Материально-пространственная база городского интерьера представляет собой сложное многокомпонентное образование. Реальные границы интерьера не всегда совпадают с его зрительным пространством, "полем восприятия", которое может включать вторые планы и дальние панорамы; практически используемая поверхность земли, как правило, меньше ее физической площади и т.д. Чтобы исключить возникающие из-за этого трудности анализа и проектирования, все элементы открытых пространств надо рассматривать с одних позиций — их участия в построении воспринимаемой формы. Тогда городское пространство складывается из относительно небольшого комплекса материальных компонентов, поддающихся учету или измерению.
Планшет — горизонтальная основа пространства городского интерьера — включает:

  • площади, используемые пешеходами;
  • площадки, отведенные транспорту, прежде всего движущемуся;
  • прочие территории — газоны, акватории, технологические площадки и т.д.
Ограждения (вертикальные границы пространства) делятся на:
  • реальные — здания, сооружения, плотную зелень, создающие непроницаемые зрительные границы интерьера;
  • условные и символические — перспективы улиц, панорамы и другие вторые и третьи планы, а также ограждения, входящие в состав интерьера только зрительно, но физически "прозрачные" — ограды, цепочка скульптур и т.п.
Заполнение — элементы благоустройства, городского оборудования, произведения монументально-декоративного искусства, информационные устройства, отдельные ландшафтные элементы и даже люди и автомашины, насыщающие интерьер города своими формами, движением, создающие дополнительные членения планшета или ограждения.

Функциональная пространственная структура городского интерьера
Функциональная пространственная структура городского интерьера
Можно подробнее дифференцировать функциональные площадки, например, как коммуникационные (целенаправленного движения), со свободными, нерегулируемыми передвижениями, указывая назначение той или иной площадки (рекреация, торговля и пр.). Но далеко не все функционально или планировочно выделившиеся пространства площади обладают самостоятельным художественным качеством. Его обычно лишены проезжие части с примыкающими к ним тротуарами, утилитарные площадки с невыразительным архитектурным убранством или оборудованием, подчиненные в общем ансамбле художественно осмысленным участкам. Таким образом, в каждом городском интерьере есть два принципиально разных типа пространств — так или иначе выделяющиеся своей выразительностью "характерные" функциональные площадки и омывающее их (или примыкающее к ним) вспомогательное — с точки зрения художественной организации интерьера — пространство. Причем в рамках архитектурного анализа все эти пространства могут выступать и порознь, выполняя свое узкое предназначение, и совместно — образуя зрительно единое пространство, цельно воспринимаемый фрагмент городской среды.

Точно также можно разделить ограждения и элементы заполнения площади. Например, реальные ограждения состоят из отдельных объектов, отличающихся геометрией, назначением, неоднородных по значимости. Крупные общественные здания, памятники архитектуры, оттеняемые "рядовыми" сооружениями, активно выделяются в застройке, привлекая особое внимание зрителя. Тоже относится и к элементам заполнения. Поэтому в ограждениях и заполнении, как и на планшете, легко выделяются своего рода "функциональные блоки", которые могут служить базой разнообразных художественных построений.

"Материально-физические" составляющие среды городских интерьеров существуют не самостоятельно, а как часть их пространственной основы, т.е. особенности граничных объектов городского интерьера (членения, фактура, цвет и т.д.) должны рассматриваться как свойства не только ограждений или планшета, но как характеристики пространства, отнесенные формально к его границам, а фактически пронизывающие его, воспринимаемые в любой точке площадки. Другими словами, сознательно говоря о компонентах городского интерьера, архитектор характеризует само пространство, передает целое через его части.

Материально-пространственные компоненты формируют художественный образ городской среды, создавая, по выражению Ле Корбюзье, те "моменты эстетического воздействия, ...которые воспринимает наш глаз, — поверхности, формы, линии".

Заложенные в них "математические законы статики и механики, благодаря нашему восприятивному опыту, одушевляются до жизненных сил органического мира, и тем самым... мертвая форма, действующая на нас лишь своим косным бытием, оживает в сознании уже по-другому, как фрагмент мирового движения... бытие формы насыщается глубоко волнующим нас действием".


Но происходит это не случайно. "Эстетическое воздействие" в среде — результат продуманного сочетания ее материальных форм, последовательно учитывающего всю гамму их свойств — от функциональных до декоративных. Поэтому проектирование и представляет собой длительный процесс, на каждом этапе которого осознается и строится своя модель комбинаций форм, образующих средовый объект. И каждая из этих систем оставляет свой след в произведениях архитектора-дизайнера, поскольку они, используя одни и те же материальные компоненты, образованы каждая по своим собственным правилам.

Анализ любого интерьера показывает, что в его художественном построении можно выделить три относительно самостоятельные подсистемы.

Главная, ведущая подсистема — вычлененное всем комплексом ограждений пространство, которое характеризуется следующими параметрами:

  • габаритами, от которых зависит размер приходящегося на каждого человека пространства и его общие пропорции, определяющие ощущение простора или замкнутости данной площадки;
  • конфигурацией, которая влияет на ощущение цельности или расчлененности и направляет внимание при восприятии;
  • соотношением реальных и условных ограждений, определяющих уровень связи данной площадки с городом, его прилегающими территориями.
Пространственная подсистема — важнейшая часть художественной структуры, первооснова всех последующих решений городского интерьера. Это изначальный элемент средового объекта, то "функциональное поле", в котором происходит связанный со жизнедеятельностью и разворачивается весь рассчитанный на зрителя "архитектурно-дизайнерский спектакль".1

Арка Дефанс (Париж), послужившая ядром формирования средового ансамбля
Арка Дефанс (Париж), послужившая ядром формирования средового ансамбля
Примерные параметры пространства задаются объективно: функцией, градостроительной ситуацией, опорной застройкой, значимостью объекта. Однако зазор между допустимыми значениями необходимых габаритов, палитра вариантов формы достаточны, чтобы уже на этой стадии поисков решения задаться самыми разнообразными комбинациями без ущерба для практического результата. В первую очередь это относится к конфигурации пространства. Выбор спокойных либо изрезанных контуров границ, регулярности либо живописности начертаний плана позволяет в дальнейшем добиваться задуманного уже сейчас эффекта — торжественности площади или ее динамичности и т.д.

Но самое, пожалуй, главное, что закладывается в пространственной компоновке — это отношение к распределению "архитектурных масс", образующих "интерьер". Тут возможны два принципиально разных подхода: размещение подавляющего большинства объемов по периметру площадки, с оставлением центрального пространства зрительно свободным, или расположение основной "массы" в центре. Первый вариант активно используется современной практикой, которая стремится зарезервировать открытое пространство в городе для транспортных, накопительных, распределительных функций. Возможности второго приема привлекают внимание при создании интимных, парковых и монументальных композиций, но особенно часто варьируются комбинации этих двух способов распределения масс с плотной или разреженной обстройкой периферии площадки, центр которой закреплен размещением обелисков, фонтанов, памятников и т.д.

Меняя соотношение масс проектировщик может достичь нужного ему впечатления — от полной изолированности среды до слияния ее с окружением, а другие пространственные характеристики помогут усилить выбранное решение. Причем некоторые параметры пространства могут при определенных условиях как бы подменять друг друга. Например, ощущение простора на площадке обеспечивается, когда высота ее обстройки значительно меньше ширины "зрительного поля". Но тот же результат достигается при гораздо больших относительных высотах — если сделать достаточно широкие разрывы в застройке.

Однако пространственная подсистема далеко не исчерпывает всех возможностей эстетического воздействия городского интерьера. "Размеры площади и отношения по плану и разрезу играют большую роль в деле достижения художественной согласованности. Удачно найденная высота (или ширина) здания по отношению к свободному пространству перед ним уже дает известную гармонию; однако, чтобы успех был полным, нужно вписать в удачно найденные общие объемы все подчиненные части и детали" — иначе говоря, подчинить так или иначе складывающееся пространство осознанной художественной идее, выявить до конца его композицию.

Композиционная соподчиненность и соразмерность составляют вторую подсистему художественной организации пространства. Ее сущность — распределение между всеми объемно-планировочными компонентами пространства главных и второстепенных ролей и увязка этих ролей между собой и с характеристиками площадки. "При всем многообразии тех закономерностей, которые могут быть положены в основу композиции,... во всяком подлинном ансамбле существует всегда некое господствующее, доминирующее начало, в котором воплощена основная идея целого и которое поэтому подчиняет себе все прочие элементы". Другими словами, в художественной структуре существуют отличающиеся значимостью и "обязанностями" элементы — доминанты, акценты, фон, оси.

Последовательность формирования облика средового объекта
Последовательность формирования облика средового объекта
Доминанты — господствующие в данном ансамбле компоненты, контрастно отличающиеся от своего окружения рядом параметров — размерами, формой, цветом и т.д. Причем отличия эти столь сильны, что обязательно сосредотачивают на доминанте внимание зрителя, делают доминантный элемент гораздо активнее, привлекательнее остальных частей композиции. Как правило, доминанты несут основную художественную нагрузку, впечатление от них составляет главное архитектурное содержание объекта в целом.

Акценты — части композиции или их элементы, выделенные из общего ряда деталей объекта за счет особого решения их отдельных изобразительных характеристик. Художественная самостоятельность акцентов не столь значительна, чтобы оторвать их от окружения, но достаточна, чтобы подчеркнуть или организовать его строение. Как правило, акценты в средовой композиции не одиночны, а образуют собственную геометрическую систему — либо независимую от структуры базового пространства, либо поддерживающую его доминирующее начало.

Фон — основная масса образующих средовое произведение поверхностей, создающая в целом некое усредненное представление о его объемах, колорите, материале. Эти элементы составляют окружение более ярких, выделяющихся компонентов композиции — акцентов и доминант.

Оси композиции — условные линии, обозначающие в структуре среды принципы взаимодействия, сочетания ее объемов и пространств. Они могут быть пространственные ("русла" магистралей или улиц, направление взгляда в "бассейне восприятия" среды) и объемные — соединяющие "центры тяжести" акцентно-доминантных сооружений и элементов, но в любом случае они концентрируют направление основных эстетических "напряжений" в ансамбле, ориентируют внимание зрителя.

Анализ композиционной роли тех или иных элементов пространства — наверное, самая сложная часть исследования средового решения. Практически любая его материальная форма может оказаться в реальном объекте доминантным, акцентным или фоновым образованием, и эти роли могут тесно переплестись. Например, господствующим компонентом площади Вогезов в Париже можно считать с равными основаниями ее просторную, слегка центрированную мощением и посадкой зелени поверхность, либо — сам объем зафиксированного ограждениями регулярного пространства, образующего главное, торжественно-уравновешенное впечатление от ансамбля.

Часто, особенно в перетекающих городских пространствах, доминанты одного интерьера могут оказаться одним из акцентов другого. В некоторых объектах III-ей категории доминантных элементов может совсем не оказаться — чтобы "держать" их пространство, достаточно акцентирования какой-то его части; а иногда доминантой данного "интерьера" может стать сооружение, расположенное вообще вне его пределов. Особенно сложно подобное исследование в развитых городских интерьерах высшей категории, где доминирующих элементов может оказаться несколько.

Определенную помощь для понимания роли тех или иных частей среды в ее композиции может оказать разбор связей между ними: преимущественная ориентация пространства на некоторые из них, размещение главных и второстепенных осей восприятия, контуры функциональных площадок и условных "полей восприятия" интерьера, позволяющие выявить ведущие и поддерживающие элементы их организации.

Как и пространственное целое, художественная структура городского интерьера во многом зависит от объективных предпосылок проектирования, но содержит гораздо больше возможностей для творческих поисков — за счет целенаправленной трансформации более или менее случайной комбинации пространств первоначального решения в осознанную художественную систему. Композиция архитектурного произведения не обязательно адекватна пространственной основе.

Это — новая система, преследующая не утилитарные, а художественные цели, которая в соответствии со своими задачами организует данное пространство. Она как бы навязывает свои декоративные построения эстетически "непроявленному" изначально объему, внося в него новые, необходимые для архитектурно-художественного восприятия элементы, уточняя масштаб сооружения, деформируя — если это нужно — существующие формы и объекты.

Фактическое пространство площади
Фактическое пространство площади
Профессионально задуманная композиционная структура городского интерьера сосредоточит внимание зрителя на его самых выгодных частях, укажет те из них, которые в дальнейшем потребуют специального внимания и доработки. Другими словами, художественные возможности первых двух подсистем окончательно реализует третья подсистема — сочетание архитектурно-дизайнерских тем, определяющих облик городского интерьера.

Тема архитектурного или дизайнерского решения — независимо от того, имеет она тектоническую или орнаментальную основу — есть композиционно осмысленная комбинация функциональных и декоративных форм и средств, создающих в целом устойчивый зрительный образ данного произведения или его части. Примеры архитектурных тем — разнообразные ордерные построения, аркады, стена с ритмом поясов или проемов, складки, купола. Свои темы имеют инженерные сооружения города — эстакады, водонапорные башни; элементы городского дизайна (городские часы, фонари, визуальные коммуникации и т.д.), включения природного ландшафта.

Собственную изобразительную тему имеют и заполняющие пространство интерьера "малые формы". Они могут нести различную смысловую и функциональную нагрузку: от элементов, членящих пространство, акцентирующих его отдельные части, до устройств многофункциональных, работающих и как архитектурные акценты, и как ядра организации различных форм деятельности — ожидания, отдыха и т.д. Множественность функций ведет к разнообразию изобразительных решений элементов заполнения — как монументально-декоративных, так и утилитарного назначения.

Специфичны возможности декоративно-художественной обработки горизонтальных поверхностей открытых пространств — от фигурного мощения (подобно паркетам обычного интерьера), до использования газонных покрытий, водных поверхностей, не всегда доступных интерьерам зданий.

Арсенал эстетических тем открытых пространств отличается особым разнообразием. Темы вертикальных ограждений обнимает вся палитра традиционной и новой-архитектуры фасадов в самых различных сочетаниях; "темой" площади может стать зеленая стена деревьев, балюстрада, ритм скульптур, сооружения, находящиеся вне собственного интерьера, дизайнерское устройство (например, информационная установка), инженерное сооружение и т.д.

Поиск и визуальная конкретизация "своей" темы — один из труднейших моментов архитектурно-дизайнерского творчества. Он зависит от разных причин — нового понимания конструктивных или утилитарных задач, появления новых строительных возможностей или социальных установок, личной одаренности автора. Тема может быть подсказана аналогиями из мира природы, творческим использованием неисчерпаемого арсенала приемов, освоенных архитектурой.

Самостоятельность, выразительность темы составляет то индивидуальное, неповторимое, что отличает друг от друга большинство сходных по пространству и структуре городских интерьеров. Особенно это важно для решения "типовых" по функциям фрагментов городской среды, чрезвычайно многочисленных в современном городе.

Крупнейшие узлы градостроительной структуры — объекты I-ой и, частично, II-ой категории, как правило, уже в силу собственной сложности и местных условий строительства имеют индивидуальное решение первой пространственной подсистемы. Своеобразны пространственные формы городских интерьеров (независимо от их ранга) в городах исторических, реже — в специфических по функции объектах (около некоторых промпредприятий, новых общественных комплексов и т.п.). Но многие пространственные системы интерьеров III-ей и II-ой категории, обусловленные стереотипом вызвавших их к жизни обстоятельств, сходны по размерам и конфигурации. В этих случаях на первый план выходят возможности, заложенные в богатстве изобразительных построений, присущих второй и третьей подсистемам художественной организации городского пространства.

Основное содержание работ на уровне третьей подсистемы состоит не столько в самодельном создании оригинальных предложений для каждого ограждения, каждого фрагмента планшета, каждой формы благоустройства, сколько в создании взаимоувязанной системы таких предложений. Имеющей, как и всякая эстетическая система, главные структурные элементы — доминантные темы, которые своей содержательностью "держат" целое, и темы второго плана, зависящие от первых.

Художественно-декоративные поиски, будучи самостоятельным разделом работы, в известной степени независимы от результатов предыдущих действий проектировщика. При этом бывает так, что "декоративное стремление, как таковое... перерастает само себя, превращается в новую систему организации поверхности или пространства. Оно выходит иногда даже из зависимости от общей архитектурной системы и порождает свои, нередко противоположные законы".2 Видимо, изобразительная подсистема может либо непосредственно развивать положения предыдущей — общей композиционной структуры, либо дополнять их по законам контраста. И обе должны составлять для зрителя нерасторжимое художественное единство, как бы наложенную на пространственные формы систему акцентов и доминант, воплощенных в соответствующих общему замыслу архитектурных темах.

Наличие в художественной структуре городских интерьеров этих трех относительно самостоятельных подсистем позволяет на каждом последующем уровне проектирования улучшать, корректировать те особенности архитектуры, которые по каким либо причинам невозможно было должным образом решить ранее. Особенно важно при этом полностью использовать возможности третьей, самой свободной и независимой из подсистем, которая своими средствами воссоздает в зрительных образах положения первых двух. "Искать хороших отношений по плану и разрезам площади нужно всегда, однако на этом нельзя останавливаться... Необходимо работать над ансамблем в целом, расценивая его как синтетическую архитектурную задачу, в которой частности вытекают из целого, а в известных случаях — могут принимать на себя и ведущую роль".3

Примечания

1. "Для каждого, заранее предписанного переживания человека, можно рассчитать и задумать соответствующие размеры и форму пространства, причем здесь играют роль не только протяженность и характер ограждения, но и протяженность и характер раскрытия ограждения" — Дж. Саймондс [с. 12].

2. Гинзбург М.Я. [33, с. 53].

3. Бунин А.В. [22, с. 155].