При изготовлении монолитных бетонов, бетонных и железобетонных изделий и строительных растворов наиболее широко применяют мылонафт. Эту добавку доставляют с заводов к месту потребления в цистернах или бочках. Систематические наблюдения за поведением гидрофобизованных бетонных смесей с добавкой МН при транспортировании на значительные расстояния в летнее время были проведены на строительстве в г. Жуковском [169].

Гидрофобизованные бетонные смеси общим объемом около 8000 м3 перевозили от места изготовления к местам укладки нередко на расстояние 11—15 км. Для изготовления смесей использовали цемент марки 400. Его расход составлял в среднем 290 кг на 1 м3. При этом получали бетон марки М250. Состав бетона подбирали с таким расчетом, чтобы расход цемента уменьшить на 9% но сравнению с принятым для таких конструкций расходом обычного цемента той же марки, составлявшим в среднем 320 кг на 1 м3. Несмотря на то, что бетонную смесь с гидрофобно-пластифицирующей добавкой перевозили и жаркие дни, пластичность ее в пути практически не снижалась, не наблюдалось и расслоения смеси. Бетонная смесь хорошо сползала при разгрузке самосвалов. Бетон с добавкой МН легко укладывался вибрированием.


В ходе опытно-производственных работ была отмечена также значительно более высокая степень удобоукладываемости строительных растворов с добавкой МН по сравнению с обычными. Применение добавки МН о цементно-известковых растворах на объектах строительства в г. Жуковском дало экономию извести 50—60% при одновременном сокращении расхода цемента на 5%, В цементых растворах уменьшение расхода цемента достигало 10—12%.

В соответствии с нашими рекомендациями растворы е добавкой МН применяли также при строительство ряда зданий в Москве. Добавку вводили с водой затворения из расчета 0,075% массы цемента. Для гидрофобизованных растворов марки М50 применяли состав 1:0,2:8 вместо 1:0,5:6,6, для марки М25 — состав 1:0,2:10 вместо 1:0,8:9, что дало возможность сократить расход извести на 60—70% или получить некоторую экономию цемента. В этих производственных работах 1 кг мылонафта оказался на практике способным обеспечить экономию 250—200 кг известкового теста или 20—30 кг цемента при одновременном повышении качества конструкций.


При строительстве одного из высотных зданий растворные смеси с добавкой МН в жаркую погоду перекачивали на высоту 125—130 м, при этом они не расслаивались и сохраняли подвижность. В растворных же смесях без добавки уже при передвижении на 40 м наблюдали водоотделение и в шлангах иногда образовывались пробки. При нагнетании цементных растворов с добавкой МН в кладку мостовых опор было отмечено, что радиус растекания больше, плотность выше и водопроницаемость меньше, чем у обычно применяемых растворов.

Имеющийся опыт изготовления бетонных и железобетонных изделий из гидрофобного цемента или из обычного, но с введением добавки МН с водой затворения показывает, что в ряде случаев приходится удлинять время предварительного выдерживания изделий перед пропариванием. Изделия из обычного и легкого бетона характеризуются улучшением некоторых специальных свойств (уменьшение капиллярного всасывания, водопроницаемости, повышение морозостойкости). К тому же благодаря сокращению количества воды затворения изделия имеют меньшую остаточную влажность после пропаривания, чем обычно. Керамзитобетонные панели для стен размером на комнату, изготовленные на заводе ЖБИ № 10 Главмоспромстройматериалов в 1962—1963 гг. с добавкой МН, характеризовались остаточной влажностью после пропаривания не более 13—14%, в то время как обычные панели имели влажность 16—17%, а иногда и больше.