Для полноценного определения современных тенденций и возможных перспектив художественного проектирования архитектурной среды необходимо свести множество частных и внешне разрозненных представлений о слагаемых и обстоятельствах средоформирования в общую систему, всесторонне и с единых позиций описывающую свойства и характеристики объекта дизайнерского проектирования — собственно среды, классифицировать те разновидности средовых объектов и систем, с которыми приходится иметь дело художнику-дизайнеру, выявив их различия и приметы сходства. В этом случае можно свести в систему и особенности их проектного формирования.

Наиболее достоверным способом объективного описания элементов нашего окружения является типология видов и форм среды — определенным образом организованное перечисление родственных средовых объектов или систем, описывающее каждый фрагмент среды через общие принципы его построения (структуры) и характеристики составляющих. При этом выполняется системное расчленение совокупности окружающих человека средовых ситуаций на характерные стереотипы и составляются их закономерно организованные последовательности (классификация), отражающая изменение ведущих для данного класса (ряда объектов) критериев (признаков). В разных случаях проектировщик может воспользоваться для составления нужной ему типологической конструкции различными классификационными критериями, взяв за основу пространственные, функциональные, инженерно-конструктивные или художественные особенности изучаемого множества, сопоставления по принципу "фрагмент—целое", "проект—постройка", "памятник—окружение" и т.д.


Синтез искусств на фасаде общественного центра. США, Ф. Гери, К. Ольденбург
Синтез искусств на фасаде общественного центра. США, Ф. Гери, К. Ольденбург
В большинстве случаев эти принципы зашифрованы уже в самом названии явления, подразумевающем наглядность понятия, знакомство с ним любого человека. Слово "улица" моментально ассоциируется с определенным зрительным образом, иллюстрирующим линейно-узловую организацию элементов среды магистрали или переулка, "стадион" подразумевает центрическое построение структур, образующих спорткомплекс. А уже потом начинается процесс уточнения — через детали объекта — разновидности данного типа средового образования. Причем выявляется его "единственность", определенность сравнением с деталями объектов — инвариантов того же рода.

Понятно, что в реальном мире не существует абсолютной, единственной типологической системы его описания: одна и та же сумма явлений и фактов может быть организована в самые различные типологические ряды в зависимости от выбора принципов их сравнения. Поэтому ни одна из частных или типологических схем не в состоянии описать свойства среды во всей сложности их проявлений. Для этого необходимо их совместное рассмотрение и сопоставление.

Но "проектная" обусловленность средовых типологических построений, нацеленных, в конечном счете, на синтез всех слагаемых дизайнерского произведения в художественных категориях, позволяет ограничить круг возможных критериев. Феномен "среда" понимается дизайнером как постоянно взаимодействующее единство осуществляемой в ее рамках деятельности с самими этими рамками — предметно-пространственным каркасом. Поэтому первичными при составлении типологических классификаций среды следует считать функциональнопространственные параметры породивших ее видов и форм деятельности. Тогда обстоятельства и условия формирования среды будут только уточняться, развивая типологические схемы, построенные на этой базе. Но и в этом случае проявляются два, казалось бы, несопоставимых типа оценок: по размаху, пространственному охвату, и по технологической, социальной направленности, т.е. по назначению.

Первый тип оценок диктует масштабно-пространственную шкалу типологических форм, которая начинается с представления о городе, населенном пункте, ландшафтной ситуации (более крупные — в географическом смысле — единицы пространства, очевидно, уже теряют характер среды, т.е. образования, эмоционально и зрительно связанного с потребителем); затем следуют понятия крупный средо-вый комплекс или система (район, парк), отдельный средовый элемент (магистраль, двор, дом), единичный интерьер и, наконец, фрагмент единичного интерьера или помещения — рабочее место, зона в комнате.

Однако иерархичность приведенного типа логического перечисления далеко не так очевидна, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что каждый последующий уровень перечисления составляется из элементов предыдущего, при этом возникает трудность определения тех единиц, которые обладают свойствами целостности — средовых объектов.

Теоретически к ним относятся целостные средовые образования, характерные ограниченным единством пространственных условий, предметного наполнения и особенностей процесса, для которого они предназначены. Как правило, средовый объект имеет сложное строение, включая ряд средовых единиц меньшего ранга и более узкого назначения, каждый со своими параметрами пространства и оснащения, будучи при этом частью более крупной средовой структуры или цепочки структур.


Как правило, последовательность средовых объектов, принадлежащих к общей структуре, связана с относительным единством природы их ведущих слагаемых, прежде всего — с непрерывностью, "перетеканием" пространственной основы.

Средовые объекты и системы
Средовые объекты и системы
Морфологически различаются узловые (локальные, компактные) и линейные (вытянутые вдоль одной оси), каждый со своими особенностями архитектурно-дизайнерского проектирования. Таким образом и соединения одного уровня (комнаты в квартире, зоны площади), и образованные ими более сложные единицы среды (квартиры, площади), — относятся к разряду "объектов". Другое дело — средовая система — организационная или функциональная общность разнесенных в пространстве средовых объектов (фрагментов среды) одного класса, близких по назначению и структуре, разделенных средовыми образованиями принципиально другого типа (например, разделенная улицами и домами система дворов в жилом районе, система станций и путей в транспортной инфраструктуре, сеть разбросанных по городу фирменных магазинов и т.д.). Чересполосица средовых состояний в средовой системе, вызванная резкой сменой функций в рядом лежащих точках пространства, реализуется и в пространственных, и в предметных компонентах среды. При этом протяженности и территории, разделяющие однотипные элементы систем, обслуживающие процесс, который собирает систему в общность, могут принадлежать как к самой системе (перегоны в линии метрополитена), так и к "фоновым", не входящим в систему структурам (уличная сеть как средство подвоза товара к магазинам).

Различают средовые системы территориального характера (промзоны, парки) и системы с сетевой структурой (например, транспортные). Первые, в конечном счете, задумываются как самостоятельные функционально-образные композиции, выделяющиеся в "фоновой" средовой ткани. Вторые обычно имеют более сложную эстетическую основу — с одной стороны, каждый структурный элемент сети должен доказать свою принадлежность к ней, с другой — отразить своеобразие того конкретного места города, где этот элемент размещен. Так, каждая станция метро должна раскрыть свою связь с другими станциями данной линии и обладать неповторимыми чертами, местным колоритом, позволяющим пассажиру легко ориентироваться по пути следования поезда.

Иными словами, среда, в принципе, представляет собой весьма сложно организованную многоуровневую структуру, где даже вопрос выделения того или иного пространственного уровня (объекта проектирования) решается только с учетом всей совокупности обстоятельств, делающих его достаточно цельным по облику и характеристикам.

Второй критерий систематизации форм среды составляет более привычную для проектировщика "типологию назначений", где функция выступает, прежде всего, как технология деятельности, а пространственные параметры задаются соответствующими технологическими требованиями. Это объекты производственные, административные, торговые, жилые и т.д.

Но если в первом ряду фактическим критерием смены качества от объекта к объекту выступает физическая величина — размер архитектурно-градостроительного образования, то во втором дело обстоит сложнее. Здесь мера отсчета — социальный план, она говорит о характере включенности потребителя среды (данного слоя общества, группы людей) в процессы производства, жизни, о коллективности или индивидуальности их действий и т.д. Понятно, что прямое измерение такого критерия какими-то единицами невозможно, но "мощность" его всегда ощущается и потребителем, и проектировщиком.

В практической работе оба типологических ряда как бы пересекаются, составляя своеобразную типологическую матрицу, где "по вертикали" учтены масштабные характеристики типа, а "по горизонтали" — его назначение. И тогда занесенный в определенную ячейку таблицы средовый объект становится эталоном, типом данной среды — с конкретными показателями строения и использования, ориентирующими усилия проектировщика при работе с аналогичными заданиями. При составлении типологических схем надо только помнить, что в большинстве случаев довольно трудно провести четкую границу между рядом лежащими единицами типологической шкалы — современное промышленное производство пронизано элементами общественного и бытового назначения, часто здание и окружающее его пространство составляют единое композиционное целое и т.д.

Систематизация видов и форм архитектурной среды (схема типологической матрицы)
Систематизация видов и форм архитектурной среды (схема типологической матрицы)
Комплектность, множественность задач средового проектирования делают чрезвычайно действенными и другие критерии формирования типологических систем.

С этих позиций наиболее заметный водораздел между типами среды лежит в представлениях об открытом пространстве — в парках, жилых дворах, на улицах и площадях, где вместо искусственного покрытия над головой зрителя заходится только небосвод, и пространстве закрытом, среде помещения, здания, которое охватывается понятием "интерьер". Эти формы среды различаются целой гаммой условий и факторов проектирования: они по разному воспринимаются зрителем, по разному связаны с природой, различаются не просто функциями, но и ролью функции в формообразовании объекта.

Так, в большинстве интерьеров технология, особенности деятельности однозначно задают объемно-пространственную основу среды, что ведет к бесчисленности ее архетипов (театральный зал, цех, ресторан, жилая комната и т.д.). Тогда как в "городских интерьерах" функция предельно типизирована, укрупнена, имеет устоявшийся минимум базовых форм (например, улица или площадь), а вариации этих форм связаны не со сменой функции (улица — всегда коммуникация), а ее конкретикой (напряженность пешеходно-транспортного потока, особенности его обслуживания и т.д.).

Названные типологические построения, и это очень важно, нисколько не противоречат еще одной "базовой" классификационной структуре дизайна среды, различающей средовые объекты по степени их приближения к идеалу проектирования — художественному образу. Ибо далеко не все произведения дизайнерского творчества достигают этой вершины — одним суждено остаться просто красивыми вещами, другие будут только "узнаваться в толпе", третьи станут символом "рода" или "семейства" и лишь немногие запомнятся глубиной и неповторимостью идейного, общественного содержания.

К факторам, уточняющим общие типологические критерии, относятся и самые различные средовые реалии. Объекты среды можно различать по степени завершенности (формирующиеся — стабильно живущие), по ведущим геометрическим признакам (линейные, центрические, расчлененные системы), по характеру учета исторических или культурных ценностей (реконструкция, реставрация, ревалоризация среды), по отношению к природному окружению (полностью искусственная среда—природные ландшафтные комплексы) и т.д. И каждый из этих критериев отражает существенные стороны архитектурно-дизайнерского средового творчества, которые выдвигают свои требования к квалификации, опыту, профессиональным навыкам специалиста-проектировщика, особенностям его подготовки, даже — к типу его творческой личности.

Так, для работы со средой, насыщенной памятниками старины, нужны склонность к архивным изысканиям, стилизации, умение вписаться в исторический контекст с новыми элементами или функциями. Парки и сады, где визуальными компонентами композиции выступают "объемы" зелени, "поверхности" воды и газонов, а колористическое решение диктуется сменой времен года, требуют специфических знаний об этих компонентах, их сезонных и возрастных деформациях и других взаимосвязях "живых" форм, образуют особую разновидность "экологического" дизайна среды.

Другими словами, любая типологическая классификация средовых объектов не только описывает их строение или состояние, но и определяет черты того отряда специалистов, который должен профессионально заниматься дизайном среды. Но главное — формирует перечень задач средового проектирования, называет приблизительный набор возможных вариантов их решения, а значит позволяет выделить среди этих задач те, что будут особенно актуальны и для современной архитектурно-дизайнерской деятельности, и для ее дальнейшего совершенствования и развития.