Общие сведения о топливе

Для обжига кирпича, особенно в кольцевых печах, можно (применять любые местные виды топлива. При использовании местного топлива в напольных печах необходимо, чтобы сама печь и ее топки были приспособлены для сжигания данного топлива. Поэтому, выбирая печь для обжига кирпича, необходимо учитывать не только производительность завода, но и вид топлива, которым (предполагается обжигать кирпич, а также знать характеристику этого топлива.

Расход на топливо занимает большое место в себестоимости кирпича, поэтому вопросам заготовки топлива, контроля его качества, хранения и учета необходимо уделять серьезное внимание.

Качество всякого топлива определяют количеством тепла, выделяемого им при горении. Это количество тепла, называемое тепло-производительностью топлива, зависит от его состава, влажности и зольности. Чем суше топливо и чем меньше оно дает золы, тем выше теплопроизводительность, а следовательно, и качество его.

Для удобства сравнения одного топлива с другим принята общая условная единица, так называемое условное топливо с теплопроизводительностью 7000 кал/кг. Для того чтобы перевести натуральное топливо- в условное, надо его количество (,в тоннах, а для дров, пня и т. п. — кубических метрах) умножить на число, называемое переводным коэффициентом. Для того же, чтобы перевести условное топливо в натуральное, надо количество условного тойлива в тоннах разделить на это же число.



Примеры

1. На обжиг 1 тыс. кирпичей в напольной печи израсходовано 2,5 м3 дров. В переводе ка условное топливо это составляет 2,5x0,188=0,47 т условного топлива.

2. Для обжига кирпича в кольцевой печи предназначен фрезерный торф. Дневная потребность торфа при расходе на каждую 1 тыс. шт. 0,2 т условного топлива и дневном выпуске 4,5 тыс. шт. составит 4,5x0,2:0,34=2,65 т торфа.

Приведенные числа (переводные коэффициенты) являются средними и могут меняться при изменении влажности и зольности каждого из этих видов топлива.

На обжиг 1 тыс. кирпичей в напольной печи расходуется приблизительно 450—550 кг условного топлива в зависимости от конструкции печи, свойств глины и других условий. В кольцевой бессводовой печи на 1 тыс. кирпичей расходуется 200—250 кг условного топлива, в кольцевой лечи со сводом — около 150 кг.

Наиболее часто для обжига кирпича применяют дрова, торф и уголь, реже — хворост, солому и другие виды топлива.

Дрова

Дрова обладают сравнительно небольшой теплопроизводительностью, повышенной влажностью и легким весом. Перевозить их на большое расстояние невыгодно, Поэтому дрова являются преимущественно местным топливом.

Дрова удобны тем, что содержат мало золы (1—2%), легко загораются и дают длинное пламя. Это делает их одним из самых подходящих видов топлива для обжига кирпича во всех периодических, в частности в напольных, печах, в которых длинное пламя способствует более равномерному обжигу по высоте камеры.

Влажность свежесрубленных дров, равная примерно 45—65%, зависит от породы дерева, его возраста и времени рубки. Чем моложе дерево, тем больше оно содержит влаги. Зимой и осенью деревья содержат меньше влаги, чем весной и летам, поэтому лес на дрова нужно рубить в это время. В высушенных на открытом воздухе в течение 1—4,5 лет дровах остается около 20% влаги.

Вес дров разных пород и разной влажности при средней (плотности укладки показан в табл. 8.



Содержание плотвой древесины в 1 м3 дров может колебаться примерно от 50 до 80%; оно тем больше, чем короче и толще дрова, чем чище обрублены сучья, а также чем плотнее сама укладка. Например, плотность 1 м3 в зависимости от толщины дров в среднем составляет: для крупных дров 70%, для дров с примесью крупных ветвей и для пней 50%, а для хвороста только 30%.

Нормально средняя плотность равна около 64%.

Плотные тяжелые породы дров горят медленнее, выделяя большое количество тепла и развивая в топках более высокую температуру. Легкие же породы дров сгорают быстро и дают более длинное пламя, поэтому они наиболее пригодны для равномерного обжига.

Торф

Торф — продукт, образовавшийся из болотных растений, которые, отмирая и опускаясь па дно болот, под водой без доступа воздуха подверглись ряду изменений и уплотнились.

Содержание золы в торфе непостоянно, но довольно высоко и иногда достигает 50%. Влажность зысушенного :на воздухе торфа от 20 до 40%, а свежедобытого — около 80—85%.

Хорошо высушенный торф, так же как и дрова, легко воспламеняется, но дает менее длинное пламя.

За год до добычи торфа, которая может производиться самим колхозом, необходимо осушить торфяное болото, прорыв в нем канавы с небольшим уклоном для отвода воды в ближайшую реку или в другое низменное место. На осушенном болоте удаляют пни и кустарники, которые складывают отдельно для просушки и тоже используют на топливо. После осушки и очистки болота можно приступать к добыче торфа.

При простейшей ручной добыче прямо из болота вырезают кирпичи при помощи лопаты. Эти кирпичи складывают для сушки, которая длится в течение 1,5—2 месяцев. На крупных торфоразработках торф добывается машинными способами.

Для обжига кирпича в настольных печах с простыми топками применяют только кусковой торф. В кольцевой печи более целесообразно использовать фрезерный торф. Он добывается на торфоразработках специальными машинами и состоит из мелкой крошки. Нормальная влажность фрезерного торфа 40%.

Вес 1 мг фрезерного торфа с влажностью 40% составляет от 350 до 450 кг, в зависимости от его состава.

Уголь

Уголь, как и торф, представляет собой продукт разложения растительных остатков, но более древнего происхождения. Состав углей неодинаков: зольность колеблется от 5 до 60%, а влажность свежедобытого бурого угля может достигать 30 и даже 60%. В зависимости от зольности и влажности 1 т бурого угля соответствует 320—500 кг условного топлива.

Бурый уголь легко воспламеняется, дает длинное пламя, а при длительном хранении способен выветриваться и самовозгораться.

К бурым углям относится подмосковный уголь, залегающий в Тульской области, а также частично в Рязанской, Московской, Калининской и Ленинградской областях. Добыча этого угля сосредоточена главным образом в Тульской области.

Из-за довольно значительной влажности (20—40%) и зольности (15—35%) теплопроизводительность подмосковного угля также невелика: 1 т его соответствует примерно от 400 до 600 кг условного топлива. Рядовой, т. е. с примесью кусков, подмосковный уголь хорошо горит в обычных топках, дает довольно длинное пламя и вполне годится для обжига кирпича в напольных печах.

Настоящие каменные угли очень разнообразны. Все они имеют довольно высокую теплопроизводительность, что оправдывает их перевозку на значительные расстояния.

Хранение и учет топлива

Хранению топлива следует уделять серьезное внимание. Необходимо, чтобы топливо не рассыпалось и не смешивалось с землей, поэтому для топлива отводят специальную выровненную и утрамбованную площадку, которая должна быть сухой и чистой.

Для защиты топлива, легко впитывающего влагу (например, торфа и опилок), от дождя и снега надо устроить навесы. Торф и уголь складывают в штабели, которые должны быть одинаковой ширины и высоты.

Дрова складывают в так называемые поленницы, расположенные на достаточном расстоянии друг от друга. При небольшой высоте поленниц по концам их вбивают колья. По концам высоких поленниц надо выкладывать клетки или заканчивать поленницы с уклоном, а не отвесно, иначе могут быть обвалы.

При хранении фрезерного торфа и бурого угля, склонных к самовозгоранию, необходимо Принять меры против возможного загорания топлива. Для этого штабели фрезерного торфа надо делать высотой не более 2 м, а бурого угля до 1,5 м. На случай самовозгорания надо держать на складе запас влажной торфяной крошки. Кроме того, необходимо время от времени проверять температуру в нижних слоях штабеля, для чего делают скважины, которые затем заделывают.


Если появился очаг самовозгорания, его нужно изолировать. Для этого вокруг очага на расстоянии 1 м от него укладывают слой утрамбованного влажного топлива толщиной 0,5 м и используют топливо из той части штабеля, где произошло самовозгорание.

Учитывать расход топлива, если нет возовых или автомобильных весов, удобнее всего путем обмера, высчитав вес топлива в таре, в которой оно подается к печи (тачка, вагонетка, носилки с бортами и т. п.) . После этого количество доставленных к печи тачек, вагонеток или носило к умножают на вес топлива в каждой из них. Для контроля расхода топлива следует периодически проверять обмером его остатки на окладе.


Топливо надо обязательно подсушивать (на солнце, на поверхности кольцевой печи и т. д.) и предохранять от намокания. Достаточно однажды провести обжиг сухим топливом, чтобы убедиться в выгодности подсушки, которая способствует не только экономии топлива, но и значительному сокращению сроков обжига, а также повышению качества кирпича.