Технология заводского изготовления предъявляет ко всем строительным, а особенно к сборным железобетонным изделиям, ряд требований. Важнейшим из этих требований является унификация конструкций, позволяющая сократить количество их типоразмеров. Для обеспечения возможности такой унификации при проектировании сооружений электростанций соблюдаются следующие условия.

1. Габариты всех сооружений принимаются по единой модульной системе.

2. Все сооружения электростанций независимо от этажности и габаритов выполняются каркасными со стеновым заполнением из крупных панелей. Устройство бескаркасных зданий с самонесущими стенами допускается для мелких зданий, а также при расширении и реконструкции.

3. Размеры всех железобетонных элементов принимаются унифицированными по специальной номенклатуре.

Под модульной системой понимается принцип назначения основных габаритных размеров сооружений, кратных постоянному модулю. Для сооружений электростанций пролеты главного корпуса принимаются кратными 3 м, при соответствующем обосновании пролеты бункерного и деаэраторного отделений допускается принимать кратными 1,5 м. Для одноэтажных зданий и сооружений пролеты, как правило, назначаются кратными 6 м. Допускается при соответствующем обосновании пролеты принимать кратными 3 м. Размеры пролетов многоэтажных зданий следует назначать кратными 3 м. Привязка осей здания принимается по наружным граням колонн. Шаг колонн для зданий электростанций принимается 6 или 12 м. Для главных корпусов предпочтителен шаг 12 м. Высота этажей по чистым полам принимается кратной 600 мм.


Под типоразмером изделия понимается определенная, строго заданная геометрия изделия. Марка изделия имеет кроме одинаковых размеров одинаковые арматуру, закладные части и прочностные характеристики бетона. В пределах одного типоразмера может быть несколько марок изделий.

Унификация конструкций тепловых электростанций предполагает выбор строго определенных типов изделий для всех элементов сооружений. К таким элементам относятся фундаменты под здания и сооружения, плиты подвала и подпорных стен, крупнопанельные плиты перекрытий и кровельных покрытий, балки перекрытий, стеновые панели, лестничные марши, карнизы, секции туннелей и каналов и т. д.

Для элементов железобетонного каркаса здания (колонн, ригелей, распорок) разработаны унифицированные типы сечений и модульное членение их по длине элемента, положению и размеру консолей, а также по положению арматуры в сечении элемента. Такое строгое регламентирование геометрии колонн и ригелей позволяет применять инвентарные элементы опалубки для изготовления сборных железобетонных элементов определенного сечения, но имеющих разные длину, положение консолей и т. д. Дальнейшая работа по унификации элементов каркаса главного корпуса в универсальном проекте, серийном проекте 67-68 и других проектах позволила унифицировать элементы каркаса для КЭС и ТЭЦ при установке турбоагрегатов мощностью от 50 до 300 МВт.


Для вспомогательных зданий, как правило, используются типовые унифицированные элементы каркаса по номенклатуре, принятой для промышленных и гражданских зданий.

В целях повышения эффективности и качества энергетического строительства разработан каталог сборных железобетонных конструкций 1980 г.

При разработке каталога предусматривалось максимальное сокращение количества типоразмеров; расширение применения типовых конструкций, утвержденных Госстроем СССР; применение высокоэффективных конструкций повышенной заводской готовности; повышение производительности труда на заводах стройиндустрии; унификация марок бетона и повышение доли конструкций, изготовляемых из бетонов марок 400 и 500.

В каталоге достигнуто сокращение против прежнего количества типоразмеров с 1153 до 798, т. е. на 31%.

Унификация стальных конструкций позволяет упростить их заводское изготовление и создать серию конструкций. В состав серии УМК-01 и УМК-02 (унифицированные металлические конструкции) входят следующие группы конструкций, разработанных на стадии рабочих чертежей (КМ): несущие конструкции покрытий главного корпуса; эстакады топливоподачи 1-го и 2-го подъемов; эстакады подачи угля на склад; конструкции передвижных торцевых стен; подкрановые балки; монорельсы и пути под кран-балки; нормали сечений колонн, ригелей и балок перекрытий.

При разработке серии УМК-02 использованы прогрессивные профили проката, в частности широкополочные двутавры и тавры.