Учебное проектирование, которое представляет собой главную часть процесса формирования профессии "архитектор-дизайнер", складывается из системы курсовых и дипломных заданий, синтезирующих при выполнении все знания и умения, полученные студентом во время обучения в высшей школе. Происходит это на примерах целенаправленного решения задач формирования комплексных сре-довых объектов двух типов — фрагментов среды (отдельные зоны квартиры, рабочие места в общественном здании, игровая площадка жилого двора и т.д.) и целостных средовых объектов и систем (жилой район, административно-общественный комплекс, промздание и пр.). Это позволяет обоснованно применять общие теоретические знания о принципах архитектурно-дизайнерского творчества в ходе проектирования наиболее характерных видов и форм архитектурной (предметно-пространственной) среды.
Объектами учебного проектирования также становятся — в качестве дополнения к разработке комплексных средовых образований — отдельные элементы оборудования или предметного наполнения и даже предложения по организации, технологии, сценарному моделированию тех или иных процессов жизнедеятельности. Ибо именно эти темы (оборудование, вещный мир, организация функциональных процессов) во многом определяют специфику дизайнерской интерпретации обычных архитектурных задач.
Кроме того, отдельные учебные упражнения специально посвящаются решению сугубо творческих проблем: колористика средового объекта, ритмическая организация средового пространства, корректировка масштаба и т.п. Поэтому в целом курс архитектурно-дизайнерского проектирования знакомит студента не только с основами и приемами формирования средовых объектов и систем, но и обучает технологии проектирования, в том числе дает представление о последовательности проектного процесса, критериях оценки его результатов и средствах архитектурно-дизайнерского творчества (компоненты и принципы организации предметно-пространственной среды, основы композиции и гармонизации облика средовых объектов и систем).
На преподавание дисциплины "Архитектурно-дизайнерское проектирование" отводятся 4 года специального обучения (III, IV, V курсы и диплом), в течение которых указанные выше задачи предлагаются студентам в виде курсовых учебных заданий (клаузуры, краткосрочные и долгосрочные проекты, серии упражнений и пр.), многократно повторяющихся в разных вариантах с постепенным усложнением от курса к курсу. При этом меняется содержание заданий: от ознакомления с проблематикой и особенностями проектирования средовых объектов (III курс) через закрепление и углубление полученных знаний и навыков (IV курс) к осознанию принципов технологии средового проектирования, пониманию его роли в мировой художественной культуре, выработке личного запаса методических и творческих приемов и установок (V курс) и выявлению собственного художественного творческого отношения к профессии (в дипломе).
Комплексный курс архитектурно-дизайнерского проектирования фактически складывается из:
- теоретических и справочных сведений о предмете и технологии проектирования (могут даваться в виде отдельных лекций в часы практических занятий; в ходе индивидуальных или групповых консультаций);
- практических (семинарских) занятий, связанных с выполнением ряда частных упражнений или комплексных проектных заданий при обязательной консультации педагога, иногда — в ходе совместной творческой работы;
- самостоятельной работы студентов как проектной (выполнение специальных заданий), так и с литературными источниками, натурных обследований и т.д.
- а) графических проектных материалов (чертежи в необходимых масштабах, перспективы, схемы, рисунки, цветовые композиции и пр.);
- б) макетов, моделей, натурных фрагментов и деталей, инсталляций, фото с макетов, видеофильмов и т.д.;
- в) необходимых пояснений (надписи и указатели на чертежах и схемах, отдельные пояснительные записки, дикторский текст, сопутствующие текстовые материалы и т.п.).
- 1. Распределение упражнений и заданий по семестрам производится индивидуально в соответствии с рабочим учебным планом данного года.
- 2. Варианты заданий подбираются руководителем группы (студии).
- 3. Работы III курса нацелены на понимание комплексности и многообразия проблем формирования среды, работы IV курса служат базой получения студентом степени бакалавра архитектуры, V курса — ориентированы на ознакомление с широкой палитрой современных художественных течений в архитектуре и дизайне.
Цель учебного проектирования на III курсе — дать студенту, наряду с общими положениями об архитектурном проектировании:
- представления о дизайне архитектурной среды, как самостоятельной профессии;
- специфические знания о художественном проектировании средовых систем;
- первичные сведения о наборе средств и приемах решения средовых задач.
Таблица 14.3. Тематика заданий курсового проектирования по специальности 2902 (варианты)
Архитектурная среда при этом рассматривается как особый объект проектирования, включающий, помимо общих объемно-пространственных форм, сложную систему их предметного наполнения, инженерно-технического, тектонического и декоративного насыщения и оснащения. Для целостного проектирования среды необходимо тщательное изучение и учет ее исторического, психологического и архитектурно-художественного контекста.Комплексность художественного формирования архитектурно-средовых объектов определяется стремлением к единству их эстетических характеристик, отражаемому понятиями "образ", "ансамбль", "стиль", которые относятся ко всем компонентам и параметрам средовой системы в целом.
Задачи учебного проектирования на III курсе:
- освободить студента от стереотипов формирования проектного решения, показать множественность путей его поиска;
- научить выбирать оптимальный вариант из ряда возможных, развивать и совершенствовать его в процессе работы;
- показать разнообразие и взаимозаменяемость средств реализации общего художественного замысла;
- настроить на индивидуальный подход к осмыслению и формированию художественного образа средового объекта;
- ознакомить с технологией, последовательностью становления и реализацией проектного замысла.
Задания по специальности 2902, как правило, строятся в виде серии упражнений, рассматривающих проблемы проектирования отдельных составляющих среды (например, номенклатура предметного наполнения, особенности функционального процесса, варианты пространственной трансформации, декоративные и пластические построения и т.д.), результаты поиска в отдельных упражнениях объединяются в комплексное решение на завершающей стадии проектирования.
Типовые "базовые" задания в некоторых случаях могут трансформироваться в соответствии с задачами, характерными для профессиональной деятельности специалистов по формированию архитектурной среды.
Обычно первым заданием III курса является базовый проект клубного здания (по программе, подготовленной кафедрой общественных зданий). Но в соответствии с установками кафедры дизайна архитектурной среды часть требований к проекту корректируется. Главное внимание уделяется отработке и корректировке технологии клубных процессов, проектированию интерьеров. И прежде всего — поиску дизайнерской идеи (т.е. технологической или организационной системы проектных предложений), которая должна подсказать студенту нетрадиционный вариант компоновки архитектурных пространств. Как, например, в проекте клуба "Стена Цоя" на Арбате, где изюминкой решения стала трансформирующаяся сцена, позволяющая ориентировать акцент как на внутренние помещения клуба (зал, гостиная), так и на открытую дворовую площадку.
Особое внимание в этой теме придается решению участка, прилегающего к зданию его "открытого интерьера", где рассматриваются задачи архитектурно-дизайнерского единства объемных предложений и ситуаций при обязательном показе образного начала всего планировочного комплекса.
Кроме того, часть заданий, предусмотренных циклом специальных общетеоретических и художественных дисциплин, проходящих на курсе, используется в качестве графических и содержательных упражнений, помогающих учебному проектированию.
Другой аспект "дизайнерской" технологии средового проектирования — обогащение первичной объемно-пространственной схемы проекта, насыщение ее декоративно-художественными деталями. Здесь полезно, изучив инженерно-технологические средства оснащения объекта проектирования, выявить "объективные" визуальные параметры элементов оборудования и предметного наполнения и преобразовать их в выразительные "темы" композиции проектируемого комплекса.
В следующем базовом проекте — велозавода — студентам-дизайнерам предлагается помимо традиционных вопросов объемно-пространственного и архитектурно-планировочного решения самого завода решать связанные с технологией производства вопросы формирования интерьера производственных и административных корпусов, включая колористическое решение оборудования и спецодежды рабочих. Причем для поиска образной идеи до начала проектирования выполняются специальные упражнения (например, клаузура "Деревянный велосипед"), позволяющие преодолеть стереотипы привычных представлений об облике производственного здания.
Особняком на курсе стоит проект интерьерного характера — обычно на примере задач приспособления реальной среды для специального "разового" использования. Здесь упор делается на дизайнерскую специфику работы с интерьером: сценарную проработку процесса, его декорирование, а главное — на поиск "технологии" реализации процесса за счет оборудования (устройство освещения, аудиовизуальные эффекты, реквизит и предметное наполнение интерьера).
Завершает III курс проект комплексного благоустройства среды небольшого поселка или фрагмента города, как правило, выполняющийся по заказу городской администрации. Работа над проектом начинается с предпроектного анализа — реального знакомства с ситуацией, ее фиксации посредством фотографирования, зарисовок, выдвижения предложений по устранению средовых недостатков, разработки первых эскизов элементов городского дизайна. Все это в конечном итоге позволяет сформулировать индивидуальный подход к проблемам формирования среды города и разработать дизайн-концепцию благоустройства его отдельных фрагментов.
В состав проекта входит общая планировочная организация рассматриваемой территории, включая предложения по ее благоустройству и оборудованию (остановки общественного транспорта, телефонные будки, почтовые ящики, оформление вывесок и витрин магазинов, освещение и озеленение улиц и т.д.). Для исторического города эта концепция должна выделять характерные зоны размещения элементов городского дизайна, объединенного единым замыслом и узнаваемым стилем.
На ее основе студенты разрабатывают предложения по формированию и оборудованию конкретных планировочных фрагментов — перекрестков, площадей и т.д. — с проработкой перечня необходимого оборудования и колористического решения фасадов существующих зданий.
Таким образом, учебное проектирование на III курсе знакомит студента с общей палитрой задач и подходов архитектурно-дизайнерского проектирования, акцентируя его внимание на комплексности проектной ориентации специалиста по средовому дизайну. Причем общие принципы обучения архитектурно-дизайнерскому проектированию каждый раз модифицируются в зависимости от индивидуальности педагога, личностных качеств контингента учащихся, но главное — от реальных условий проектной практики и рынка требований к выпускникам высшей школы.
Цель единого двухсеместрового цикла обучения на IV курсе — развитие и углубление установок и навыков, полученных на III курсе, с привлечением специальных сведений из опыта мировой современной дизайнерской практики.
Для этого на примере последовательного освоения особенностей формирования средовых объектов разного масштаба, но единого назначения (прежде всего — разных уровней организации жилой и общественной среды), студент учится осознанному поиску наиболее точных и выразительных решений за счет проектного анализа роли и возможностей разных составляющих комплексной средовой системы.
Осенний семестр чаще всего посвящается дизайну среды общественного назначения — на базе разработки специальных интерьерных предложений или комплексного формирования объектов уникального характера, где специально подчеркивается средовое образное содержание.
При проектировании музея истории православных захоронений в подмосковном ансамбле "Некрополь" одновременно решались и само здание музея (где главную роль играли вопросы организации движения посетителей по экспозиции), и принципы формирования окружающих территорий — Мемориала памяти выдающихся соотечественников и планировочной системы курганных погребений X—XII веков, прилегающих к ансамблю.
А другой проект главное внимание обратил на поиск нестандартного содержания экспозиции — ею стала "обычная" жизнь современного городского квартала, насыщенного проявлениями творческой активности горожан: клубная и общественная работа, кружки садоводов, любителей животных, шахматистов, общество художников граффити и т.д. Для проектирования был выбран реальный квартал, уже сегодня отличающийся высоким уровнем городской культуры, в котором были домыслены возможные варианты его развития и предложена структура пешеходных и визуальных связей, "экспонирующих" различные уголки и местные достопримечательности придуманной автором "идеальной" среды.
Весенний семестр обычно трактует проблемы проектной организации разных сторон сферы жилища, раскрытых через серию отдельных зданий и тем. Они инициируют появление общей архитектурно-дизайнерской идеи будущего проекта для ее последующей фиксации как на макросредовом (градостроительном) уровне, так и на уровнях объемно-пространственном (многоэтажный жилой комплекс) и интерьерном.
Выполняется работа по программе проекта планировки жилого района и фрагмента застройки межмагистральной территории (готовится кафедрой градостроительства) и жилого комплекса (задание кафедры архитектуры жилых зданий).
В работе над планировочным проектом особое внимание обращается на его градостроительные основы — транспортную схему, ландшафтную ситуацию, градостроительный контекст, организацию обслуживания, поскольку внимательное изучение этих аспектов формирования композиции городской среды другими разделами учебного плана не предусмотрено. Но самое главное — студенты ищут в этом проекте его дизайнерскую специфику, нацеленную на совершенствование технического обеспечения образа жизни горожан. Например, в одной из работ была предложена идея совмещения дорожной и тротуарной сети с прокладками теплотрасс неглубокого заложения и устройством минибассейнов для талой воды, чтобы исключить необходимость вывоза снега в зимний период. Понятно, что это предложение отразилось и на планировочном рисунке района, и на формах оборудования его территории.
При проектировании многоэтажного жилого дома в группах средового дизайна подчеркивается ведущая роль в становлении образного начала индивидуальных предложений по технологии, функциональному обеспечению жизненных процессов, поиску укрупненных и нестандартных модификаций образа жизни. При этом особенно тщательно прорабатываются вопросы решения интерьеров квартир, входной зоны подъезда в увязке с непосредственно примыкающей средой жилого двора и ее дизайнерским наполнением. Результатом должны стать более гармоничное сочетание интерьера и экстерьера здания, природных и антропогенных элементов среды, то есть появление более гармоничных и комфортабельных условий проживания человека.
Проектируя объемно-пространственные характеристики жилой среды, студенты должны учитывать особенности отделочных и строительных материалов, их текстуру, фактуру, цвет. Поэтому дополнительно к обычному набору требуемых на других факультетах чертежей они делают развертки основных помещений квартиры, их перспективы или аксонометрию; специальный фрагмент фасада в М 1:10 с показом фактуры, цвета, деталей отделки и фурнитуры. Все это оформляется в наборе с рабочими чертежами в специальном дизайнерски решенном альбоме (каждым студентом по-своему), который мог бы привлечь внимание потенциального заказчика. Таким образом студенты приобщаются к особенностям рыночных отношений и творческой конкуренции, которые стали реалиями настоящего времени.
Параллельно в рамках дисциплины "Комплексное формирование архитектурной среды" разрабатываются фрагменты жилой среды с преимущественно дизайнерских позиций, поскольку ведущие архитектурно-пространственные характеристики макро- и мезоуровня среды для данного студента уже выяснены на предыдущих этапах работы.
Темой этого задания могут стать различные объекты — дворовые или уличные территории, квартиры разного типа, лестнично-лифтовый узел, летние помещения жилища и т.п., которые выбираются в процессе консультации. Смысл задания — в максимально наглядной форме раскрыть функциональное и художественное значение "внеархитектурных" компонентов среды в становлении ее облика, ознакомить учащихся с некоторыми принципами и приемами интеграции в среду инженерно-дизайнерских систем. Примерный перечень кафедральных заданий (см. табл. 14.2) может активно варьироваться руководителем группы, часть указанных в перечне базовых тем (заданий) может заменяться по согласованию с кафедрой близким или аналогичным (например, парковый комплекс, зона отдыха, схема архитектурно-дизайнерского формирования магистрали, района и т.д.) при соблюдении общей направленности обучения на освоение градостроительных начал архитектурно-дизайнерского творчества и на формирование оптимального комплекса условий для жизни человека на мезо- и микроуровне.
По ряду действующих в высшей школе программ обучение на IV курсе заканчивается защитой степени бакалавра, причем основой защиты является комплексный архитектурно-планировочный проект формирования жилой среды.
В группах специальности 290200 темой бакалавриата могут стать и другие комплексные средовые образования. Важно только, чтобы их суть отвечала требованиям ГОС к этому званию.
Например, в МАрхИ в 2002 году стандартный набор проектов бакалавриата был заменен развернутым заданием на формирование среды мемориального ансамбля под Москвой, где предусматривался весь ряд тем по разным уровням среды: развернутая планировочная схема ансамбля, сопоставимая по масштабам с крупным жилым образованием, отдельные фрагменты и сооружения комплекса, в т.ч. архитектурно-дизайнерская проработка административно-хозяйственной зоны с подробным проектом местного гостиничного здания (аналог жилой структуры в типовом задании). Такого рода замены тематики бакалавриата представляются весьма целесообразными, т.к. усиливают дизайнерскую составляющую учебного проектирования и позволяют студенту познать смысл своей учебы с неожиданных позиций.
Обучение комплексному архитектурно-дизайнерскому проектированию на V курсе завершает общую программу курсового учебного проектирования по специальности 2902.
На предыдущих курсах работы по этой дисциплине подразделялись на два потока: базовые архитектурные проекты, выполненные по программам соответствующих кафедр с частичной привязкой к тем или иным задачам обучения специальности, и архитектурно-дизайнерские разработки по курсу специализации, дополнявшие знания и умения, полученные при выполнении базовых проектов.
На V курсе учебное проектирование целиком подчинено вопросам специальности, при этом приоритетными являются проблемы динамики эксплуатации и развития средовых объектов. Выделяются два направления работ: задачи формирования средового объекта как целого (композиция, составляющие архитектурной среды, их иерархия и т.п.) и задачи формирования отдельных компонентов среды (оборудование, ландшафтный дизайн, графический дизайн и пр.).
Особенностью работ V курса являются:
- "привязка" (по возможности) тем проектирования к реальным и заказным работам с использованием впоследствии труда студентов — за счет времени, отведенного на практику — для реального эскизного и рабочего проектирования;
- углубленное изучение приемов встраивания проектных предложений в контекст предлагаемой ситуации;
- конкретизация на реальных заданиях цепочки проектных разработок от фор-эскиза до условно "рабочего" проекта с уточнением требований к каждому этапу;
- ориентация каждого студента на выбор, в процессе учебного проектирования, раздела или области будущей самостоятельной работы с уточнением возможной тематики дипломного проекта и сбором материалов по избранному направлению.
Дело в том, что V курс, помимо собственно учебного проектирования, содержит преподавание особой программы специализации — ряда дисциплин, расширяющих знания будущих архитекторов-дизайнеров в двух основных сферах предстоящей им профессиональной деятельности — проектировании интерьеров и объектов и форм городской среды (табл. 14.4). Изучение этих дисциплин, во-первых, углубляет представления учащихся о современных приемах и средствах работы в этих сферах, во-вторых, позволяет им на конкретном материале определить свои индивидуальные творческие склонности.
С указанных позиций для каждой группы, ведущей работу на V курсе, кафедрой подготавливаются вариантные учебные задания на архитектурно-дизайнерское формирование конкретных средовых объектов. Причем в зависимости от реальных обстоятельств и творческой ориентации группы задачи 9 и 10 семестров могут меняться местами, а темы заданий замещаться и т.д.
В 1994/1995 годах в качестве единого задания для проектирования была предложена реконструкция Дворца молодежи на Комсомольском проспекте в Москве. Существующее здание в новых социально-экономических условиях стало нерентабельным, много было нареканий и в сфере собственно архитектурной — комплекс оказался немасштабным ни лежащей перед ним магистрали, ни расположенному за ним парку.
Предложения по реконструкции включали изменения функций Дворца с учетом пожеланий заказчика (заказ исходил от дирекции) и требований времени, предусматривали увеличения площадей, переделку фасадов и пр. В результате студенты предложили различные варианты проектных решений общего реального объекта на разных уровнях его архитектурно-дизайнерского освоения (среда района Хамовников, сам объект, его интерьеры и экстерьеры, концепции реконструкции и расширения, ландшафтный дизайн примыкающего к дворцу парка и т.д.). Кроме того, были сделаны предложения по фирменному стилю Дворца — плакаты концертов и выставок, клубная визитная карточка и пр.
В другом случае темой проекта стало сооружение на свободных землях в зоне исторического парка Лефортово (Москва) детского театрально-культурного комплекса. Здесь задача осложнялась необходимостью "вписать" новый объект в исторически обусловленное окружение, не нарушив ни масштаба этой части ансамбля, ни его общих планировочных принципов.
Таблица 14.4. Дисциплины специализаций по специальности 2902.00 "Дизайн архитектурной среды"
В обоих случаях отличительной особенностью проектов была их комплексность — рассматривались и градостроительные, и функционально-пространственные, и дизайнерские аспекты проектирования как на макро, так и на микросредовом уровне, вплоть до разработки малых архитектурных форм.Отдельные темы и задания семестра, связанные с привязкой архитектурно-дизайнерских предложений к существующему средовому контексту, расширяли утилитарно-прагматическую, "рабочую" часть проектных умений будущего специалиста. Так предложения по обогащению облика выставочного зала "Тушино" в Москве (заказ администрации зала) выполнялись как в виде концептуальных эскизов, так и с проработкой их инженерно-дизайнерских деталей — от конструктивных до приемов освещения и ландшафтной организации.
Приведенные примеры показывают, что важнейшей частью сегодняшнего учебного проектирования является активное использование реальных тем и заказов в качестве учебных заданий. Целесообразно сформулировать некоторые принципы включения реальных заданий в учебное проектирование.
Во-первых, привлечение студентов к реальным заказным работам может осуществляться как во время курсового, так и дипломного проектирования. Это означает, что в зависимости от запросов практики могут меняться номенклатура и задачи конкретных учебных заданий: сроки и объем их выполнения, формы участия студентов в работе (использование в качестве техников, в наработке концептуальных схем, участие в творческих семинарах, конкурсах, активные контакты с заказчиком, производством, авторский надзор и т.д.).
Во-вторых, конкретный статус кафедры дизайна архитектурной среды, где под руководством одного и того же коллектива педагогов объединяются студенты разных курсов, позволяет привлекать их к работе над общим заданием, полнее учитывать индивидуальную методику преподавания, помогает взаимному профессиональному обогащению учащихся разных лет обучения.
В-третьих, комплексность, сложность учебно-методических задач, которые ставятся перед студентами при выполнении каждого из заданий, предоставляют возможность расчленять их на отдельные темы и упражнения — за счет расширения числа дифференцированных по смыслу стадий и этапов проектирования (при общем фиксированном сроке работы над проектом).
В-четвертых, содержание заданий на проектирование должно быть менее регламентированным. Постоянно меняющаяся нормативная база, все увеличивающееся количество справочной литературы по проектированию, необходимость неординарного проектного ответа на индивидуальные запросы заказчика, наконец, необходимость в рамках проектных предложений разрабатывать не одну (архитектурную) сферу объекта, а несколько (предметное наполнение, графика, фирменный стиль, визуальные коммуникации и т.д.), заставляют исключать из заданий традиционную для них справочную часть (технологические нормативы, социальные ограничения и т.д.), поэтому выдаваемые студенту варианты заданий прежде всего должны ориентировать его на самостоятельную работу с заказчиком, реальным или воображаемым, с литературой, должны быть практически направлены на дополнение задания, составление собственного варианта. Новые типы заданий должны содержать только самые необходимые сведения о характере будущей среды, о принципиальных технических ограничениях и требованиях, специально отмечая однако, учебно-методические и эмоционально-художественные аспекты работы. Кроме того, не всегда обязательна жесткая регламентация набора ожидаемых проектных материалов и промежуточных сроков выполнения проектных заданий, — нужнее примерная, "открытая" номенклатура чертежей и общее распределение сроков с показом возможных вариантов календарных планов.
Фактической частью учебного проектирования является привлечение студентов к работам дизайн-семинаров, конкурсов, летних школ, проводимых Союзом Дизайнеров и другими профессиональными организациями России. Принимая участие в этих мероприятиях, студенты знакомятся с положением дел на местах, перенимают от старших товарищей и преподавателей их практический опыт, расширяют свои представления о проблемах реального архитектурно-дизайнерского проектирования.Такой дизайн-семинар, посвященный проблемам формирования городского дизайна малых исторических городов России, проводился в Рыльске (Курская область). Предложения семинара — корректировка планировочной схемы города, проекты благоустройства его отдельных зон, варианты элементов благоустройства — стали темой ряда практических и учебных работ соответствующего профиля. "Внеучебное" привлечение к реальному и поисковому проектированию (включая и другие его формы — участие в заказных и открытых конкурсах, работа над кафедральными заказами и т.д.) делает студентов гораздо более самостоятельными и активными, хорошо готовит их к главной проектной работе, выполняемой в институте — диплому.
Работа над дипломным проектом завершает курс обучения специальности "архитектор-дизайнер" и является самостоятельной творческой работой студента, показывающей степень усвоенности теоретических, художественных, технических, специальных знаний и практических навыков. При работе над дипломом и защите проекта дипломник должен показать:
- способность ориентироваться в актуальной общественно-профессиональной проблематике;
- умение грамотно ставить проектные задачи, логично формулировать задание на проектирование, осмысленно проводить предпроектное исследование;
- способность понимать проблемы организации разного типа средовых структур и выбирать соответствующие средства их решения;
- способность решать функционально-эргономические, технические, организационные вопросы проектирования архитектурно-средовых объектов;
- осведомленность в пространственно-художественных проблемах, позволяющую принять адекватную проектной задаче направленность художественной стороны проекта;
- умение самостоятельно решать вопросы графического оформления проекта, выбирать художественные средства, соответствующие теме проекта, его методической ориентации, стилистике решения, умение организовать творческий процесс, увязать его со смежниками;
- способность подготовить краткое изложение сути дипломного проекта, характера решения, его особенностей с опорой на графический материал и пояснительную записку.
- выбор темы дипломного проекта;
- сбор материалов по теме (аналоги, теоретические исследования, данные о процессах жизнедеятельности, для которых разрабатывается проект, художественные предшественники, градостроительный контекст и т.д.);
- обобщение собранного материала, выявляющее противоречия и проблемы состояния и развития будущего средового объекта;
- выработка предложений, разрешающих функциональные и художественные противоречия проектного задания в принципиальной дизайн-концепции, разработка общей программы реализации концептуальных установок (дизайн-программа);
- конкретизация предложений проектного замысла в графических материалах, макетах, текстовой части проекта, в последовательно разрабатываемых формах (эскизные материалы, промежуточные и окончательные чертежи и макеты и т.д.);
- предварительная защита дипломного решения перед коллегами и руководителями проектирования, окончательное завершение и защита проекта перед Государственной Аттестационной Комиссией.
- проектирование и реконструкция объектов жилого, производственного или общественного назначения, включаемых в определенную городскую либо природную среду;
- проектирование внутренних пространств зданий и сооружений с дизайном их оборудования и предметного наполнения;
- формирование фрагментов городской, сельской, природной среды;
- создание экспозиционных структур, рекреационных комплексов и соответствующего для них оборудования;
- проектирование визуальных коммуникаций, оснащение и благоустройство средовых комплексов и систем и т.д.
С содержательной точки зрения дипломный проект может иметь различную ориентацию, — от традиционной проектной разработки до научного исследования, выбор направления и характера работы также зависит от личных взглядов и возможностей дипломанта. Соответственно форма завершения и подачи материала дипломной работы может выбираться дипломантом достаточно свободно при условии обязательного отражения в экспозиции государственных квалификационных требований к выпускнику высшей школы по специальности 2902 "Дизайн архитектурной среды".
К дипломной работе студент фактически идет все шесть лет, проверяя себя различной тематикой, способами графической подачи, реагированием на требования реальной жизни или проявляя интерес к вечным философским проблемам.
Дипломы специальности 2902, несмотря на активное преобладание среди используемых при формировании среды средств "внеархитектурного" характера (элементы благоустройства, оборудования и предметного наполнения), в конечном счете позволяют добиваться решений, обладающих всеми признаками произведения искусства: индивидуальность облика, значительность и своеобразие содержания, яркость и запоминаемость образной структуры и т.д.Вопрос заключается в установлении границ возможных образных впечатлений, в выявлении специфики формирования образа архитектурной среды, доступной архитектурно-дизайнерскому проектированию. И, соответственно, в ориентации учебного процесса, воспитывающего специалиста нового типа.
Здесь возможны несколько направлений, которые практически сводятся к двум внешне несовместимым концепциям. Первая утверждает, что дизайн среды (которая складывается как постоянно меняющаяся — вместе с людьми и обстоятельствами — система самых разнообразных впечатлений) требует появления "суперхудожника" — специалиста, знающего и умеющего "все". Среда ждет творца, свободного от обаяния догм и прототипов, обладающего даром интуитивного проникновения в суть вещей и способного, всесторонне владея личным изобразительным мастерством, предложить потребителю свое понимание образа среды.
Вторая концепция — "рациональная" — делает упор на понимание и освоение глубинных механизмов становления, развития и, когда это необходимо, умирания среды. Этот подход ищет и исследует причинно-следственные связи между технологией процессов и их визуальными проявлениями, между "чувствованиями" потребителя среды и ее эстетикой, считая их базой художественного озарения. В рамках этой концепции считается познаваемым даже святая святых всякого искусства — закон рождения художественного образа, то есть представляется разрешимой вполне безнадежная задача "поверить алгеброй гармонию".
Понятно, что ни одна из этих установок не может "взять верх" в принципе — они не существуют друг без друга, как знание и интуиция, расчет и вдохновение. Поэтому ориентация на ту или иную задачу в процессе обучения в разных группах, у разных студентов, у разных педагогов заметна далеко не всегда.
Зримее всего это выступает в содержании конечного "продукта" архитектурно-дизайнерской учебы — дипломных работ, которые, несмотря на очевидную их привязанность к "материнскому" началу — архитектуре, резко отличаются от работ собственно архитектурного плана.
Так оказалось, что дизайн среды, наряду с традиционными, выдвигает совершенно новые объекты проектирования.
Например, студенты-архитекторы почти никогда не проектируют праздник — особое состояние среды, ее атмосферу, выраженную через организацию и последовательность действий, их оборудование и украшение. Проект Е. Розановой "Праздник воздухоплавания" именно так — от генплана до буклета — воссоздает дух, радость этого необыкновенного зрелища, вольность и легкость возникающего на несколько дней городка пилотов и судей, зрителей и штата обслуживания. Разборные каркасы и тенты жилой "деревни", центра управления, выставочного комплекса, флаги, указатели, модели и надувные скульптуры — здесь практически нет привычного нам "дизайна деталей", но есть — идеи (кстати, они уже взяты на вооружение спортивными ассоциациями, увлеченными полетами на аппаратах "легче воздуха").
Разнообразие тематики средовых дипломов — весьма сильная сторона новой специальности, обеспечивающая ее тесные контакты с коллегами-проектиров-щиками. Проект А. Приклонской "Пешеходный мост Люблино—Печатники" лежит на стыке задач градостроительных (создание удобных связей между разобщенными полосой отвода железной дороги жилыми районами), инженернотехнологических (устройство движущегося тротуара, технической станции обслуживания) и ландшафтно-благоустроительных (проект предлагает оригинальную систему вертикального озеленения "скучных" строительных конструкций моста). А диплом Е. Марченко "Визуальный имидж летней школы в Ошевенске" (часть коллективного комплекса предложений по реабилитации среды старинного русского поселения в Архангельской области) транслирует авторские ощущения "духа места" — символического образа черно-белого пятна, напоминающего тени от облаков, купы деревьев, отражения в воде и т.д. — в фирменный стиль этого уже многие годы функционирующего центра архитектурно-дизайнерских исследований.
Вторая неожиданность для ортодоксального архитектурного проектирования — новый масштаб проекта, пристальное внимание к деталировке, "частностям" облика, увиденным как бы через увеличительное стекло.
Диплом М. Соколовой "Универсальное выставочное оборудование для экспозиционных ситуаций Каргопольского краеведческого музея" почти не затрагивает пространственную основу будущей экспозиции, он как бы равнодушен к ее "архитектурной" выстроенности. Но зато видно, как скрупулезно, до мелочей автор "разбирается" с фактурой, исторической базой, психологией восприятия глины, кружев, документов, рассказывающих о прошлом русского Севера. Именно из этого духа — невыразимого никакими описаниями — формирует дипломница образ музейной "начинки", используя для ее оформления материалы и приемы внешне столь же "примитивные", как и те черепки и оглобли, что увидит здесь посетитель. Естественно, что для этого бесполезен сотый, даже пятидесятый масштаб подачи. Появляются чертежи в 1:2, 1:5, натуральные шаблоны, почти забытые в сегодняшней архитектурной практике, передоверяющей "реализацию тонкости" своих замыслов строителям.
Третья черта "дизайнерских" дипломов — комплексность подхода. Передвижной "Высокомобильный цирк-шапито на 2 ООО зрителей" (М. Альбанова и Л. Власова) стал своеобразной номенклатурой задач средового проектирования "от генплана до декора". Неожиданная "конверсионная" технология возведения циркового купола (с помощью мощных тягачей, предназначенных для транспортировки ракетных установок); трактовка "антуража" цирковой площадки как яркого зрелища и во время представления, и в перерывах между ними; забота о быте "бродячих" артистов, содержании зверей, дневном и вечернем облике цирка, даже о внешнем виде циркового поезда "на марше" позволили авторам вполне традиционными, "добропорядочными" графическими средствами (отмывка с легкой подцветкой) развернуть целую феерию средовых состояний и ощущений.
Четвертая особенность — новая социальная проблематика проектирования, ориентация на бытовое, повседневное, нередко теряющееся в крупных архитектурных ансамблях. Такова работа Н. Смирнова "Трансформация среды жилой ячейки", посвященная актуальной проблеме индивидуальной адаптации дешевого типового жилища к нуждам молодой семьи. Проект принципиально "декомпозиционен" — это изначально неустойчивое образование, принимающее любую нужную жильцам функционально-эстетическую структуру. Главное в нем — варианты возможного освоения пространства, опирающиеся на потенциал трансформаций разборно-стационарной "мебели" — модульных конструкций из многослойной фанеры и алюминиевых трубок. Залог многовариантности — необычное решение ядра квартиры, санитарно-кухонного блока. Он помещен в середину ячейки, вдали от окон, и превращен в "проходной центр" жилища, что позволяет переделывать ее планировку в самых неожиданных комбинациях. А адресованность проекта малообеспеченной семье с неустоявшимися эстетическими предпочтениями, далекими от традиционных ковриков и бра, делает этот эксперимент очень перспективным.
Дипломные работы средового направления открывают дизайнерам и некоторые неожиданные стороны их дела: оказывается, дизайн среды реализуется на любых уровнях проектирования, в том числе на градостроительном. Диплом "Формирование среды авиаколледжа в городе Рыльске" (автор — М. Печенова) не имеет чертежей крупнее, чем в масштабе 1:200. Зато здесь всесторонне — и с градостроительных позиций, и по условиям исторического контекста, и на уровне реалий и тенденций поведения людей, связанных с колледжем, — обоснованы черты духовного содержания облика этого архисовременного учебного заведения, ставшего центром жизни крошечного — всего 20 тысяч жителей — старинного русского города. И, что самое удивительное, эти черты — национальный характер, тяга к знанию, связь с передовыми технологиями — раскрыты в сугубо "градостроительных" изображениях: генплан, развертки, аксонометрия.
Наконец, архитектурно-дизайнерские дипломы доказывают, что архитектура далеко не всегда является ведущим средством формирования средовых объектов и систем, поскольку для создания образа среды отнюдь не обязательно затрагивать ее архитектурную основу. Работа К. Гладкого "Принципы организации визуальных коммуникаций и размещения рекламы на Ленинском проспекте в Москве" крупно, масштабно излагает подходы к изменению сложившегося образа ныне столь однообразной — несмотря на множество неплохих архитектурных акцентов — гигантской магистрали. И делается это практически только за счет "чистого" дизайна, правда, относящегося к архитектурной основе без особого пиетета, отнюдь не идеализируя ее эстетику, но безусловно признавая приоритет композиционных закономерностей градостроительного контекста.
Особняком среди работ, завершающих курс обучения профессии "архитектор-дизайнер", стоят магистерские диссертации. Их выполнение доверяется лучшим студентам, доказавшим на протяжении всех лет учебы свои творческие возможности и склонность и готовность к научной деятельности. Магистрантам предоставляется дополнительное время на освоение выбранной ими еще на V курсе проблематики, включая сбор и обобщение материалов отечественной и зарубежной теории и практики, на написание и оформление квалификационной работы.Магистерская диссертация может иметь как сугубо теоретический, так и научнопроектный вид — когда проектное предложение является выводом серьезных теоретических исследований. Именно так сделана работа Е. Фарвазовой "Прогностические варианты развития среды городских комплексов". Рассмотрев различные модели возможных пертурбаций состояния крупных городских площадей в центре Москвы, она установила, что бесконфликтное решение проблем их развития требует внесения в их структуру специфического архитектурно-дизайнерского каркаса — возведения сопряженной с контурами опорной застройки системы перекрестных вертикальных и горизонтальных инженерных и транспортных коммуникаций. Наличие такого каркаса допускает появление любых вариантов последующих функционально-художественных преобразований среды, а разработка в проекте условных альтернативных вариантов развития площади подтвердила обоснованность изысканий автора.
Тематика работ магистрантов специальности 2902.00 может быть чрезвычайно разнообразной — от проблем привязки памятников культуры и истории к средо-вому контексту современного города до задач рефункциализации среды утративших свою ценность промышленных территорий. Но в любом случае нацеленность этих работ на творческий синтез художественных и прагматических возможностей двух самых могущественных форм проектной культуры, архитектурной и дизайнерской, послужит целям их успешного совместного развития.
Сравнение названных учебных и дипломных проектных работ между собой чрезвычайно показательно. Например, во всех легко различимы черты обеих мировоззренческих концепций — интуитивной эстетической "включенности" в неуправляемые трудности мира и принципиальной прагматической "познаваемости" его законов и хитросплетений. Очевидно, именно так — загрузив содержанием, раздумьями, поиском "оба конца коромысла" — и должен видеть и работать художник.Примечательно и то, что каждый автор среди множества аспектов решения своих конкретных задач искал собственную личную "сверхзадачу". И оказалось, что "художественно конструировать" даже в одном объекте можно совершенно разное, что дизайн можно классифицировать не по функции, а по творческим целям. Есть "дизайн ауры", ироничной, как у Гладкого, или подчеркнуто национальной, как у Печеновой, существуют "дизайн процесса (события)" — это работа Розановой, "дизайн объекта", как в проектах Власовой и Альбановой, "дизайн обстоятельств" — у Соколовой, "дизайн предвидения" — у Фарвазовой. И именно это различие внутренних приоритетов определяет своеобразие конкретного результата.
В этом смысле интерес учебных и дипломных работ по формированию архитектурной среды состоит не только и не столько в новой тематике или новом подходе к проектированию. Куда важнее, что они отражают новые грани в архитектурном и дизайнерском образовании, которое изрядно закоснело при обращении к традиционным — либо чисто дизайнерским, либо чисто архитектурным заданиям. Иначе говоря, новая сфера приложения художественного труда — дизайн среды — требует появления нового инструментария ее творческого исследования, собственной проектной методики, непривычных приемов организации учебы.
Тут и коллективная — целой группой — работа над крупными реальными заказами, и включение отдельных самостоятельных предложений студентов с младших курсов в состав более масштабных проектов старшекурсников и т.д. Другими словами, проектирование средовых объектов и систем обладает еще одним качеством: это почти всегда экспериментальное проектирование, которое показывает, как много вопросов полноценного формирования архитектурной среды не только не решено, но даже не поставлено.
Их множество — от проблем синтеза композиции предметного наполнения и пространственной ситуации в художественной структуре среды до вопросов соотношения отечественного, "родного" и "международного", общемирового начала в образах нашего окружения.
Поэтому оценивать проектные учебные и дипломные работы средового характера следует не только по красоте или совершенству их предложений, но и по палитре затронутых проблем. Ибо новизна предмета проектирования — среды — обязательно выливается в нетривиальность принципов и методов творческой работы, открывает неизвестные пока горизонты в искусстве средового проектирования — дизайне архитектурной среды.