Истираемость шлакошелочных бетонов на основе песчаных заполнителей разной крупности, по данным И. А. Пашкова [10, 15], находится в пределах истираемости гранитов (0,21—0,47 г/см2); супесчаных — на уровне истираемости песчаников; их водо-поглошение и коэффициент размягчения зависят от составов и методов уплотнения. Так, например, объемная масса бетонов, уложенных методом вибрирования, 2—2,2 т/м3, а трамбованием — 2,2—2,4. Водопоглощение по массе составляет соответственно 3—6 и 1—4%, коэффициент размягчения высок — в пределах 0,9—1,0.

Как уже отмечалось, значительным преимуществом шлакощелочных бетонов является повышенная стойкость в агрессивных средах.

По данным И. А. Пашкова, Е. А. Старчевской и О. Н. Сикорского [15], бетоны отличаются высокой стойкостью в сульфатной и слабокислой (pH=3,0) агрессивных средах, в дистиллированной воде и воде градирен [20].

По данным В. В. Гончарова [16, 24], шлакощелочные бетоны стойки в морской воде (КС24 в 1,5—1,7 раза выше, чем у бетонов на портландцементе). Коррозия арматуры в этих бетонах в аэрированной морской воде в 1,7—2 раза меньше, чем в портландцементных.


По данным А. П. Ильина [15, 48], для уложенных методом вибрирования пропаренных и естественного твердения бетонов водонепроницаемость превышает В-20, а коэффициент фильтрации Кф=10—10?10—13 см/сек. При применении специальных методов приготовления и укладки смесей (виброперемешивание, высокочастотное вибрирование и т. п.) Кф=4·10—14?10—14 см/сек, а водопроницаемость превышает В-50. Эти показатели превосходят известные показатели вибрированных бетонов на портландцементе (В-2 — В-6; Кф=10—6?10—7 см/сек); бетонов на пуццолановом цементе (В-8 — В-12; Кф=10—9 см/сек) и бетонов с гидрофобизирующими добавками водного твердения, уложенных с применением специальных средств уплотнения (Кф=10—10?10—12 см/сек).

Таким образом, перечисленные свойства шлакощелочных бетонов — замкнутость пор, высокая плотность и прочность, повышенная морозостойкость (в общем морозостойкость шлакощелочных бетонов составляет 300—1000 циклов и более) и коррозионная стойкость, водонепроницаемость, низкий коэффициент фильтрации — позволяют отнести их к разряду материалов со специальными свойствами и рекомендовать к использованию в первую очередь в специальных видах строительства, где требуются коррозионностойкие бетоны, а также в ирригационном и дорожном строительстве, в местах, где отсутствуют необходимые для таких бетонов на портландцементе заполнители.


Более низкие тепловыделения при твердении шлакощелочных вяжущих по сравнению с портландцементом (по данным И. А. Пашкова, Н. Л. Македон и Е. А. Старчевской [15]) позволяют рационально использовать их при возведении массивных сооружений.

На основании изложенного можно заключить, что на усадку и ползучесть шлакощелочных бетонов оказывают влияние те же факторы, что и в цементных бетонах, а кроме того, вид и расход щелочного компонента.

Поэтому наши опыты нельзя считать исчерпывающими, так как они не охватывают возможных вариантов шлакощелочных бетонов, не учитывают широкого диапазона пригодных для этих целей заполнителей, щелочных компонентов, их соотношений и т. д. Однако они позволяют заключить, что усадка и ползучесть шлакощелочных бетонов могут быть как ниже, так и выше, чем у цементных или равными им. Поэтому в самом общем случае можно считать, что при накоплении достаточного количества экспериментальных данных в этой области эти свойства шлакощелочных бетонов могут быть легко управляемы.

В настоящее время следует исходить из того, что для шлакощелочных бетонов характерна более высокая деформативность, чем для цементных, и в связи с этим рекомендовать:

  • применять шлакощелочные бетоны для изгибаемых конструкций пролетом 6—12 м, прошедших длительную проверку в эксплуатационных условиях, а конструкции больших пролетов изготавливать после их испытания;
  • в сжатой зоне изгибаемых или внецентренно сжатых элементов размещать небольшое количество сжатой арматуры в пределах 0,3—0,5%;
  • эксплуатационный уровень сжимающих напряжений в сжатой зоне принимать не выше 0,3 Рни;
  • в конструкциях, для которых характерно кратковременное загружение (дорожные основания, покрытия и плиты, плиты для облицовки каналов и т. п.), а также для сжатых элементов (фундаменты, центральносжатые колонны) и элементов с большим моментом инерции (трубы, лотки и т. п.) применение шлакощелочных бетонов не ограничивать.