Примером системы гидрозолоудаления современной ТЭС с электрофильтрами является система Рязанской ГРЭС.

Рис. 13.20. Схема внешнего гидрозолоудалення Рязанской ГРЭС
Рис. 13.20. Схема внешнего гидрозолоудалення Рязанской ГРЭС
Система гидрозолоудаления Рязанской ГРЭС запроектирована по комбинированной схеме — пневмогидравлическое шлакозолоудаление с возвратом осветленной воды на ТЭС для повторного использования. Схема предусматривает гидравлическое транспортирование шлака до багерной насосной и пневматическое транспортирование сухой золы по аэрожелобам от электрофильтров до пульпоприготовительного устройства, в котором зола смешивается с водой. Полученная пульпа с концентрацией 1,77 по каналам самотеком сбрасывается в багерную насосную. Общий вид объектов золошлакоудаления Рязанской ГРЭС приведен на рис. 13.20.

Строительство объектов гидрозолоудаления осуществляется по следующей технологии.

Выемка грунта на трассе золопроводов разрабатывается экскаватором Э-652 с погрузкой грунта на автотраспорт. Стальные золопроводы монтируются звеньями по 10—12 м, которые доставляются на автомашинах с прицепом к месту укладки, автокраном СМК-7 укладываются на опоры и после выверки свариваются и покрываются антикоррозионным покрытием.

В местах пересечения золошлакопроводов с автомобильными дорогами укладываются открытым способом стальные футляры диаметром 700 мм.

Прокладка футляров под железнодорожными путями производится двумя способами. При первом способе при прокладке футляров через несколько путей устанавливаются специальные рельсовые пакеты, после чего под полотном отрываются траншеи и с помощью крана устанавливаются футляры.

Второй способ предназначался для прокладки футляров через один железнодорожный путь и заключался в продавливашш футляра через земляное полотно с помощью бульдозера. Обратная засыпка траншей под железнодорожными путями осуществляется балластом с тщательным послойным трамбованием.

Тело дамбы золоотвала отсыпается местным суглинком. На участке дамбы между верховой и низовой упорными призмами грунт доставляется автотранспортом, а на остальные участки — бульдозерами. Разравнивание грунта производится также бульдозерами, послойное уплотнение — пневмокатком, планировка откосов — экскаватором-драглайном. Для укрепления низового откоса дамбы отсыпается слой песка толщиной 0,2 м и укладывается слой растительного грунта толщиной 1,2 м. Возведение ограждающей дамбы секции № 2 золоотвала с крутизной откоса 1:2 выполняется с отсыпкой тела плотины без обработки откосов.

Работы по возведению дамбы выполняются в следующей очередности: снятие растительного слоя грунта; устройство шахтного водосброса; послойная укладка суглинка в тело дамбы. Для удобства производства работ каждый слой разбивается на карты: на одной карте производится отсыпка и разравнивание грунта, иа другой — уплотнение грунта п т. д. (степень уплотнения устанавливается лабораторией); устройство трубчатого дренажа и дренажной канавы; устройство по мере возведения дамбы временных съездов; устройство на низовом откосе укрепляющего слоя (в два этапа). На первом этапе укрепляющий слой надвигали бульдозерами на откос снизу вверх, на втором — сверху вниз. В дальнейшем с помощью экскаватора-драглайна, оборудованного ковшом со сплошной режущей кромкой, производится планировка откоса с уложенным укрепляющим слоем.


Использование для возведения дамб грунта с территории золоотвала позволяет выполнить значительный объем работ бульдозерами, исключая необходимость устройства специального карьера, для которого потребовалось бы дополнительное изъятие земли, а также несколько увеличивает полезную емкость золоотвала за счет вынутого грунта.

Использование растительного грунта для укрепляющего слоя целесообразно во всех случаях, когда со стороны земельных органов не выдвигается при согласовании условие об использовании плодородного слоя для улучшения других земельных угодий.