Искусственная сушка производится за счет тепла, получаемого от сжигания топлива в специальном подтопке, или за счет тепла отходящих газов обжигательной печи. Часто в искусственных сушилках зимой используют одновременно оба этих источника тепла,, а в летнее время подтопок отключают и пользуются для сушки только отходящими газами печи.

Искусственная сушка позволяет изготовлять сырец в течение круглого года независимо от погоды. Сроки искусственной сушки сырца значительно короче, чем естественной, и при хороших сушильных свойствах сырья могут быть сокращены до 24 час. Численность работающих на кирпичных заводах круглогодового действия, оборудованных искусственными сушилками, примерно вдвое меньше, чем на сезонных заводах такой же годовой мощности. Экономию в количестве работающих на круглогодовых предприятиях достигают, во-первых, за счет распределения годового производства кирпича на большее число рабочих дней в году, благодаря чему требуемый годовой выпуск кирпича обеспечивается при меньшем его суточном выпуске. Во-вторых, на заводах круглогодового действия расстояния для транспортирования сырца значительно меньше, чем на сезонных заводах, поэтому требуется меньшее количество отвозчиков сырца и другого персонала.


Все эти преимущества обусловили широкое распространение искусственных сушилок.

Рис. 41. Продольный разрез упрощенной тоннельной сушилки
Рис. 41. Продольный разрез упрощенной тоннельной сушилки
На колхозных кирпичных предприятиях искусственную сушку сырца пока еще почти не применяют, но по мере увеличения числа и мощности этих предприятий этот вид сушки несомненно получит широкое применение.

Из различных типов искусственных сушилок наиболее приемлемы для колхозных кирпичных предприятий упрощенные тоннельные сушилки, типовые проекты которых разработаны институтом Росстромпроект и другими проектными организациями для кирпичных предприятий мощностью от 1—1,5 млн. кирпичей в год и более.

Рис. 41а. План упрощенной тоннельной сушилки
Рис. 41а. План упрощенной тоннельной сушилки
Тоннельная сушилка (рис. 41) представляет собой блок из нескольких примыкающих один к другому по ширине тоннелей длиной от 25 до 36 м, шириной 1,1—4,4 м и высотой 1,4—1,7 м. Вдоль каждого тоннеля уложены рельсы, на которых установлены вагонетки с сырцом. Эти вагонетки в процессе сушки постепенно продвигаются вдоль тоннелей, причем с одной стороны сушилки поочередно ,в каждый тоннель заталкивается по одной вагонетке с влажным сырцом, состав продвигается на длину одной вагонетки, а с противоположного конца тоннелей выталкивается по одной вагонетке с высушенным сырцом.

Теплоноситель (так обычно называют горячие газы, используемые для сушки) нагнетается в тоннели со стороны выкатывания вагонеток с сухим сырцом, а отработанные газы отсасываются со стороны вкатывания вагонеток с влажным сырцом. Таким образом, поток газов в тоннелях направлен навстречу движению вагонеток, вследствие чего эти сушилки называют противоточными.

Для подачи и отбора газов поперек тоннелей (в земле или над тоннелями) устроены подводящий и отводящий каналы, соединенные с каждым тоннелем клапанами, степень открытия которых может регулироваться. В подводящий канал теплоноситель нагнетается центробежным вентилятором № 6—8 (т. е. с диаметром турбины 600—800 мм) или более крупным, в зависимости от производительности сушилки. Нагнетательный вентилятор присоединен своим всасывающим патрубком к каналу от подтопка или от обжигательной печи. Для отбора отработанного теплоносителя отводящий канал присоединяется к всасывающему патрубку вытяжного вентилятора несколько меньших размеров, чем нагнетательный вентилятор.

Температура теплоносителя, подаваемого в тоннель, равна от 60 до +90°. По мере движения вдоль тоннелей теплоноситель постепенно насыщается влагой от сохнущего сырца, охлаждается и покидает тоннель с температурой 25—30°. Таким образом, при входе в тоннель сырец вначале попадает во влажную и мало нагретую среду, а по мере продвижения вагонетки в глубь тоннеля встречает все более сухой и нагретый теплоноситель. Такие условия весьма благоприятны для сушки сырца, поэтому в тоннельных сушилках получается значительно меньше брака, чем в сушилках других типов.

Рис. 42. Вагонетка тоннельной сушилки
Рис. 42. Вагонетка тоннельной сушилки
По длине каждого тоннеля обычно устанавливают от 15 до 20 вагонеток в зависимости от размеров тоннелей и самих вагонеток.

Вагонетки изготовляют различных типов и размеров. На рис. 42 показана вагонетка шириной 1000 мм и длиной 1600 мм, емкостью 300 шт. сырца. Общее количество вагонеток должно соответствовать вместимости всех тоннелей и, кроме того, учитывать резерв на загрузку тоннелей в те с.мены, когда формовка не производится, а также резерв на вагонетки, находящиеся под загрузкой, разгрузкой и в ремонте.

Например, для завода производительностью 6 тыс. шт. сырца в сутки при сроке сушки 36 час. и емкости одной вагонетки 300 шт., в процессе сушки постоянно будет находиться:



Очевидно, при таких условиях достаточна сушилка, состоящая всего из двух тоннелей, которые вмещают по 15 вагонеток. Если на таком заводе формовать сырец в одну смену, а заталкивать вагонетки в тоннель равномерно в течение целых суток, запас вагонеток для загрузки сушилки во вторую и третью смены должен составлять 14 шт. Если еще учесть вагонетки, находящиеся под разгрузкой и в ремонте, то общее количество вагонеток должно быть не менее 50—55.

Учитывая значительные затраты и трудность размещения заказа на изготовление требуемого количества металлических сушильных вагонеток, можно на первое время обойтись приобретением только скатов и подшипников для них, а вагонетки (рамы их, стойки и «этажерки») изготовить из дерева.

Рис. 43. Схема действия канатного толкателя
Рис. 43. Схема действия канатного толкателя
Для заталкивания вагонеток и их продвижения в тоннеле применяют толкатели различных типов. Однако при небольшом количестве тоннелей можноустановить перед входом в них обычную приводную лебедку с тросом, конец которого снабжен крюком. В каждом тоннеле на полу (в 2—3 м от входа) должен быть прочно укреплен поворотный ролик с надетым на него отрезком троса с крючьями на обоих концах. Для заталкивания очередной вагонетки один конец троса зацепляют за раму данной вагонетки, а другой— соединяют с тросом лебедки (рис. 43). После заталкивания тросы расцепляют и приводят их (на лебедке и на ролике) в исходное положение для следующего заталкивания. Чтобы уменьшить нагрузку на лебедку, последнюю следует присоединить к электродвигателю через редуктор, позволяющий обеспечить скорость движения троса не более 80—100 мм/сек.

Рис. 44. Передаточная тележка для сушильных вагонеток
Рис. 44. Передаточная тележка для сушильных вагонеток
Для передачи сушильных вагонеток по узкоколейным путям со стороны загрузочного и разгрузочного фронтов тоннелей рекомендуется вместо поворотных кругов пользоваться передаточными тележками (рис. 44). Эти тележки передвигаются по путям, расположенным перпендикулярно тоннелям и несколько заглубленным с таким расчетом, чтобы стыки отрезков рельсов на тележке и рельсов, примыкающих под прямым углом к заглубленному пути, правильно совпадали.

Устройство подтопка для тоннельной сушилки было показано на рис. 41.

Режим сушки в тоннельной сушилке налаживают лишь в первый период после ее пуска. В этот период необходимо так отрегулировать работу подтопка, вентиляторов и положение клапанов на подводящем и отводящем каналах сушилки, чтобы через все тоннели подавались одинаковые объемы теплоносителя требуемой температуры. При этом необходимо следить за тем, чтобы сырец высыхал равномерно по высоте вагонетки и чтобы на первой вагонетке у входа в тоннель не происходило перенасыщения Теплоносителя влагой и конденсации ее на сырце. При появлении конденсации следует увеличить количество подаваемого в тоннели теплоносителя и несколько повысить его температуру.

В тех местах вагонеток, где сырец сушится медленнее, его надо ставить реже. Там, где сырец сушится быстрее, — садку делают более плотной. Кроме того, для более равномерной сушки желательно вести ее при больших объемах теплоносителя, хотя бы и с меньшей температурой. Необходимо также, чтобы внутренние размеры ширины и высоты тоннелей превышали габариты нагруженной вагонетки не более чем на 50 мм. Если зазоры между вагонеткой и стенками, а также потолком тоннеля больше указанного размера, то значительная часть газов будет протекать через эти зазоры, минуя сырец, и для его сушки не будет хватать теплоносителя.

При установившейся работе сушилки поддерживать в ней налаженный режим уже весьма просто. Эта работа по существу сводится к заталкиванию в каждый тоннель вагонеток с сырцом через определенные промежутки времени, обусловленные сроком сушки.