Профилированная доска, которую в народе называют вагонкой, является хорошим отделочным материалом, подходящим для многих работ. Из этой статьи вы узнаете:

  • откуда появилось ее название;
  • какие типы вагонки бывают;
  • из чего и как ее делают;
  • где и как ее применяют;
  • как ее выбирать;
  • как ухаживают за обшитой вагонкой поверхностью.

Так выглядит вагонная доска
Так выглядит вагонная доска

Откуда появилось название

Появление в конце XVIII века первого паровоза и вагонов привело к тому, что железнодорожное движение начало обретать все большую популярность. Для отделки пассажирских вагонов использовали различные дорогие материалы, а вот для грузовых единственным способом отделки была обшивка небольшими досками. Их приходилось устанавливать с большим зазором, ведь впитывая влагу, дощечки разбухали и, если между ними не было зазора, выворачивали крепления. По мере развития тяжелой промышленности происходил прогресс и в станочной деревообработке, что привело к появлению фрезерных станков, на которых можно было нарезать замки типа «паз-гребень». Доски с таким замком можно было устанавливать без зазора, благодаря чему в вагоны уже не попадал дождь и не задувал ветер. Вскоре такую доску начали использовать и для обшивки дешевых пассажирских вагонов и вагонзаков (Столыпинских вагонов), на которых перевозили осужденных. Со временем за профилированной доской с замком «паз-гребень» закрепилось название вагонка.

Изначально доску использовали для обшивки вагонов
Изначально доску использовали для обшивки вагонов

Какие типы этой доски бывают

Вагонку изготавливают из:

  • натуральной древесины;
  • различных видов пластика;
  • древесных отходов (МДФ).

Все доски различают по размерам и профилю, а вагонку из дерева делят по:

  • типу (обычная и евровагонка);
  • сорту.

Размеры обычной вагонки четко не прописаны, поэтому каждый производитель придерживается собственных технических условий (ТУ), а допустимая влажность составляет 20 %. Эти требования прописаны в ГОСТ 8242-88 Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. С евровагонкой ситуация иная, ее характеристики прописаны в DIN 68-126/86. Этот документ ограничивает влажность готовой вагонки на уровне 14%, а также четко регламентирует ее размеры и деление на классы по качеству. На вагонку из пластика и МДФ действие нормативных документов не распространяется, тем не менее, производители ориентируются на размеры, рекомендованные DIN 68-126/86. Иногда вагонку называют террасной доской, но это больше относится к изделиям из различных видов пластика. Более подробно об этом виде вагонной доски читайте тут (Декинг террасная доска - характеристики, преимущества и недоставки, отзывы, цены).

Классы качества по DIN 68-126/86
Классы качества по DIN 68-126/86

Внешний вид (форма)

Форма лицевой поверхности вагонки любого типа и размеры/форма замка зависят от ее модели:

  1. Стандарт – обычная доска с четко выраженными углами на фасках.
  2. Softline – отличается отсутствием острых углов, что снижает вероятность появления сколов. Шип замка имеет округлую форму, облегчающую вхождение в паз.
  3. Штиль – аналогичен Softline, но шип замка прямоугольный.
  4. Ландхаус – один из самых дорогих видов вагонки, потому что наружная поверхность покрыта сложным рисунком. Крайние ламели помимо продольного рисунка, который получают обычным фрезерованием, нередко оснащают и поперечными рисунками, требующими обработки на специальных цифровых станках. Замки обычные.
  5. Блокхаус – наружная поверхность округлая, имитирующая оцилиндрованное бревно. Поэтому такую вагонку применяют лишь там, где необходимо создать видимость строительства сруба из такого бревна. Шип замка несколько меньшего размера, чем обычно.
  6. Американка – лицевая сторона скошена под углом к одному из боков, что после монтажа создает полное сходство с сайдингом. Шип замка начинается прямо с лицевой (узкой) стороны без выборки. Снизу выборка есть. Паз обычный.
  7. Двухсторонняя – с обеих сторон выглядит одинаково. 
Наиболее популярные формы вагонки
Наиболее популярные формы вагонки

Порода древесины

Кроме того, обычная деревянная и евровагонка отличаются по породе дерева, из которой они изготовлены. Ведь именно от породы зависят:

  • текстура;
  • запах;
  • плотность;
  • структура поверхности;
  • водостойкость.

Хвойные породы дерева подходят для изготовления недорогих моделей, на которых допустим яркий четко выраженный текстурный рисунок и большое количество смоляных кармашков. Наиболее популярные породы для этого – сосна и ель, вагонку из них чаще всего применяют для обшивки подсобных помещений или недорогого жилья. Из кедра, пихты и лиственницы чаще всего делают вагонку со сложным рисунком, которые можно продать заметно дороже, это компенсирует более высокую стоимость исходного материала. Кроме того, лиственница лучше всего переносит высокую влажность и частые перепады влажности, поэтому доску из нее применяют для наружной отделки жилых домов, а также для премиальной отделки бань и саун. Кедр хорошо подходит для внутренней отделки жилых помещений и офисов, ведь обладает более мягким и красивым рисунком, чем лиственница и немного уступает ей в стойкости к частым перепадам влаги. Кроме того, кедровая и пихтовая доска даже через много лет выделяют летучие смолы и масла, благотворно влияющие на здоровье и самочувствие.

Так выглядит дубовая вагонка
Так выглядит дубовая вагонка

Лиственные породы редко используют для наружной отделки из-за малой стойкости перед сыростью и уязвимости к грибку и плесени. Из липы делают недорогие прочные доски, обладающие относительно высокой стойкостью к влаге. Такой материал часто применяют в качестве бюджетной обшивки бань и саун, а также для отделки подсобных и производственных помещений. Из ольхи также получается относительно недорогая вагонная доска с хорошими эксплуатационными свойствами, единственный минус которой в постепенном изменении цвета. Поэтому обшивка из такого материала нуждается в качественной предварительной обработке и хорошем уходе. Для изготовления дорогой вагонки используют:

  • дуб;
  • платан;
  • каштан;
  • акацию;
  • бук;
  • граб;
  • клен;
  • древесину плодовых и экзотических пород.

Каждая из пород оказывает особое влияние на текстуру и внешний вид доски. Бук, граб и дуб отличаются слабо выраженным светлым рисунком, а также характерными насечками, присущими этим породам после станочной обработки. Вагонка из акации может иметь цвет белого до светло-желтого с чуть зеленоватым отливом. Платан, каштан, клен и древесина плодовых деревьев отличаются невысокой прочностью и четко выраженным темным рисунком.

Так выглядит вагонка из липы
Так выглядит вагонка из липы

Дерево для внутренней отделки

  • Деревянная. Изготавливается данный вид отделки из натурального дерева.

Помещение, обшитое деревянными панелями, «дышит», в нем создается естественный микроклимат. Кроме того дерево способно регулировать уровень влажности воздуха в доме – при недостатке влаги панели будут выделять ее, при избытке – поглощать.

Не стоит забывать и о естественной красоте и приятном запахе древесины, царящем в таком жилище. Основные виды деревянной вагонки производятся из лиственницы, осины, бука, ясеня, сосны, кедра, ели, ольхи и пр. По сорту древесины материал делится на 4 класса:

  • Экстра-класс. Сюда относят идеальную вагонку, не имеющую сучков, сердцевины и других пороков древесины.
  •  «А» - в панелях не содержится сердцевина, но на каждые 1,5 метра приходится по 1 сучку. Также допускается наличие 1-2 смоляных кармашков и до 2 несквозных трещин.
  • «В». В данном классе допускается наличие четырех сучков на 1,5 метра материала, две несквозные трещины и 2 смоляных кармашка. Также возможны незначительные механические повреждения и 1 пятно контрастирующей окраски.
  • «С». Сюда относят вагонку деревянную, которая содержит до двух невыпадающих сучков, смоляные мешочки, несквозные трещины, контрастирующие полосы, пятна синевы, 1 пятно констатирующей окраски, небольшие механические повреждения.

Деревянная вагонка
Деревянная вагонка

Основные виды вагонки деревянной

По типу профиля материал делится на:

  • Обычный. Представляет собой четверть доски со снятыми вдоль продольных сторон фасками. Производится обычная вагонка из доски естественной влажности (до 25%). Толщина материала может достигать 20 мм. Поверхность панелей может иметь шероховатости, «ворс».
  • Евровагонку. Данный вариант характеризуется высоким качеством и предусматривает особую систему соединения. Кроме того с тыльной стороны панели имеют специальные вентиляционные отверстия, благодаря чему предупреждается образование конденсата, снимается напряжение. Материал можно использовать в отделке фасада дома.

Евровагонка
Евровагонка

Евровагонка классифицируется на следующие виды:

  • «стандарт»,
  • «ланд хаус»,
  • «блок хаус»,
  • «американку»,
  • «софт лайн».

Среди прочих наибольшей популярностью пользуется блокхаус. С лицевой стороны он напоминает оцилиндрованное бревно. Данный материал применяется для внутренней и внешней отделки помещения. Оцилиндрованная вагонка вызывает ассоциации с национальным русским бревенчатым домом. Толщина блок-хауса способна достигать 16 мм, ширина – 90мм. Чаще всего используется вертикальный монтаж вагонки.

Фото отделки вагонкой Штиль

  • Отличие штиля от «евро» заключается в типе соединения. У штиль-панелей при соединении углубление-полка отсутствует. При этом ширина профиля может достигать 140 мм. Такие параметры позволяют реализовывать более эффектную отделку дома. В обшивке стен вагонку-штиль укладывают горизонтально полу. Требования к качеству материала такие же высокие, как  и для европрофиля.

Вагонка штиль
Вагонка штиль

Доски из пластика и МДФ

Для изготовления такой вагонки используют поливинилхлорид (ПВХ) и другие виды пластиков. Причем могут использовать как пластик без добавок, так и ПВХ с древесными отходами, перемолотыми в пыль. Смесь пластика и древесной пыли менее подвержена влиянию высоких температур, а также обладает более долгим сроком службы. Для изготовления МДФ используют измельченные и увлажненные волокна древесины, которые укладывают в форму и сжимают с давлением в сотни атмосфер. В таких условиях из целлюлозы выделяется лигнин, который склеивает волокна между собой, создавая прочную и жесткую деталь. Наружная поверхность этих материалов может быть любой, кроме того, для создания иллюзии древесины их поверхность покрывают текстурным рисунком, свойственным той или иной породе. ПВХ и МДФ продукция заметно дороже обычной валовой вагонки класса стандарт, но дешевле евровагонки или продукции более высоких классов.

Вагонка из ПВХ
Вагонка из ПВХ

Панели ПВХ производятся методом экструдирования смеси аддитивов и смолы ПВХ. Материалы, применяемые в производстве, являются пожаробезопасными и экологически чистыми. Это должно подтверждаться соответствующими сертификатами и заключениями. Пластиковая вагонка используется в облицовке фасада дома, потолка веранды и свеса кровли, а также для декоративной отделки потолка и стен внутри помещения. К неоспоримым достоинствам ПВХ вагонки относят прочность, высокое качество, привлекательный внешний вид и простоту монтажа. Кроме того материал имеет высокие тепло- и звукопоглощающие  свойства, надежно защищает дом от проникновения влаги.

Пластиковая вагонка
Пластиковая вагонка

Как делают вагонку

Для изготовления деревянной вагонки используют доску, размеры которой на 5–10 мм превышают необходимые размеры готовой продукции. При этом исходный пиломатериал должен быть ровным, а количество сучков и прочих дефектов соответствовать требованиям к готовой продукции. Пиломатериал просушивают до необходимой влажности, после чего обрабатывают с помощью четырехстороннего фрезерного станка. В станке установлены фрезы, обеспечивающие поочередную обработку каждой из поверхностей. После станка каждая доска проходит через сортировку, во время которой ее проверяют на соответствие различным классам. Ведь никто специально не делает вагонку класса С, потому что это невыгодно, гораздо эффективней производить доску класса экстра, а потом из готовой продукции убирать те детали, которые не соответствуют максимальному качеству и разбирать их по сортам.

Принцип работы четырехстороннего станка
Принцип работы четырехстороннего станка

Стоимость

Цена обычной вагонки стандарт, изготовленной из сосны или ели, составляет 20–100 рублей за квадратный метр. Разница в цене зависит как от качества самой древесины, так и от толщины доски. Также имеет значение, где приобретать материал – если брать его напрямую у производителя, то цена будет меньше, если же в магазинах или на складах, то придется оплачивать еще и услуги перекупщиков, что может увеличить стоимость продукции в несколько раз.

Вагонка с фигурной поверхностью, изготовленная по ГОСТ, стоит 150–350 рублей в зависимости от породы и качества древесины, а также качества обработки. Также большое значение имеет и ее толщина. В такую же цену обойдется евровагонка класса С. Евродоски классов А, АВ и В стоят от 250 до 500 рублей за квадратный метр, а класс А доходит до 800 рублей. Продукция премиального класса обойдется в 1,5–4,5 тысячи рублей за квадрат, ведь ее делают только из дорогих пород древесины. Ландхаус со сложным рисунком обойдется в 2,5–6,5 тысяч рублей за квадратный метр. Доски из МДФ и ПФХ можно приобрести за 900–2500 рублей.

Как выбирать вагонную доску

Чтобы правильно выбрать вагонку, необходимо сначала определить условия, в которых она будет находиться. Если доска будет часто подвергаться воздействию высокой влажности, то необходимо выбирать либо изделия из хвойных пород древесины, либо продукцию из ПВХ или МДФ. После этого нужно определить рисунок лицевой поверхности, чтобы он гармонично сочетался с интерьером или экстерьером дома, квартиры или комнаты. Затем нужно определить сортность древесины исходя из допусков по дефектам и стоимости. При правильном использовании вагонки классов А и В могут создать визуальную атмосферу, которая мало чем уступит интерьеру или экстерьеру, созданным с помощью досок премиального класса.

Также необходимо определить максимальную нагрузку на покрытие и исходя из него выбрать толщину вагонки. К примеру, чтобы зашить стену с прочным каркасом достаточно толщины 10–15 мм, однако там, где расстояние между рейками каркаса велико, потенциальная нагрузка на доски оказывается заметно выше, поэтому необходимо выбирать материал толщиной 20–25 мм. Если же вы собираетесь использовать вагонку в качестве доски черного пола, то минимальная толщина составляет 30 мм, а оптимальная 50 мм. Все это в полной мере относится и к доскам из ПВХ и МДФ, ведь их жесткость и прочность равны или уступают этим же параметрам доски из натуральной древесины.

Советы по выбору вагонки

  • Порода древесины. Выбор зависит от целевого использования и экстатических требований.

Вагонка из хвойных пород дерева
Вагонка из хвойных пород дерева

  • Сечение доски. Вагонка имеет три параметра – толщину, ширину и длину. С длиной материала можно определиться, лишь зная размеры помещения, которое будет обшиваться. Толщина каркаса должна отвечать нагрузке, которую будет создавать вагонка. Если требуется утеплить дом, обратите внимание на доску толщиной 16 мм. Ширина панелей будет зависеть исключительно от личных предпочтений. Однако для небольших помещений все-таки не рекомендуется приобретать слишком узкую вагонку.
  • Качество. При покупке материала не следует ставить такой критерий как стоимость на первое место. Помните: «скупой платит дважды». Также особое внимание стоит обратить на влажность материала (она не должна быть более 10%). Обязательно проверяйте, стыкуются ли панели между собой. «Вертолеты» и «саблевидную» вагонку лучше сразу исключить из списка претендентов. Также убедитесь, соответствует ли количество сучков и качество стружки тем параметрам, которые предусмотрены для данного сорта и породы древесины. 

Подготовка и монтаж

Благодаря гладкой поверхности, вагонка хорошо отражает солнечный свет, из-за чего любая неровность основания становится сразу же заметной. Поэтому очень важно тщательно подготавливать основание, чтобы исключить любые неровности. Чаще всего основание делают из деревянных реек толщиной 2–3 см, которые крепят к стене с помощью регулировочных проставок. Там, где поверхность вагонной доски не будет подвергаться нагрузкам, расстояние между рейками может составлять 80–100 см вне зависимости от толщины обшивки. Если же есть вероятность, что на нее будут воздействовать, то расстояние нужно сократить настолько, чтобы исключить любую подвижность обшивки. Поэтому в домах и квартирах оптимальным является расстояние 40–50 см для евровагонки и 50–60 для доски, соответствующей ГОСТ и имеющей толщину 15 мм.

Фиксация крайней доски
Фиксация крайней доски

После установки каркаса к нему крепят угловую доску в любом углу. Для этого можно использовать гвозди длиной в 2–3 раза больше толщины доски (для евровагонки оптимальная длина гвоздей составляет 30 мм). Гвозди нужно вбивать так, чтобы они не портили внешний вид обшивки. Если после установки всех досок углы комнат будут закрыты специальными накладками, то шляпки гвоздей можно не обрезать. Если же такие накладки не предусмотрены, то необходимо срезать шляпки, а гвозди вбить в гребень под небольшим углом. До уровня наружной поверхности доски гвозди можно забивать молотком, после чего использовать специальный добойник, который позволит сохранить декоративную поверхность от повреждений.

Со стороны паза замка доску крепят к каркасу с помощью кляймера, ведь это проще и надежней, чем забивать гвоздь без шляпки в глубине паза. Надев кляймер на нижнюю часть замка, его крепят к каркасу с помощью гвоздей, длина которых составляет ? толщины бруска каркаса. Затем вставляют в паз гребень другой доски, проверяют ее положение по уровню или отвесу и также крепят с помощью кляймера. Вместо гвоздей допустимо использовать саморезы, они сложней в работе, но обеспечивают более надежное крепление. После установки всех досок можно ставить накладки на углы, которые крепят к обшивке с помощью специального бесцветного клея. Потолочные и половые плинтусы также крепят с помощью клея.

Установка кляймеров
Установка кляймеров

Если приходится монтировать бывшую в употреблении вагонку или от долгого хранения она потеряла свой цвет, то перед установкой каждую доску необходимо обработать наждачной бумагой. Так вы снимете старый лак и выцветшую под воздействием кислорода и ультрафиолета древесину, благодаря чему доска обретет изначальный цвет.

Монтаж деревянной вагонки

Перед тем как приступить к креплению панелей, производят обрешетку из брусков или реек с помощью дюбелей. Такой подход позволит обеспечить дополнительную теплоизоляцию и выровнять поверхность. Вертикальность и горизонтальность конструкции проверяется с помощью уровня. Элементы обрешетки устанавливаются на удалении 40 см друг от друга. В «ниши» между ними укладывается утеплитель.

Основные способы укладки вагонки:

  • вертикальный,
  • горизонтальный.

При горизонтальном варианте обрешетку крепят перпендикулярно полу, при вертикальном – рейки располагают горизонтально. Укладка досок производиться равномерно «шип-паз», при этом следует проследить ,насколько плотно прилегает материал.

Горизонтальный монтаж вагонки
Горизонтальный монтаж вагонки

При монтаже панелей следует оставлять технологический зазор, это позволит предупредить вспучивание досок. Вагонка крепится с помощью специальных скоб или гвоздей.

 Наиболее удобным вариантом, позволяющим производить скрытый монтаж, считается скоба (кляймер). Она представляет собой стальной пружинистый элемент, имеющий монтажные отверстия и гальваническую оцинковку. К обрешетке панели крепят с помощью мелких саморезов или гвоздей. Для деревянной вагонки чаще всего используют скобы с зазором до 6 мм, для ПВХ панелей – кляймер с зазором до 2 мм.

Обработка и уход

Сразу же после установки вагонки на каркас, наружную поверхность необходимо обработать различными материалами, которые защитят древесину от кислорода и ультрафиолета. В качестве таких материалов используют составы на основе воска и натуральных растительных масел, они не препятствуют проходу водяного пара, но эффективно защищают от кислорода и ультрафиолета. Если же вы использовали бюджетную вагонку и не желаете переплачивать за защитное средство, то можете покрыть их бесцветным или обладающим нужным цветом акриловым лаком. Если вас не устраивает естественный оттенок, то вы можете осветлить древесину с помощью различных отбеливателей (щавелевая кислота, гипохлорит кальция, хлорная известь и т.д.).

Обработка наружной поверхности вагонки
Обработка наружной поверхности вагонки

При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не обжечься реагентами, не надышаться их испарениями и не задеть те детали интерьера, которые не требуют осветления. Поэтому осветлять вагонку желательно еще до установки. Сделать доску темней и придать ей другой цвет можно с помощью водорастворимых морилок, при работе с которыми необходимо защищать другие детали интерьера, поэтому применять их также желательно до монтажа доски. Через 1–5 лет необходимо внимательно осмотреть поверхность всей обшивки на предмет изменения цвета и, либо просто нанести новый слой лака, либо предварительно с помощью наждачной бумаги удалить старый лак, затем нанести новый.

Одним из лучших материалов для внутренней и внешней отделки дома является вагонка. Она не только украшает стены, но еще и утепляет, изолирует от шума, защищает от атмосферного воздействия. Внешне данный материал представляет собой широкие и длинные панели, оборудованные по бокам пазами для соединения друг с другом. Такая конструкция позволяет закреплять отделку с одной стороны с помощью саморезов и скоб, при этом с лицевой стороны следов крепежа не видно. Кроме того благодаря превосходному внешнему виду вагонка не нуждается в дополнительной отделке.

Дерево для внутренней отделки

  • Деревянная. Изготавливается данный вид отделки из натурального дерева.

Помещение, обшитое деревянными панелями, «дышит», в нем создается естественный микроклимат. Кроме того дерево способно регулировать уровень влажности воздуха в доме – при недостатке влаги панели будут выделять ее, при избытке – поглощать.

Не стоит забывать и о естественной красоте и приятном запахе древесины, царящем в таком жилище. Основные виды деревянной вагонки производятся из лиственницы, осины, бука, ясеня, сосны, кедра, ели, ольхи и пр. По сорту древесины материал делится на 4 класса:

  • Экстра-класс. Сюда относят идеальную вагонку, не имеющую сучков, сердцевины и других пороков древесины.
  •  «А» - в панелях не содержится сердцевина, но на каждые 1,5 метра приходится по 1 сучку. Также допускается наличие 1-2 смоляных кармашков и до 2 несквозных трещин.
  • «В». В данном классе допускается наличие четырех сучков на 1,5 метра материала, две несквозные трещины и 2 смоляных кармашка. Также возможны незначительные механические повреждения и 1 пятно контрастирующей окраски.
  • «С». Сюда относят вагонку деревянную, которая содержит до двух невыпадающих сучков, смоляные мешочки, несквозные трещины, контрастирующие полосы, пятна синевы, 1 пятно констатирующей окраски, небольшие механические повреждения.

Деревянная вагонка
Деревянная вагонка

Основные виды вагонки деревянной

По типу профиля материал делится на:

  • Обычный. Представляет собой четверть доски со снятыми вдоль продольных сторон фасками. Производится обычная вагонка из доски естественной влажности (до 25%). Толщина материала может достигать 20 мм. Поверхность панелей может иметь шероховатости, «ворс».
  • Евровагонку. Данный вариант характеризуется высоким качеством и предусматривает особую систему соединения. Кроме того с тыльной стороны панели имеют специальные вентиляционные отверстия, благодаря чему предупреждается образование конденсата, снимается напряжение. Материал можно использовать в отделке фасада дома.

Евровагонка
Евровагонка

Евровагонка классифицируется на следующие виды:

  • «стандарт»,
  • «ланд хаус»,
  • «блок хаус»,
  • «американку»,
  • «софт лайн».

Среди прочих наибольшей популярностью пользуется блокхаус. С лицевой стороны он напоминает оцилиндрованное бревно. Данный материал применяется для внутренней и внешней отделки помещения. Оцилиндрованная вагонка вызывает ассоциации с национальным русским бревенчатым домом. Толщина блок-хауса способна достигать 16 мм, ширина – 90мм. Чаще всего используется вертикальный монтаж вагонки.

Фото отделки вагонкой Штиль

  • Отличие штиля от «евро» заключается в типе соединения. У штиль-панелей при соединении углубление-полка отсутствует. При этом ширина профиля может достигать 140 мм. Такие параметры позволяют реализовывать более эффектную отделку дома. В обшивке стен вагонку-штиль укладывают горизонтально полу. Требования к качеству материала такие же высокие, как  и для европрофиля.

Вагонка штиль
Вагонка штиль