Основные функции этих помещений — прием, оформление и размещение клиентов, хранение их багажа, расчеты с проживающими, выдача справок по гостинице, выполнение услуг по обеспечению проживающих билетами в зрелищные предприятия города, а также на авиа- и железнодорожный транспорт, вызов такси, иногда заказ и бронирование номеров в гостиницах других городов страны, выполнение почтово-телеграфных услуг, денежных операций. В связи с этим в состав вестибюльной группы помещений входят: вестибюль, гардероб и камера хранения, комната дежурного администратора, помещение портье, помещения для хранения документов, две-три служебные комнаты, отделение связи (почта-телеграф, иногда телекс), сберкасса (иногда отделение банка), бюро обслуживания, киоски, помещения персонала, обслуживающего вестибюль, кабины телефонов-автоматов, общие санитарные узлы и т. д. Набор и площади этих помещений во многом зависят от назначения гостиницы, ее вместимости и разряда.

Вестибюль — одно из главных по своей значимости помещений общественной части, планировочный и технологический узел первого этажа. Это первое помещение, куда попадает человек, пожелавший воспользоваться услугами гостиницы. От организации вестибюля и решения его Интерьера складывается впечатление о гостинице. Поэтому планировке, отделке и оборудованию вестибюля уделяют существенное внимание.


Рис. 61. Примеры решения интерьеров вестибюлей гостиниц
Рис. 61. Примеры решения интерьеров вестибюлей гостиниц
Вестибюль — помещение многофункциональное. В нем расположен главный вход в гостиницу, осуществляются прием и оформление клиентов, расчеты с проживающими; через вестибюль по вертикальным коммуникациям — лестницам и лифтам — проживающие и посетители гостиницы попадают на жилые этажи; иногда через вестибюль проходят в предприятия общественного питания (ресторан, кафе, бар), в конференц-зал и т. д. Часто вестибюль используется для встреч, отдыха. Нередко в вестибюле размещаются гардероб, почта, телеграф, сберкасса, киоски по продаже сувениров, периодической печати, аптекарских товаров, табачных изделий, парфюмерии. Размещение всех этих элементов должно быть таким, чтобы люди, пользующиеся ими, не мешали друг другу. Кроме того, вестибюль должен быть удобно связан с парикмахерской особенно если она не имеет дополнительного входа с улицы), а также с бюро обслуживания и административными помещениями гостиницы.

Рис. 62. Пример планировочного решения первого этажа гостиницы «Дружба» в Вильнюсе
Рис. 62. Пример планировочного решения первого этажа гостиницы «Дружба» в Вильнюсе
Планировочное решение вестибюля в каждой гостинице индивидуально. Решаются вестибюли компактными, вытянутыми вдоль фасада здания или имеющими «глубинную» или смешанную композицию (рис. 61). Обычно планировочное решение вестибюля связано с формой плана первого этажа здания (рис. 62).

Вокруг вестибюля или вблизи него располагают основные помещения вестибюльной группы. Приемы их взаиморасположения различны, они могут размещаться вдоль одной, двух или трех сторон вестибюля. Во всех случаях размещение помещений должно быть таким, чтобы максимально сократить перемещение потоков движения клиентов и персонала по вестибюлю.

Свободная площадь вестибюля должна быть достаточной для размещения прибывших и беспрепятственного их перемещения. Особенно актуален этот вопрос в гостиницах, принимающих группы туристов. Практика эксплуатации гостиниц показывает, что размер туристских групп, связанный обычно с вместимостью автобуса, составляет 30—40 чел., а вестибюль гостиниц, обслуживающих туристов, должен одновременно принять не менее двух таких групп.

Основные элементы вестибюля: главный вход в гостиницу, вертикальные коммуникации, связывающие вестибюль с вышележащими этажами, в основном жилыми, и стойка оформления. Правильное размещение всех элементов помогает быстрой ориентации посетителей и позволяет избежать лишних передвижений по вестибюлю. От взаиморасположения главного входа в гостиницу, стойки оформления и основных вертикальных коммуникаций, соблюдения технологической последовательности их размещения (вход—стойка оформления — вертикальные коммуникации) в значительной мере зависит четкость движения в вестибюле и удобство пользования им. Особое значение это имеет в гостиницах, работающих по системе «службы портье», когда ключи от всех номеров находятся у портье.

Основные вертикальные коммуникации в гостиницах — лестницы. и лифты. Согласно новым отечественным нормативам, требования по оборудованию зданий лифтами связывают со строительным разрядом гостиницы и ее этажностью. Так, в гостиницах высшего строительного разряда установка лифтов требуется в зданиях в два этажа и более; в гостиницах I разряда — три этажа и более; II—IV строительных разрядов — четыре этажа и более. Число лифтов определяется расчетом в зависимости от этажности и вместимости гостиницы (включая численность смены обслуживающего персонала), грузоподъемности и скорости движения лифтов, допустимого времени ожидания кабины, принятой системы управления лифтами и других факторов. Однако во всех случаях устанавливают не менее двух пассажирских лифтов.

Обычно пассажирские лифты группируют (от двух до восьми лифтов в одной группе), что позволяет эффективно использовать вертикальный транспорт, сократить время его ожидания и размещают вблизи от главной лестницы, обеспечивая хорошую обозреваемость и удобный подход к ним от главного входа в гостиницу, а также от стойки оформления. В зданиях гостиниц большой протяженности и большим числом мест на одном этаже иногда предусматривают по нескольку лифтовых групп, что позволяет сократить максимальные расстояния от них до номеров. Например, в гостинице «Космос» (Москва) имеется две группы пассажирских лифтов, в «Ялте» (Крым) — три группы и т. д.


Загрузка лифтов организуется или непосредственно из вестибюля («Лыбедь» в Киеве, «Интурист» в Ростове-на-Дону) или из лифтовых холлов, пространственно изолированных от вестибюля («Орленок» и «Белград» в Москве, «Черное море» в Одессе и т. д.)

Кроме пассажирских лифтов в гостиницах предусматривают служебные — грузопассажирские и грузовые лифты, число которых зависит от этажности и вместимости гостиницы. Эти лифты предназначены для перевозки обслуживающего персонала и грузов (багажа гостей, мебели, инвентаря, подачи еды в номера). Служебные лифты часто группируют, а входы в них организуют из специальных лифтовых холлов («Виру» в Таллине, «Ялта» в Крыму и др.). Иногда лифты совмещают ряд функций, если это не противоречит санитарным нормам.

Стойка оформления — рабочее место сотрудников гостиницы, занятых приемом и оформлением клиентов. Здесь размещаются дежурный администратор, кассир-расчетчик, паспортист, портье, дежурный справочного бюро, т. е. сотрудники гостиницы, выполняющие все функции по приему, оформлению и обслуживанию гостей. Обычно стойка оформления представляет собой открытый барьер, отделяющий сотрудников гостиницы от посетителей и позволяющий свободно общаться с ними. Существуют различные варианты решения стойки оформления, однако во всех случаях она должна обеспечить удобное место для работы и хранения необходимых документов. Четкой закономерности между длиной стойки оформления, вместимостью и разрядом гостиницы не прослеживается. Некоторые зарубежные специалисты считают, что длина стойки оформления должна приниматься из расчета 2,5 см на каждое место в гостинице1. На практике этот размер несколько меньше. Так, на примере 12 гостиниц К. Венцель подсчитал, что длина «фронта приема» в основном составляла от 17 до 20 см на каждое место в гостинице2, при этом 20% этого «фронта» отводится для выдачи ключей; 60% — для дежурного администратора, занимающегося приемом приезжих; 20% — для кассы гостиницы и банка. Варианты хранения ключей у портье различны: вертикальные доски с ячейками (5X15 см), тумбы-вертушки и т. д. При вертикальном расположении ячеек наибольшую высоту подвески ключей рекомендуется принимать 180 см, наименьшую — 90 см.

Стойку оформления часто акцентируют различными средствами, в том числе художественными. Это помогает посетителю легче ориентироваться в сложном пространстве вестибюля.

Кроме рабочих мест за стойкой оформления для дежурного администратора, кассира-расчетчика, паспортиста, предусматривают небольшие комнаты вблизи их рабочих мест, где располагают шкафы для документов, сейфы для ценных бумаг и т.д. Вблизи стойки оформления для удобства заполнения документов, связанных с устройством в гостиницу, размещают кресла и столики.

Обычно в вестибюле организуют специальную зону отдыха и ожидания, которую размещают вне основных потоков движения, в нетранзитной части вестибюля, и выделяют планировочным решением, размещением групп мебели для отдыха, иногда иным покрытием или рисунком пола, характером освещения, типом светильников, зеленью и т. д. (см. рис. 61). Например, в гостинице «Хилтон» в Амстердаме (Нидерланды) зона отдыха в вестибюле выделена ковровым покрытием пола, группировкой мебели, торшерами, расположенными возле каждой группы мебели, зеленью и камином, создающими в совокупности обстановку, располагающую к отдыху.

В наиболее комфортабельных гостиницах рядом с вестибюлем иногда предусматривают специальное помещение — гостиную для отдыха. Иногда в вестибюле гостиниц размещают экспресс-бар, например такой экспресс-бар имеется в вестибюле гостиницы «Интурист» в Москве.

Отделение связи (почта, телеграф) имеется в гостиницах, мотелях и кемпингах вместимостью 200 мест и более; сберкасса — в гостиницах и мотелях высшего и I строительных разрядов вместимостью 400 мест и более, а также в кемпингах вместимостью 500 мест. В транзитных мотелях и в компингах эти помещения обычно не предусматривают. Отделение связи и сберкассу размещают в самом вестибюле либо в изолированном помещении, удобно связанном с вестибюлем. Четкой закономерности в отношении принципов их размещения не прослеживается. Возле стойки отделения связи и сберкассы так же, как и вблизи стойки оформления, обычно располагают несколько столиков и кресел для заполнения посетителями документов, телеграфных и почтовых бланков и т. д. В отечественных гостиницах, предназначенных для приема иностранных граждан, а за рубежом в гостиницах высокого уровня комфорта, особенно в гостиницах для деловых людей, имеются также отделения банка для обмена валюты.

В гостиницах, обслуживающих иностранных туристов, предусматривают специальное бюро обслуживания, для которого выделяют несколько помещений (приемная, комната заведующего, комната переводчиков, подсобные помещения), удобно связанных с вестибюлем, как например, в гостиницах «Жемчужина» в Сочи, «Ялта» в Крыму. В гостинице «Интурист» в Ростове-на-Дону бюро обслуживания как бы продолжает вестибюль, отделяясь от него только декоративной ажурной металлической решеткой. В последнее время бюро обслуживания организуют и в гостиницах общего типа.

Вблизи бюро обслуживания или стойки оформления на стене или специальном стенде иногда изображают схематический план города с обозначением места размещения гостиницы, системы городского транспорта, а также основных достопримечательностей. Такой план помогает приезжему ориентироваться в городе и нередко является также декоративным элементом в решении интерьера вестибюля.

Камера хранения служит для хранения ручной клади к оборудуется стеллажами. Ее размещают вблизи вестибюля, нередко смежно с гардеробом, что позволяет одному сотруднику совмещать функции гардеробщика и дежурного в камере хранения. Размер камеры хранения отечественными нормами установлен от 5 до 50 м2 в зависимости от вместимости гостиницы.

В гостинице часто имеются киоски или небольшие магазины для продажи сувениров, периодической литературы, парфюмерии и т. п. Их нередко размещают в вестибюле гостиницы, например в гостинице «Ленинград» в Ленинграде, «Москва» в Москве, «Лыбедь» в Киеве, «Жемчужина» в Сочи и др. По данным немецкого специалиста К. Венцеля, в среднем на гостиницу предусматривают два-три киоска. При проектировании следует учитывать, что в киосках кроме стойки для продажи товаров должно быть место для витрины, склада товаров, желательно также небольшое подсобное помещение.

В гостиницах, предназначенных в основном для обслуживания иностранных туристов, при вестибюле предусматривают специальное помещение для швейцаров и подносчиков багажа, а также помещение сортировки и временного хранения багажа, доставляемого в гостиницу при приезде клиентов и вывозимого при их отъезде. Ото помещение обычно бывает удобно связано с грузовым лифтом, доставляющим багаж на жилые этажи («Велград-II» в Москве и др.), и размещается вблизи специального входа в здание.

Во всех гостиницах в вестибюле или вблизи него имеются санитарные узлы (раздельные для мужчин и женщин) . В гостиницах высшего уровня комфорта при этих санузлах иногда устраивают специально оборудованные помещения для приведения в порядок одежды. В случаях, когда позволяет планировочное решение, санузлы совмещают с санузлами предприятий общественного питания или культурно-массового обслуживания, как, например, в гостиницах «Лыбедь» в Киеве, «Черное море» в Одессе и др.

Отечественными нормативами площадь вестибюльной группы помещений нормируется в зависимости от вместимости, назначения и уровня комфорта гостиницы. В отечественной практике площадь вестибюлей составляет от 0,3 до 0,8 м2 на одно место, в зарубежных гостиницах — от 0,3 до 1,5 м2. Особенно большие размеры вестибюлей в японских гостиницах — 0,9—1,6 м2 на одно место.

Для лучшей организации пространства вестибюля используют прием зонирования, например выделяют зону приема и оформления приезжающих, зону отдыха и ожидания, зону перед отделением связи, зоны размещения киосков и телефонов-автоматов и т. д. Для этого применяют декоративные решетки или экраны, изменение уровня пола или потолка помещения, размещение мебели различного функционального назначения, элементы декоративного убранства, различный характер освещения и типы светильников, цвет, отделочные материалы с различной фактурой поверхности и пр.

В отделке вестибюлей используют долговечные материалы — естественный и искусственный камень (гранит, мрамор, брекчия), а также дерево, керамическую плитку, пластики, обладающие высокими техническими свойствами и отличающиеся разнообразием цвета, декоративную штукатурку и т. д.

Для придания интерьеру вестибюля индивидуального, облика применяют произведения монументально-декоративного и прикладного искусства, широко используют различные варианты озеленения. Примером могут служить гостиница «Бухара», в вестибюле которой выколоткой по меди с использованием национальных традиций Узбекистана выполнены две своеобразные декоративные композиции; II очередь гостиницы «Москва» в Москве, в вестибюле которой организован своеобразно решенный зимний сад, а над входом размещено декоративное мозаичное пано.

Примечания

1. Нейферт Э. Строительное проектирование. Справочное пособие для архитекторов, инженеров, технпков-строителей. М., 1965, с. 327.

2. Лэзэреску Ч. Постройка отелей. М., 1978, с. 22; Венцель К. Строительство гостиниц. Берлин, 1967, с. 187.