслуживания.

Для оценки уровня и структуры потребностей населения и обслуживания полевых городков немаловажное значение имеет структура контингента жителей по уровню образования. При этом в возрастных группах до 30 лет, наиболее представительных по своей численности, лица со средним, неполным средним и 7-классным образованием составляют 91%, с начальным и 5—6-классным — 5%, со средним специальным — 4%.

Эти цифры указывают на тенденцию повышения уровня образования контингента, исходя из чего следует ожидать и повышения квалификационной структуры кадров. При дальнейшем совершенствовании технологии строительства, развитии механизации и автоматизации ручных процессов эти тенденции усилятся, что требует ориентации всей системы жилья и культурно-бытового обслуживания на удовлетворение потребностей контингента с более высоким, чем сегодня, уровнем образования, квалификации и культуры.

Таким образом, типичной чертой структуры населения экспедиционных поселков является преобладание мужского контингента над женским, удельного веса одиночек над семейными, возрастных групп от 20 до 40 лет над старшими возрастными группами, рабочих над другими социальными группами, лиц со средним и неполным средним образованием — над лицами с высшим и начальным образованием.

Социально-экономические факторы определяют особенности материально-технической базы и организации строительства в данном районе, которые, в свою очередь, зависят от характера производственной базы, запасов ресурсов, транспортной освоенности территории, уровня развития стройиндустрии, места данного района в системе народного хозяйства и других региональных особенностей, а также новейших технических средств, рекомендованных для использования в данном географо-экономическом районе.

Специфика географических, климатических и экономических условий, характер и объем капиталовложений в развитие районов освоения предопределяют особый подход к вопросам организации строительства мобильных поселений. Наиболее верным будет дифференцированный подход к решению организации строительства и размещения предприятий стройиндустрии в районах освоения. Выбор наиболее экономичных форм организации строительства зависит здесь главным образом от степени его концентрации (отношение объема капиталовложений к территории промышленного района), в то время как при очаговом освоении труднодоступных районов, при выборочном освоении природных ресурсов необходимо учитывать рассредоточенность строительства, отсутствие транспортных связей круглогодичного действия и другие факторы [33].

Анализ материально-технической базы строительства в районах освоения Севера Западной Сибири показывает, что при рассредоточенном строительстве мелких предприятий и поселков с ограниченными сроками эксплуатации создание местных баз стройиндустрии, в том числе использование мобильных баз, практически исключается. Наиболее рациональным методом строительства будет применение мобильных зданий, изготавливаемых из эффективных материалов на специальных предприятиях. Производство жилищ для мобильных поселений с полным инженерным оборудованием целесообразно наладить за пределами труднодоступных районов с последующим завозом их на место монтажа. Такой принцип имеет громадные преимущества экономического и организационного порядка, а изготовление зданий на месте требует значительно большего количества рабочих, что в труднодоступных условиях нежелательно.

Территория вновь осваиваемых районов неравноценна с точки зрения возможностей формирования типов поселений и зданий. Решающее значение имеют транспортная освоенность местности и специфика освоения. Основным фактором удорожания строительства является транспортировка строительных материалов и оборудования из обжитых освоенных районов страны, поэтому стоимость строительства здесь в основном определяется транспортными расходами на перевозки. Вследствие огромных расстояний между отдельными новыми поселениями и малой освоенности территории транспортная проблема усложняется.

С одной стороны, очевидно, что транспорт должен обеспечивать постоянные связи новых рассредоточенных поселений с центральными, а с другой стороны, оказывается экономически невыгодным вкладывать большие средства в строительство автомобильных или железных дорог к поселениям, срок эксплуатации которых может оказаться недолгим. Это приводит к выводу о необходимости использования средств современного воздушного и водного транспорта, экономичность которого доказана работами ряда специалистов [3, 30 и др.].

Неоднородность местных природных условий по возможностям организации транспортных средств и различная степень доступности обжитых индустриальных районов существенно влияют на методы организации строительства, типы поселений. Специфические условия определенного вида производства и связанные с ними особенности расселения также определяют назначение жилища, его место в системе расселения и срок эксплуатации на одном месте, что обусловливает дифференциацию в типах жилища постоянно (обитаемые, временно обитаемые, сезонно обитаемые и др.).

Социально-технические факторы, тесно связанные с социально-демографическими, определяют состав населения, принцип заселения и характер проживания. Так, для временно обитаемого поселения, где состав населения характеризуется в основном несемейным и молодым контингентом, целесообразны общежития или жилища гостиничного типа для проживания одиночек, а для сезонно и временно обитаемых поселков с переменным составом населения — типы жилища с универсальными ячейками, рассчитанными на заселение как одиночками, так и семейными.

Социально-экономические условия, кроме того, влияют на характер обслуживания населения. В районах очагового освоения в связи с необходимостью компенсации трудных условий труда и быта трудящихся возникает проблема организации комплексной системы обслуживания высокого качества. По мнению К. Карташовой (ЦНИИЭП жилища), для районов освоения, например, Крайнего Севера «рациональная огранизация повседневного, периодического и эпизодического обслуживания населения должна строиться в соответствии с системой центров различного ранга — местных, районных, межрайонных, областных, а также базовых» [30].

В зависимости от назначения жилища определяется и форма обслуживания. В экспедиционных поселениях, организованных на основе комплекса жилья и обслуживания, номенклатура и состав обслуживающих учреждений должны рассчитываться исходя из норм, но с учетом специфики производства и корректировкой в соответствии с особенностями трудовой деятельности основной массы населения.

В мобильном жилище экспедиционного типа вследствие влияния различных специфических факторов, ограничивающих возможности осуществления на месте всего комплекса обслуживания, тип обслуживания приобретает совершенно иной характер по сравнению с постоянными поселениями-, получает развитие доставка услуг на место средствами техники (радио, почта, телевидение) или с участием выездных бригад бытового и культурного обслуживания. Этот тип организации обслуживания значительно повышает комфорт быта во временных мобильных поселениях и способствует уменьшению нагрузки на внешний транспорт, так как вместо многочисленных поездок жителей поселка необходимы будут лишь поездки на специальном транспорте представителей учреждений обслуживания, находящихся в базовом городе или другом крупном населенном пункте.

Значительную роль здесь должны сыграть развозная торговля, выездные мастерские бытового обслуживания, сбор белья и стирка его в централизованных прачечных, посылочная торговля, передвижные отряды медицинского обслуживания [30]. В отличие от постоянно действующей централизованной сети общественного обслуживания в базовых (опорных) поселениях в мобильных поселках часто рациональны периодически действующие передвижные учреждения обслуживания и самообслуживания.

Развитие материально-технической базы производства и строительства мобильных экспедиционных поселений, совершенствование системы их обслуживания способствуют приближению уровня комфорта мобильного жилища к городскому, что в свою очередь является одним из основных условий стабилизации кадров, повышения доли женщин и семейного контингента.

Таким образом, социально-экономические и демографические особенности имеют значительное влияние при формировании типов мобильного жилища. Специфика ведения производства в условиях труднодоступных районов определяет особые черты расселения, демографическую структуру населения, его быт и характер общественного обслуживания, влияя на типологические особенности мобильного жилища экспедиционного типа, а также выявляет требования к его функциональной структуре.

Учет социально-культурных факторов не менее важен при проектировании мобильного жилища (в частности, социально-психологических и социально-эстетических). Совершенно очевидно, что взаимосвязь между человеком и жилищем должна быть не только функциональной, но и обеспечивать психологически удобные и эстетически приятные условия. Поскольку человек намного лучше приспосабливается к условиям обитания, чем здание, всегда имелась тенденция жертвовать им в пользу технико-экономических факторов. Обычно проблеме среды обитания человека в психолого-эстетическом плане уделяется минимум внимания (в угоду решения других проблем), а влияние ее на человека очень велико.

Основными отрицательными факторами среды обитания в условиях существования мобильных поселений экспедиционного типа являются непривычность впечатлений от окружающей обстановки, специфические взаимоотношения между людьми, автономность мобильного жилища и его своеобразная изоляция от городских поселений, проживание продолжительное время в отрыве от семьи и др.

Особенностью существования мобильного экспедиционного жилища является также тесное взаимопроникновение сферы быта и производства. Пространственное сближение места жилья и труда распространяется и на формы общения. Из-за отсутствия возможности проведения досуга вне сферы жилища и достаточно широкого выбора форм досуга повышается его повседневная роль в профессиональном и межпрофессиональном общении во внерабочее время.

Исследуя реакцию человека на окружающую обстановку, необходимо принимать во внимание не только его реакцию на окружение, но и его психологические отношения с коллегами в этой среде. Для снятия психологической усталости человек должен уклониться от значительной части социальной информации путем полной изоляции (физической и психологической) [59]. В то же время без обогащения психики человека необходимым количеством раздражителей в условиях своеобразного сенсорного голода психический и физический тонус организма будут снижены и трудоспособность будет падать. В таких условиях может наступить бессонница, потеря аппетита, крайняя раздражительность, а иногда даже клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства) или ностальгия и др. В связи с этим возрастает роль жилища, с одной стороны, в обеспечении психологической защиты человека от избыточности контактов (вынужденного общения), с другой — в преодолении психологической изоляции человека; возникает потребность в организации и развитии общественных форм культурно-бытового обслуживания.

Это подтверждается и тем, что в мобильных экспедиционных поселениях преобладает контингент людей молодых возрастов, отличающихся наибольшей активностью, повышенной потребностью в общении, получении информации, образования, в повышении культурного и профессионального уровня и т. д. Отсутствие возможности полноценной реализации этих потребностей приводит к напряженности психофизиологического состояния человека.

Совершенствование типов жилых ячеек и развитие структуры культурно-бытового обслуживания дадут возможность повысить уровень реализации потребностей личности, сократить нерациональные затраты внерабочего времени и расширить сферу содержательного досуга и самообразования. В этих условиях целесообразно развитие систем заочного обучения. Кроме того, ориентируясь на всестороннее развитие личности, необходимо также расширить спортивно-оздоровительные мероприятия применительно к возрастной и профессиональной специфике контингента мобильного жилища экспедиционного типа.
Не меньшее значение в объемно-пространственном решении мобильного жилища имеет и учет социально-эстетических факторов. Если рассматривать принципы архитектурно-пространственной организации среды обитания в условиях мобильного жилища, то прежде всего обращает на себя внимание компактность обитаемого пространства (вызванная требованиями транспортировки) .
Определение норм жилых и обслуживающих помещений должно базироваться на антропометрических законах динамики человеческого тела при использовании кондиционирования воздуха. Знание антропометрии позволяет выявить допустимые размеры мебели, расстояния между предметами и, следовательно, минимальные габариты помещений, а механическая вентиляция дает возможность обеспечить нормальный санитарно-гигиенический режим в помещении малого объема.

В данном случае целесообразно использовать опыт смежных областей негражданского строительства: вагоно-, автомобиле- и судостроения, где задача экономии объемов и увеличения комфортабельности помещений определяется условиями их эксплуатации [43]. Кроме того, можно воспользоваться приемами зрительного увеличения помещений путем разного освещения плоскостей, зрительного членения второстепенных плоскостей и обобщения главных, используя оптимальную гамму цветов как для жилого, так и для общественного помещения, применения определенной фактуры материалов, производящей различные впечатления при освещении с разных точек, цветности и интенсивности общего и местного освещения, а также выбора пропорции помещения [28].

Интерьеру мобильного жилища, по-видимому, должна быть присуща определенная зрительная сложность, но не надуманная, а органическая, обусловленная функциональной логикой и проработкой деталей. Здесь важное значение приобретает предметно-пространственное окружение людей. Учитывая влияние непривычной внешней обстановки, следует избегать необычных форм внутреннего оборудования, которое должно быть максимально автоматизированным и технически совершенным.

Учет социально-эстетических и социально-психологических факторов при решении конструктивных элементов мобильного жилища требует в таких условиях тщательного изучения, так как неуверенность в надежности конструкции жилища и его систем может вызвать чувство тревоги у части людей (партии, бригады, отряда и т. д.). Однообразие окружающей среды, автономность поселения и другие специфические черты, характеризующие мобильное экспедиционное жилище, можно устранить путем создания таких конструктивных структур, которые составлялись бы из унифицированных элементов, обеспечивающих градостроительную гибкость и эстетическую выразительность.

Как видно из изложенного, при организации функциональной структуры мобильного жилища экспедиционного типа необходимо особое внимание уделять учету социально-культурных факторов (социально-психологических и социально-эстетических). К сожалению, в настоящее время они практически не учитываются.

Технико-экономические факторы

Технико-экономические факторы, обусловленные уровнем развития строительной техники, инженерного и бытового оборудования, а также средств доставки и перемещения мобильных зданий в определенном районе, предопределяют методы изготовления, транспортировки, монтажа мобильных зданий и их эксплуатацию.

Для мобильного жилища экспедиционного типа техникоэкономические факторы определяют следующие требования к конструктивным решениям зданий:

  • высокую степень заводской готовности (индустриальность изготовления) с целью получения минимальных затрат труда и времени при монтаже и демонтаже без применения мощных монтажных устройств;
  • транспортабельность, обусловливающую компактность габаритов перевозимого здания или сооружения;
  • минимальный вес здания (за счет применения эффективных строительных материалов) и простоту его монтажа и демонтажа;
  • максимальную серийность производства и минимальную номенклатуру элементов изделий, допускающую создание многовариантных архитектурных решений жилища;
  • надежность (прочность) и целостность конструкции (конструкция не должна разрушаться после многократной сборки и разборки) и др.
Эти и другие требования наиболее полно разработаны и учитываются в существующей практике создания мобильных типов зданий и их конструктивных систем.

Кроме того, в процессе эксплуатации жилища экспедиционного типа от применяемых мобильных зданий требуется гибкость использования пространства обитания, допускающая возможность перепланировки или изменения габаритов здания, связанная с изменением состава некоторых функциональных процессов. Для обеспечения такой гибкости требуется повышение системы технического оснащения как самого здания, так и его внутреннего оборудования.

Перечисленные требования определяют и частные задачи, такие как поиски новых строительных материалов, применение которых позволит уменьшить массу конструкций мобильных зданий; разработка малогабаритных систем инженерного оборудования и мебели на основе имеющегося опыта проектирования и их создания в негражданском строительстве; разработка средств доставки и монтажа; повышение системы технического оснащения жилища.

Трудность проектирования типов конструкций для мобильного жилья и обслуживания заключается в противоречивости технико-экономических требований к материалам, конструкциям и габаритам зданий, определяемых условиями их изготовления, транспортировки, монтажа, эксплуатации и демонтажа. Так, например, условия перевозки требуют изготовления конструкций здания из облегченных материалов, в то время как условия эксплуатации и многократности использования, наоборот,— повышенной его прочности. Противоречивы также требования к уменьшению объема здания при транспортировке и повышению комфорта при эксплуатации, условиям наиболее полной заводской готовности и в то же время гибкости использования обитаемого пространства и др.

Таким образом, технико-экономические факторы в основном влияют на тип здания, выбор его конструктивного решения, материалов, инженерного оборудования, а также на методы изготовления, транспортировки, монтажа и демонтажа здания.