Материалы и оборудование, проходящие через склады строительства, требуют четкой организации их складирования и хранения. Своевременная подача грузов со складов к объектам имеет большое значение для экономичной и правильной организации строительства. Особое значение приобретает механизация погрузочно-разгрузочных работ, так как стоимость складских расходов, включая транспорт материалов, составляет от 18 до 28% стоимости строительства.

Складское хозяйство по зоне обслуживания и месту расположения подразделяется на перевалочную базу; складское хозяйство общепостроечного назначения; склады участков строительных, тепломонтажных и электромонтажных работ; склады предприятий стройбазы — бетонорастворного хозяйства, отдела главного механика, автохозяйства; склады сборных железобетонных и металлических конструкций; склады технологического оборудования.

Перевалочные базы организуются в начальный период, когда к территории площадки строительства не подведены железнодорожные пути. В этот период вблизи железнодорожных станций или у причалов портэз создается временная, так называемая пионерная или перевалочная, база, служащая местом кратковременного хранения грузов. Необходимость создания перевалочной базы в начальный период строительства уточняется в конкретных проектах организации строительства. Объем сооружений перевалочной базы при разработке проекта организации работ должен приниматься минимальным. На перевалочных базах размещаются следующие здания и сооружения: контора начальника, материальная кладовая, склад штучных материалов и помещение для обогрева рабочих, расположенные в отдельных инвентарных передвижных контейнерах на салазках или железнодорожном ходу; склад цемента емкостью 100 т, размещаемый в сборно-разборном здании; площадки для открытого хранения пиломатериалов, располагаемые вдоль железнодорожных путей или причалов. Грузы с перевалочной базы вывозятся на строительную площадку автотранспортом.


Складское хозяйство общепостроечного назначения для строительства ТЭС состоит обычно из склада оборудования, центрального материального склада, склада масел и красок, склада карбида и конторы.

Склад оборудования предназначается для складирования и хранения оборудования и обычно сблокирован с монтажной мастерской, но может быть расположен и в отдельном здании. Вся площадь склада по характеру складируемого оборудования разделена на пять секций. Одна секция — для хранения КИП — предусматривается утепленной. Против ворот склада расположены приемо-сортировочные площадки. Транспортирование оборудования от вагона к складу осуществляется автопогрузчиком грузоподъемностью 3 т или автокраном. Склад оборудован двумя кран-балками грузоподъемностью по 1 т и инвентарными стеллажами. Коэффициент использования полезной площадки склада 55%.

Центральный материальный склад предназначается для хранения инструмента, кабельной продукции, сантехнического, электротехнического и мелкого строительного оборудования. Склад вмещает до 1000 т материалов. Склад разделен на две секции и оборудован инвентарными стеллажами, на которых размещается 30 т материалов. Предусмотрены две приемно-сортировочные площадки, грузы к которым доставляются из вагонов автопогрузчиком грузоподъемностью 3 т.


Склад масел и красок, а также склад карбида размещаются в сборно-разборных зданиях. Номенклатура и конструкции основных складов участков строительства, а также предприятий стройбазы рассмотрены в «Табеле временных зданий и сооружений». Сведения о складах сборных железобетонных и металлических конструкций и технологического оборудования приведены в §9.10.

При организации складских хозяйств и выборе номенклатуры складов необходимо исходить из следующих основных положений.

Необходимо обеспечить сокращение числа ступеней складского хозяйства, объединяя по территориальным условиям центральные склады с приобъектными или перегрузочными. Приобъектные склады со складами специализированных и монтажных участков следует объединять, сохраняя раздельную отчетность за материалы.

Доставку массовых грузов транспортом следует производить непосредственно на объекты строительства, что сокращает число перегрузок, удешевляет транспорт и повышает сохранность материалов.

Перевалочные базы и центральный материальный склад должны находиться в ведении отдела снабжения стройуправления ТЭС, который регулирует распределение материально-технических ресурсов между всеми объектами строительства.

Технологическое оборудование должно храниться на складах, находящихся в ведении отдела оборудования дирекции строящейся ТЭС, которой поручена реализация фондов, прием и хранение оборудования. До начала поступления оборудования должно быть закончено сооружение складов, железнодорожных путей, автодорог к складам и эстакадам для разгрузки оборудования из вагонов, путей под козловые краны, путей внутри складов и от складов к основным объектам строительства (главному корпусу, ОВК, ОРУ и т.п.), а также укомплектовано оборудование для погрузочно-разгрузочных работ.

Вне зависимости от расположения приобъектные и участковые складские хозяйства должны находиться в ведении отдела снабжения стройуправления. За начальниками участков и специализированных управлений остается оперативное распоряжение ресурсами складов в пределах потребной номенклатуры.

Склады строительства ТЭС должны быть расположены вдоль железнодорожных путей и иметь возможность разгрузки из вагонов непосредственно на склад. Склады должны быть оборудованы подъездами для автомобильного транспорта и располагаться максимально близко к строящимся объектам.

Склады цемента, гипса, извести и инертных материалов должны быть расположены в непосредственной близости от бетонорастворных хозяйств.

Склады пиломатериалов, горючесмазочных веществ, карбида, взрывчатых веществ и других огнеопасных материалов должны располагаться отдельно.

Размеры складских помещений и площадок определяются нормативными запасами основных материалов и изделий. Величина этих запасов задается обычно числом дней хранения материалов, исходя из среднесуточного расхода с учетом переходящего остатка. Число дней хранения материалов на складах зависит от дальности перевозок и характера получения материалов. Для материалов, добываемых строительством при дальности перевозки 5—10 км, запас не должен превышать 8—12-дневкой потребности; запас материалов, поставляемых местной промышленностью, при дальности перевозок 10—20 км, должен создаваться на 10—15 дней; для материалов, прибывающих по железной дороге, должен создаваться запас на 20—30 дней.

Из-за неравномерности подачи материалов и темпов работ возможно накопление на складах сверхнормативных запасов, что отражается на финансовом положении строительства и может вызвать задержку оплаты счетов и поставки материалов, поэтому следует тщательно следить за тем, чтобы на складах на создавались излишние запасы материалов. Расчетный запас материалов и изделий, подлежащих хранению на складе, может быть определен по формуле:



где Р — количество материалов, подлежащих хранению; т; Q — количество материалов, требуемых для осуществления строительства в течение расчетного периода, т; k — коэффициент неравномерности поступления материалов и изделий на склады строительства, определяемый с учетом местных условий снабжения (для автомобильного и железнодорожного транспорта 1,1; для водного транспорта 1,2); Т — продолжительность расчетного периода, дни; n — норма запаса материалов, дни; k1 — коэффициент неравномерности потребления материала в течение расчетного периода (ориентировочно принимается 1,3).

Расчет емкости складов инертных материалов производится по расходу инертных материалов в смену, определяемому по формуле:



где V — расход инертных материалов в смену; м3; 0,67 — коэффициент заполнения бетоносмесителя; Vб — емкость барабана бетоносмесителя, м3; т — количество бетоносмесителей, шт.; a — число замесов в час; Т — количество часов работы в смену.

Емкость складов инертных материалов определяется как произведение потребления материалов за смену на количество смен работы в сутки и количество дней запаса. При расчете объема инертных материалов принято, что 1 м3 этих материалов состоит из 1 м3 гравия или щебня и 0,5 м3 песка.

Площадь складов определяется исходя из норм удельной нагрузки на 1 м2 и коэффициента использования складской площади р (т. е. отношения площади склада без проходов к общей площади склада).

Площадь складов определяется из выражения:



где S — потребная площадь склада, м2; q — удельная нагрузка склада (табл. 9.15), т/м2 или м32; Р — количество материалов, подлежащих хранению, т (или м3); Р — коэффициент использования складской площади, который принимается для универсальных складов 0,4—0,5; складов цемента и материалов, хранящихся в штабелях, 0,5—0,7; складов-закромов 0,7—0,9; складов-заполнителей 0,6—0,8.



Каждый склад должен иметь необходимую длину фронта разгрузки и выдачи материалов. Длина разгрузочного фронта склада определяется по формуле:



где L — длина фронта, м; n — количество прибывающих в сутки транспортных единиц; l — длина транспортной единицы, м; l1 — расстояние между транспортными единицами, м; m — число подач к складу в сутки; k — коэффициент неравномерности подачи.