На тепловых электростанциях в настоящее время применяется несколько схем топливного хозяйства.

Ниже рассмотрено строительство сооружений наиболее сложного топливного хозяйства с мостовым перегружателем, в состав которого входят разгрузочное устройство с роторными вагоноопрокидывателями, галереи конвейеров с узлами пересыпки, четырехблочный дробильный корпус с дробилками производительностью по 600 т/ч, наклонные эстакады топливоподачи I и II подъемов.

В табл. 13.1 приведены объемы основных строительных работ для каждого из этих сооружений, но не учтены объемы работ, выполняемых при сооружении резервной разгрузочной поездной эстакады и фундаментов под пути мостового перегружателя. Монтаж этих сооружений выполняется теми же средствами, которые используются для других объектов.

Рис. 13.1. Схема механизации монтажа топливного хозяйства (вариант 1)
Рис. 13.1. Схема механизации монтажа топливного хозяйства (вариант 1)
Большой объем земляных работ при строительстве сооружений топливного хозяйства требует использования двух экскаваторов. Экскаватор с драглайном емкостью 1,0—1,75 м3 используется при разработке котлованов разгрузочного устройства, подземных галерей конвейеров 4, 5, 6 и узлов пересыпки 11, 13 (рис. 13.1). Экскаватор с драглайном емкостью 0,5—0,66 м3 применяется при разработке котлованов галерей конвейеров 7 и 8 и узлов пересыпки 12, 14, 15, 16 и 17, дробильного корпуса и эстакад I и II подъемов. Для зачистки дна котлованов используются бульдозеры Д-312 и экскаватор Э-153.

Объемы земляных работ по отдельным объектам топливного хозяйства приведены в табл. 13.2. В общий объем земляных работ включены объемы работ, выполняемых бульдозерами и вручную.

Рис. 13.2. Схема механизации монтажа топливного хозяйства (вариант 2)
Рис. 13.2. Схема механизации монтажа топливного хозяйства (вариант 2)
Вариант 2 (рис. 13.2). По этой схеме в отличие от варианта 1 пути под башенный кран БК-406 AM прокладываются вдоль галереи конвейеров 8 со стороны разгрузочного устройства, что дает возможность этому крану монтировать все сооружения топливоподачи. В качестве вспомогательного крана для монтажа используется один гусеничный кран СКГ-30.

Для подачи в зону действия башенного крана блоков и элементов конструкций вдоль галереи конвейеров 7 прокладывается временный железнодорожный путь. Этот путь используется для подачи конструкций разгрузочного устройства, всех галерей и узлов пересыпки. Подача конструкций наклонных эстакад и дробильного корпуса производится аналогично варианту 1.

При этом варианте порядок монтажа следующий.

1. Гусеничным краном устанавливаются фундаменты опор наклонных эстакад. Совместно башенным и гусеничным кранами монтируются опоры и пролетное строение эстакад I и II подъемов (кроме двух последних пролетов). Башенным краном монтируются конструкции дробильного корпуса.

2. Башенный кран перемещается в район подземных галерей и последовательно монтирует узлы пересыпки 12, 13 и 11, галереи конвейеров 4, 5 и 6 и разгрузочное устройство. Затем монтируются галереи 7 и 8 и узлы пересыпки 14, 15, 16 и 17.

К выходу башенного крана в районе разгрузочного устройства с помощью гусеничного крана по разгрузочному устройству должны быть выполнены монтажные работы первого этапа и произведена частичная засыпка котлована, обеспечивающая возможность прокладки путей под башенный кран.

Монтаж конструкций узла пересыпки 11 и разгрузочного устройства производится двумя кранами — башенным и гусеничным. Конструкции двух последних пролетов эстакады второго подъема монтируются аналогично варианту 1.

При схеме механизации по варианту 2 наибольший объем работ выполняется башенным краном БК-406 AM.

Рис. 13.3. Схема механизации монтажа топливного хозяйства (вариант 3)
Рис. 13.3. Схема механизации монтажа топливного хозяйства (вариант 3)
Вариант 3 (рис. 13.3). По этой схеме механизации монтажа вместо башенного крана используется козловой кран К-182 пролетом 44 м грузоподъемностью 18 т. Козловой кран монтируется с левой стороны узла пересыпки 12 и движется вдоль галерей конвейеров 7 и 8. Кроме козлового крана используются два гусеничных крана СКГ-30.

Для подачи конструкций в зону действия козлового крана вдоль галереи конвейеров 8 прокладывается временный железнодорожный путь. В зону действия гусеничных кранов конструкции подаются с помощью тягача и прицепа-тяжеловоза.

При этой схеме механизации увеличивается загрузка гусеничных кранов, с помощью которых монтируются не только конструкции дробильного корпуса, но и наклонные эстакады первого и второго подъемов.

Порядок монтажа.

1. Одним гусеничным краном монтируются фундаменты под опоры наклонных эстакад и конструкции дробильного корпуса. В это же время вторым гусеничным краном монтируются конструкции подземной части разгрузочного устройства. Совместно двумя кранами монтируются конструкции наклонных эстакад 1 и II подъемов (кроме двух последних пролетов).

2. С помощью козлового крана монтируются конструкции узлов пересыпки 12, 13, 14, 15, 16 и 17 и галерей 7 и 8. Двумя гусеничными кранами монтируются галереи конвейеров 4, 5 и 6 и узел пересыпки 11. Одним из гусеничных кранов монтируется надземная часть разгрузочного устройства.

До начала монтажа галерей 7 и 8 для возможности укладки путей под козловой кран должны быть смонтированы конструкции подземной части разгрузочного устройства и частично произведена обратная засыпка котлована. В том случае, если эти работы не будут выполнены, на участке галереи конвейеров между узлами пересыпки 13 и 14 сооружается специальная эстакада высотой до 4 м для прокладки подкранового пути.

Монтаж конструкций двух последних пролетов эстакады II подъема производится аналогично варианту 1.

Вариант 4. В отличие от рассмотренных выше вариантов в этой схеме механизации все монтажные работы выполняются тремя гусеничными кранами СКГ-30. В зону действия кранов конструкции подаются на железнодорожных платформах и с помощью тягача на прицепе-тяжеловозе.

Порядок монтажа.

1. Двумя гусеничными кранами СКГ-30 монтируются конструкции дробильного корпуса и наклонных эстакад I и II подъемов (кроме двух последних пролетов). При монтаже дробильного корпуса второй гусеничный кран используется для подачи конструкций в зону действия первого крана, находящегося в котловане. Колонны дробильного отделения монтируются без укрупнения. В это время третьим гусеничным краном монтируются конструкции подземной части разгрузочного устройства и подземной галереи конвейеров.

При монтаже наклонных эстакад при установке элементов свода кран СКГ-30 оборудуется вспомогательной стрелой длиной 21 м.

2. После окончания монтажа конструкций дробильного корпуса и наклонных эстакад всеми тремя кранами монтируются конструкции галерей и узлов пересыпки. При этом один из кранов используется для подачи конструкций в зону действия остальных кранов. Тяжелые укрупненные блоки железобетонных рам и колонн устанавливаются совместно двумя кранами.

Во всех рассмотренных вариантах предполагается, что монтаж конструкций двух последних пролетов наклонной эстакады II подъема будет производиться башенным краном, используемым при монтаже строительных конструкций главного корпуса. Монтаж конструкций главного корпуса начинается с монтажа башни пересыпки и постоянного торца котельной. Имеется в виду, что с первой стоянки башенного крана будут смонтированы и конструкции двух пролетов наклонной эстакады второго подъема. При этом подача конструкций эстакады в зону действия башенного крана будет произведена на железнодорожных платформах по пути, проложенному в котельной.

При производстве работ по всем вариантам рекомендуется совмещенный монтаж строительных конструкций и металлических конструкций под конвейеры, приводные и натяжные станции. Для Березовской ГРЭС-1 используется кран СКР-3500 для монтажа пролетов топливоподачи как I, так и II подъема.

Сопоставление вариантов монтажа конструкций сооружений топливного хозяйства приведено в табл. 13.3, из которой следует, что все рассмотренные варианты имеют удовлетворительные показатели и в определенных условиях может быть использован любой из вариантов. Однако при выборе схемы монтажа необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Рис. 13.4. График сооружения разгрузочного устройства с роторными вагоноопрокидывателями
Рис. 13.4. График сооружения разгрузочного устройства с роторными вагоноопрокидывателями
Монтаж строительных конструкций надземной части разгрузочного устройства производится после полной обратной засыпки котлована и уплотнения грунта самоходным катком.

Календарный план работ по разгрузочному устройству приведен на рис. 13.4.

Выполнение строительно-монтажных работ по возведению дробильного корпуса осуществляется в три этапа:

  • 1) разработка грунта в котловане экскаватором с драглайном емкостью 0,5 м3, зачистка дна котлована бульдозером, погрузка грунта в автосамосвалы и зачистка дна котлована вручную;
  • 2) устройство фундаментов из монолитного железобетона под дробилки;
  • 3) монтаж сборных элементов каркаса и перекрытий.
При производстве земляных работ из-за малой глубины заложения фундаментов грунтовые воды обычно отсутствуют.

Рис. 13.5. График сооружения четырехблочного дробильного корпуса с дробилками по 600 т/ч
Рис. 13.5. График сооружения четырехблочного дробильного корпуса с дробилками по 600 т/ч
Монолитные фундаменты под дробилки выполняются с несущими арматурными каркасами; бетон укладывается в опалубку при помощи вибробадьи емкостью 0,3 м3, подаваемой автокраном; уплотнение бетона производится вибраторами. Календарный план работ по дробильному корпусу приведен на рис. 13.5.

При укрупнительной сборке блока шатра эстакады топливоподачи (состоящего из панели перекрытия размером 8,2X3,0 м, массой 6,4 т и двух полусводов, в которых совмещены несущие и ограждающие конструкции) к своду приваривают конструкции верхнего пешеходного мостика, устанавливают лестничные марши, на перекрытие и свод наносят гидроизоляцию. Затем собранный блок подают в зону монтажа и устанавливают в проектное положение.

Рис. 13.6. Схема строповки монтажного блока шатра
Рис. 13.6. Схема строповки монтажного блока шатра
Подъем осуществляется траверсой, стороны которой закрепляются за торцовые ребра панели перекрытия (рис. 13.6). Захватные устройства закрепляются болтами, пропущенными через специальные отверстия. После монтажа блока захватное устройство снимается. Блоки устанавливаются в проектное положение снизу вверх, но после установки крепятся к металлическим фермам пролетных строений и соединяются между собой.

Сводчатый шатер по сравнению с каркасно-панельным обеспечивает значительную экономию материалов и затрат труда на монтаж. Уменьшение затрат труда обусловлено в первую очередь уменьшением числа монтажных подъемов (более чем в 20 раз), а следовательно, и объема крепежных работ на высоте, уменьшением длины швов, заделываемых на высоте, более чем в 3 раза, выполнением работ по гидроизоляции свода и перекрытию до монтажа, а также исключением работ по устройству утепления перекрытия и покрытия.

Трудозатраты при сводчатом шатре по сравнению с каркасно-панельным сокращаются на 40 %, количество монтажных элементов уменьшается с 7,7 до 0,33 шт. на 1 м эстакады.

Возможный порядок монтажа эстакады со сводчатым шатром из профилированного стального листа следующий:

  • монтаж стальных опор и ферм эстакады;
  • монтаж крупнопанельных плит перекрытия эстакады;
  • установка опорных рам ленточных конвейеров;
  • устройство полов;
  • установка элементов сводчатого ограждения.
Торцы укрупненного блока свода при подъеме раскрепляются монтажными распорками. После установки в проектное положение блок свода крепится к стальным пролетным строениям, поперечные швы свода уплотняются специальными жгутами. Для герметизации свода все поперечные швы закрываются нащельниками.

Как показал опыт монтажа блока 800 МВт на Славянской ГРЭС, трудозатраты на сооружение эстакады с оболочками в 2 раза меньше, чем эстакады с каркасно-панельным шатром с армопенобетонными стеновыми панелями.