Проект организации строительства содержит строительный генеральный план (строй-генплан), на котором указаны все постоянные и временные здания, сооружения и устройства, постоянные и временные железные и автомобильные дороги, подземные и наземные магистрали водо-, тепло- и электроснабжения, складские и транспортные хозяйства, временные подъезды и подходы к сооружаемым объектам, места складирования и укрупнения конструкций, изделий и оборудования,а также расположение основных строительных машин и механизмов у объектов и зоны их действия. На стройгенплане должны быть выделены объекты, сооружаемые в подготовительный период строительства. Объем работ подготовительного периода в основном определяется прокладкой временных и части постоянных железных и автомобильных дорог, инженерных сетей, объемами работ по освоению и планировке строительной площадки.

Дли приема первоочередных грузов в районе примыкания железнодорожной ветки ТЭС к магистральному железнодорожному пути в необходимых случаях организуется перевалочная база, состоящая из небольшой механизированной площадки, сооружений и зданий передвижного или сборно-разборного типа.


Развертывание строительства следует начинать с освоения и планировки строительной площадки и возведения подсобных предприятий, необходимых для сооружения объектов стройбазы. Наяример, в бетонном хозяйстве в первую очередь следует ввести в действие одну из двух бетоносмесительных установок с упрощенной схемой подачи инертных материалов и цемента.

Для обеспечения развертывания работ по строительству стройбазы и временного жилпоселка чаще всего в районе жилпоселка организуется база из передвижных временных сооружений.

Для основного периода строительства на промплощадке сооружаются строительно-монтажная база со стороны временного торца главного корпуса и отдельные временные здания, главным образом конторско-складские и бытовые, на удаленных от промплощадки объектах (гидроузел, жилпоселок).

Рис. 9.25. Схемы ввода железнодорожных путей в главный корпус
Рис. 9.25. Схемы ввода железнодорожных путей в главный корпус
Особое внимание при разработке стройген-плана обращается на проектирование железнодорожных въездов в главный корпус. В машинное отделение независимо от величины грузопотока всегда предусматривается ввод одного железнодорожного пути. Второй, обгонный путь вдоль фасадной стены машинного отделения прокладывается при строительстве электростанций с агрегатами мощностью 200—800 МВт для подачи по нему статоров генераторов и монтажа их через соответствующие проемы в фасадной стене, а также при подаче строительных конструкций и оборудования первого блока с постоянного торца (рис. 9.25). В районе золоуловителей при строительстве мощных электростанций, оборудованных электрофильтрами, обычно предусматривается самостоятельный железнодорожный путь. Этот же путь используется как обгонный для подачи строительных конструкций и оборудования первого блока с постоянного торца. Обычно количество путей, вводимых в котельное отделение, для крупных электростанций составляет 2—3 (третий путь — для пылеугольных электростанций), а для небольших 1—2.

Наиболее распространенной схемой подачи строительных конструкций и оборудования с укрупнительно-сборочных площадок в главный корпус является подача со стороны временного торца. Однако такая схема связана с задержкой начала монтажа наземных строительных конструкций и оборудования первого блока электростанции. Поэтому там, где это представляется возможным, кроме ввода железнодорожных путей с временного торца для работ по первому блоку осуществляют временный ввод в главный корпус с постоянного торца.

Компоновка зданий и сооружений строительной базы на стройгенплане должна отвечать ряду предъявляемых требований.

  • 1. Должна быть возможность правильной организации складских и укрупнительно-сборочных площадок, обеспечивающей взаимосвязь между объектами строительной базы и оптимальную подачу конструкций к месту монтажа.
  • 2. Основные сооружения строительной базы не должны размещаться на территории, занимаемой постоянными сооружениями электростанций (с учетом ее строительства на конечную мощность).
  • 3. Укрупнительно-сборочные площадки и открытые складские площадки строительных конструкций должны располагаться в одну линию вдоль железнодорожных путей, прокладываемых по этим площадкам.
  • 4. Укрупнительно-сборочные площадки оборудования и строительных конструкций должны быть параллельны друг другу.
  • 5. Укрупнительные площадки располагаются со стороны временного торца главного корпуса тремя полосами (для КЭС), параллельными его продольной оси. Две полосы предназначены для складирования и сборки технологического оборудования и одна — для строительных конструкций; для ТЭЦ — двумя полосами: одна — для складирования и сборки Технологического оборудования, вторая — Для строительных конструкций.
  • 6. Складское хозяйство, состоящее из центрального материального склада, склада оборудования и открытых складских площадок для материалов и мелкого оборудования, должно быть объединено в единую охраняемую зону.
  • 7. Склады пиломатериалов и горючесмазочных материалов следует располагать в отдалении от других зданий в соответствии с разрывами, предписываемыми противопожарными правилами.
  • 8. Передвижные котельные и электроподстанции следует располагать в центре нагрузок.

Хотя расположение укрупнительных площадок тремя полосами (для КЭС) несколько увеличивает протяженность железнодорожных путей по сравнению с двухполосным расположением (одна полоса — для технологического оборудования, вторая — для строительных конструкций), но обеспечивает сборку блоков оборудования, а также подготовку отдельных элементов к монтажу без встречных перевозок. Кроме того, при такой компоновке площадок максимально используются грузоподъемные механизмы, обеспечивается возможность подачи почти всего оборудования и крупных строительных конструкций в монтаж по железнодорожным путям и сохраняется свободная выдача порожняка. При трехполосном размещении площадок уменьшается общая длина площадок, а следовательно, уменьшается объем планировочных работ.

Большую часть строительной базы КЭС средней мощности (до 3000 МВт) занимают складские и укрупнительно-сборочные площадки, они оборудуются пятью железнодорожными путями и семью козловыми кранами грузоподъемностью до 50 т (см. рис. 9.24). Кроме козловых кранов на складских площадках работают автокраны грузоподъемностью до 16 т.

Для сокращения объема работ временные здания стремятся максимально сблокировать, однако это стремление в свою очередь обусловливает известные трудности при расположении этих зданий на генплане. Параллельно с площадкой складирования оборудования расположены объединенная мастерская тепло- и электромонтажных организаций со складами оборудования, бытовой корпус, столовая, мастерская обмуровки и теплоизоляции со складами оборудования. В следующей полосе расположены административно-бытовые помещения, корпус ремонтно-механической и арматурных мастерских с материальным складом, бетонорастворное хозяйство, автохозяйство, склад горючих и смазочных материалов.

Основные показатели стройгенплана

Площадь стройбазы, га — 24,7
Площадь складских и укрупнительно-сборочных площадок, тыс. м2 — 95,0
Протяженность временных автодорог, м — 2200
Протяженность временных железнодорожных путей, м — 5900
Протяженность подкрановых путей (две нитки), м — 3600

Для организации мастерской химических покрытий используется помещение химводо-очистки. Автодорога запроектирована между консолями козловых кранов на укрупнительно-сборочных площадках. Такое решение позволило отказаться от поперечных дорог, перерезающих укрупнительно-сборочные площадки, и сократить общую протяженность автодорог.

Временное электроснабжение осуществляется в подготовительный период от трех передвижных электростанций мощностью по 100 кВт, а в основной период строительства — от ЛЭП 110 кВ с сооружением подстанций 110/6 кВ.

Установленная мощность потребителей в подготовительный период 500 кВт, в основной — 12 000 кВт. Потребляемая мощность при коэффициенте спроса 0,5—0,6 составляет для подготовительного периода 300 кВт, а для основного — 6000 кВт. Обеспечение пусконаладочных работ по первому блоку осуществляется от резервного трансформатора собственного расхода ТЭС 110/6 кВ, который должен быть введен к началу опробования механизмов. Расход электроэнергии на 1 чел-день составляет 30 кВт-ч, энерговооруженность — 3,95 кВт на одного рабочего.

В соответствии с табелем разработана компоновка стройбазы ТЭЦ мощностью 400—800 МВт. В основу стройгенплана положен проект ТЭЦ на твердом топливе (ТЭЦ ЗИТТ) мощностью 500 МВт. Стройбаза расположена со стороны расширения ТЭЦ. Все временные здания и сооружения располагаются за пределами полосы расширения ТЭЦ. Ширина площадок определяется технологической компоновкой ТЭЦ и может составлять 400—600 м. Длина стройбазы должна быть по возможности минимальной.

Две полосы укрупнительно-складских площадок технологического оборудования и строительных конструкций (длиной 300 м каждая) размещены перед главным корпусом: площадка строительных конструкций — перед машинным залом, а технологического оборудования — перед котельной. На этих площадках складируются и укрупняются конструкции и оборудование главного корпуса и частично конструкции объектов топливоподачи. Железнодорожный путь в котельную, по которому транспортируются укрупненные блоки котлоагрегата, должен быть прямым. Конструкции вспомогательных объектов обычно завозятся и складируются непосредственно вблизи них.

Такое решение следует считать правильным, так как конструкции ОВК и служебно-бытового корпуса обычно поступают на строительство в тот период, когда укрупнительно-складские площадки и их железнодорожные пути еще не подготовлены. Конструкции этих объектов относительно легки и доставляются к месту монтажа обычным автотранспортом. При этом исключается дополнительная перевалка грузов.

Рис. 9.26. Схема стройгенплана промышленно-отопительной ТЭЦ мощностью 400—800 МВт
Рис. 9.26. Схема стройгенплана промышленно-отопительной ТЭЦ мощностью 400—800 МВт
Все здания и сооружения стройбазы (кроме конторы СУ и столовой) расположены между укрупнительно-складскими площадками и въездным железнодорожным путем на промплощадку. Такая односторонняя компоновка стройбазы наиболее целесообразна и экономична (рис. 9.26).

Освоение территории строительной базы может осуществляться отдельными зонами, начиная с въездного железнодорожнго пути. В ближайшей к этому пути зоне возводятся сооружения, которые необходимы в самом начале строительства: автохозяйство, бетонорастворное хозяйство и блок с авторемонтной мастерской, профилакторием, мастерской ОГМ, центральным материальным складом.

Следует отметить, что если генеральным подрядчиком ТЭЦ является строительная организация, целиком сооружающая промышленное предприятие, то все указанные первоочередные здания и сооружения на стройбазе ТЭЦ не возводятся, так как генподрядчик имеет свою центральную базу и располагает необходимыми ресурсами. Компоновка же остальной части стройбазы ТЭЦ остается без изменений. Схема автомобильных и железных дорог предусматривает максимальное использование постоянных дорог.

Сопоставление двух строительных баз — находящейся в эксплуатации на строительстве Ново-Иркутской ТЭЦ и разработанной в соответствии с табелем (в обоих случаях учитывалась полная сметная стоимость зданий и сооружений и не учитывались оборачиваемость и амортизационные расходы) — показало, что площадь строительной базы Ново-Иркутской ТЭЦ больше площади разработанной строительной базы на 9,7 га, или на 38%. Общая же стоимость последней на 500 тыс. руб., или на 15%, ниже общей стоимости строительной базы Ново-Иркутской ТЭЦ.