Проектированием столь своеобразного явления, как среда, занимается специалист особого профиля — архитектор-дизайнер. В его власти на равных находится и функционально-пространственная основа, раньше целиком принадлежавшая зодчим, и ее функционально-предметное наполнение — традиционная епархия художников прикладного искусства, а ныне дизайнеров. Синтез двух специальностей в одной породил новый круг профессиональных задач, отвечающих особенностям предмета проектирования. Новой профессии "по наследству" от архитектуры досталась способность к созданию полноценного художественного образа, неотъемлемыми чертами которого в произведениях пространственного искусства являются эмоциональный строй, масштабность, ощущение открытости или замкнутости, изолированности и т.д. "Дизайнерская" сторона специальности позволяет оперировать при этом любыми "внеархитектурными" средствами — от корректировки функционального процесса до использования декоративных, содержательных и объемно-пространственных свойств всего, что составляет облик среды. Издержки этого положения — прямая зависимость образа среды от потребления и потребителя — восполняются художественными возможностями: образу среды доступны ирония и самоирония, "низкие" проявления чувств, чего лишена традиционная архитектура.


Обучение новой профессии, в конечном счете, концентрируется в постановке основного предмета программы — учебного архитектурно-дизайнерского проектирования, которое призвано научить студентов эффективному целенаправленному решению задач формирования средовых объектов, дать знания о принципах архитектурно-дизайнерского творчества, привить навык основанного на этих принципах реального проектирования наиболее характерных типов и форм архитектурной среды.

Эту общую цель можно разложить на ряд взаимосвязанных задач, среди которых наиболее существенны:

  • технология проектного процесса, представленная как последовательность этапов формирования среды;
  • осознание, кристаллизация и выявление содержательного, образного начала средового объекта или системы;
  • принципы и приемы реализации содержательного, эмоционально-художественного начала в материально-физических и декоративно-художественных конструкциях средовых систем.
Цели проектного формирования архитектурной среды тесно переплетаются с задачами других дисциплин и учебных курсов, "сопровождающих" обучение проектированию и отражающих различные особенности профессии "средовой дизайн". Они ставят перед студентом ряд целей как общеобразовательного, так и специального характера: расширение художественного и культурного кругозора, обучение "секретам" профессионального мастерства — от навыков композиционнокомпоновочных, до умения выгодно представить работу заказчику — ознакомление с кругом возможных объектов и направлений работы и более подробное знакомство с основными их видами и т.д.


Для целенаправленного выполнения этого комплекса работ студенту, изучающему в архитектурном вузе художественное проектирование среды, отводятся всего 4 года. Столь напряженный график освоения учебной программы по проектированию требует весьма рациональной и четкой ее организации, последовательно ставящей студенту все более емкие и сложные профессионально-творческие задачи, увязанные с программой курса специальных теоретических и художественных дисциплин, которые дают знания, необходимые будущему архитектору-дизай-неру и практически развивают его творческие возможности и навыки (таблица 14.1).

Таблица наглядно иллюстрирует две черты, присущие учебному проектированию средовых объектов и систем — его теснейшую связь с приемами и особенностями архитектурного проектирования, и одновременно — принципиальные отличия профессиональной подготовки архитектора-дизайнера от традиционного архитектурного образования.

Главное, что роднит зодчего и специалиста по средовому проектированию — понимание пространства, пространственной основы как фундамента, источника основных эмоционально-эстетических и художественных ощущений будущего произведения архитектурного или средового искусства. Именно это обстоятельство позволяет первые два года шестилетнего курса обучения и той, и другой специальности объединять, не дифференцируя ни перечень дисциплин, ни программу их усвоения. По той же причине первые два года специального обучения дизайну архитектурной среды примерно половину времени учебного проектирования отводится темам, общим для специальностей и 2901 (архитектор), и 2902 (архитектор-дизайнер), т.к. в работе над ними решаются задачи, свойственные обеим профессиям.

Специфика архитектурно-дизайнерской подготовки, раскрываемая таблицей, состоит в том, что в этой профессии пространственные, а стало быть и художественные ощущения, формируются иначе, чем в архитектуре — другими компонентами, по другим законам, с другими целями. И в постепенном овладении этими совершенно новыми для студента навыками, знаниями, в конечном счете — новым проектным мировоззрением — и состоит смысл обучения архитектора-дизайнера.

Среди задач учебного проектирования архитектурной среды три заслуживают специального рассмотрения, поскольку в них как бы скрещиваются основные проблемы средового дизайна. Это — овладение последовательностью, порядком проектирования средовых объектов и систем; умение, решая творческие проблемы, добиваться выразительности и точности образа среды; овладение профессиональной технологией решения архитектурно-дизайнерских проблем, позволяющих сознательно и на высоком уровне завершить данную проектную работу.

Первый круг вопросов связан с выявлением архитектурно-дизайнерской специфики при выполнении всего цикла проектных работ. Второй затрагивает такие стороны проектной деятельности, как формирование эмоциональных и масштабных характеристик среды. Третий освещает пути достижения целостности средовых систем.