При организации районной производственной комплектовочной базы (РПКБ) создаются условия производства, близкие к заводским, поэтому продукция ее не трубует выполнения на монтаже доводочных и наладочных операций. Обеспечение жилищного, электросетевого и транспортного строительства с РПКБ не предусматривается.

Рис. 9.1. Схема производственно-комплектовочной базы для строительства четырех КЭС
Рис. 9.1. Схема производственно-комплектовочной базы для строительства четырех КЭС
Создание РПКБ позволяет обеспечить долгосрочный поток по строительству ТЭС и строительство электростанций ускоренными темпами. Экономический эффект от создания РПКБ, например при строительстве четырех ГРЭС южного промузла КАТЭК, составит: снижение капитальных вложений в строительство электростанций на 9,8 млн. руб.; снижение капитальных вложений в жилищное строительство на 5,9 млн. руб.; снижение капитальных вложений в основные фонды строительства на 28,9 млн. руб.; снижение себестоимости строительства на 12, 3 млн. руб.; эффект от использования основных фондов РПКБ после окончания строительства (окончания расчетного периода) 24,7 млн. руб.

В состав РПКБ (рис. 9. 1) входят следующие производства, выпускающие продукцию:

  • управление производственно-технологической комплектации (УПТК); база управления механизации; база управления малой механизации; управление транспорта; база тепломонтажных работ; база изоляционных работ, база электромонтажных работ; база специальных работ; центральная котельная;
  • производства, не выпускающие продукцию: пожарное депо; административный корпус с лабораторией и АТС; складское хозяйство; объекты энергетического хозяйства и связи; железные и автомобильные дороги; сети электрические, водопроводные, канализации, теплоснабжения и газификации; объекты по обслуживанию работающего персонала: поликлиника; прачечная; столовые.
Для всех производств на территории базы созданы единые обслуживающие хозяйства: автотранспортное; склады материально-технического снабжения; энергетическое; ремонтное; обслуживания железнодорожного транспорта.

Потребность в воде на производственные нужды удовлетворяется из водохранилища ТЭС. Для этих целей на подводящем канале устраивается насосная станция производственного водоснабжения I подъема которая забирает воду из канала и по напорному водоводу подает на площадку РПКБ в резервуары запаса воды. Для создания необходимых напоров на площадках РПКБ сооружается насосная станция II подъема, которая забирает воду из резервуаров запаса воды и подает по водоводам на производства. На хозяйственно-питьевые и противопожарные нужды вода подается от местных сетей водоснабжения. Теплоснабжение РПКБ предусматривается от собственной котельной. Внешнее электроснабжение обеспечивается от подстанции строительства ТЭС 110/10 кВ мощностью двух трансформаторов 63000 кВ·А. Распределение энергии осуществляется по воздушно-кабельным сетям 10 и 0,4 кВ. Снабжение сжатым воздухом осуществляется от собственной компрессорной.

Варианты РПКБ для строительства КЭС КАТЭК

Состав, мощность и размещение базы определены из условия, что РПКБ предназначено для обеспечения строительства четырех КЭС южного промузла КАТЭК.

Институтом Оргэнергострой рассмотрены варианты размещения РПКБ, причем во всех вариантах поступление грузов на РПКБ и на строительство ТЭС осуществляется через станцию железной дороги (сортировочная станция).

Вариант 1. База размещается на единой площадке, непосредственно примыкающей к застройке города.

Временные стройбазы на ГРЭС при этом варианте имеют минимальный объем (табл. 9.3). Расстояние от железнодорожной станции до РПКБ составляет 9 км.



Основными достоинствами варианта являются исключение дальних перевозок работников базы и создание благоприятных условий строительства РПКБ в непосредственной близости от жилого поселка и пионерной базы. Выбранная площадка занимает 192 га (119,5 га — малоценные пахотные земли). База кооперируется с расположенными на этой территории предприятием но ремонту энергетического оборудования и заводом крупнопанельного домостроения. Теплоснабжение, водоснабжение и канализация решаются кооперирование с городом.

Недостаток варианта — необходимость перевозки крупных блоков габаритами 54X14X8 м по автомобильным дорогам общего пользования.

Вариант 2. База размещается на двух площадках. Одна часть — строительная база — остается на площадке у города. Другая часть — монтажная база — размещается на площадке, непосредственно примыкающей к Березовской ГРЭС-1. На эту же площадку переносятся складирование и укрупнительная сборка строительных конструкций.

Основное достоинство варианта заключается в упрощении организации грузовых перевозок на строительстве ГРЭС-1. Однако это упрощение достигается за счет необходимости дополнительных пассажирских перевозок 4 тыс. чел. в течение всего периода строительства ГРЭС комплекса и позднее, когда на основе монтажной базы будет создано предприятие стройиндустрии. Кроме того, требуется дублирование на двух площадках объектов газового хозяйства, электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации, медицинского обслуживания. За счет этого увеличиваются общая численность работающих на базе и ее стоимость. Увеличивается протяженность автомобильных дорог (на 6 км) и всех коммуникаций.


При размещении базы на двух площадках, одна из которых значительно удалена от города, затрудняется организация и увеличивается объем работ подготовительного периода. Фактически необходимо создать две крупные самостоятельные базы на обособленных площадках. Проблемы организации грузовых перевозок при этом не исключаются, они лишь отодвигаются по времени до начала строительства ГРЭС-2. Расстояние до монтажной базы от железнодорожной станции составит по железной дороге 18 км. Расстояние по автодороге от первоочередного микрорайона 12,5 км. Общая занимаемая площадь 202 га. Количество занимаемых пахотных земель 110 га.

Недостатком варианта является то, что грузопотоки с двух баз распыляются по разным дорогам, что увеличивает протяженность новых транспортных магистралей, необходимых для строительства ГРЭС.

Состав базы усложняется за счет дублирования. Возникает нерациональная схема железнодорожных маневровых работ на монтажной базе. С монтажной базой технологически связан проектируемый завод КВОиТ. Размещение завода в отрыве от монтажной базы приведет к дублированию вспомогательных служб и обмуровочно-изоляционного производства.

Вариант 3. База размещается на единой площадке в городе. Для упрощения организации перевозок крупногабаритные блоки строительных конструкций доукрупняются на временных площадках при ГРЭС. Складирование конструкций и основной объем работ по их сборке и подготовке к монтажу выполняются на РПКБ. В этом случае сохраняется необходимость перевозки по автодорогам блоков котла с габаритами 40x6x6 м.

Состав базы в городе сохраняется по варианту I без каких-либо изменений. Объемы пассажирских перевозок практически одинаковы с вариантом I.

Вариант 4. Для полного исключения перевозок крупногабаритных блоков складирование и укрупни-тельная сборка оборудования и строительных конструкций производятся на временных стройбазах, создаваемых на каждой ГРЭС.

Центральный склад оборудования не создается. Не создается единая РПБК для тепломонтажных, обмуро-вочных, изоляционных и противокоррозионных работ. База электромонтажных работ создается в упрощенном виде без сборки крупных блоков оборудования. При этом варианте состав временных стройбаз на ГРЭС значительно усложняется и крупные специализированные субподрядные подразделения с годовым объемом работ от 11 до 40 млн. руб. лишаются постоянной базы. Объемы пассажирских перевозок значительно увеличиваются за счет увеличения численности работающих на стройплощадках.

Вариант 5. Районная база не создается. Строительство осуществляется с использованием традиционных временных стройбаз на каждой ГРЭС. Этот вариант рассматривался как исходный для определения технико-экономической эффективности создания РПКБ. Вариант чисто условный, так как временные стройбазы не исключают необходимости создания постоянной производственной комплектовочной базы новой подрядной организации.

Объем пассажирских перевозок увеличивается на 11—12 тыс. чел. по сравнению с вариантом I.

Предмонтажная подготовка строительных конструкций и оборудования

К предмонтажной подготовке строительных конструкций относятся:

  • приемка строительных конструкций и оборудования, складирование и сортировка их по объектам, маркам и очередности монтажа; осмотр и устранение выявленных повреждений;
  • подготовка к монтажу с очисткой от грязи и ржавчины;
  • укрупнение, окраска, нанесение рисок, обозначение мест строповки и центров тяжести;
  • оснащение монтажными приспособлениями (подмостями, лестницами);
  • погрузка на транспортные средства в очередности, установленной ППР для подачи в монтаж.
Укрупнение заключается в сборке из заводских отправочных марок укрупненных монтажных элементов или блоков. Для большей части сборных железобетонных конструкций заводская готовность достаточна для их монтажа. Однако для железобетонных каркасов и металлических конструкций каркасов требуется предмонтажная подготовка, так как при любой степени заводской готовности необходимо обеспечить дополнительно «монтажную готовность» укрупненных блоков.

С точки зрения технологии возможны два принципиально различных подхода: выполнение предмонтажной подготовки на временных площадках при каждой ТЭС в построечных условиях силами монтажных участков и выполнение предмонтажной подготовки для всех монтажных участков на районной базе силами специального подразделения УПТК.

Ко второму подходу относится также до-укрупнение готовых монтажных элементов в крупные пространственные блоки в специальной зоне на строительной площадке. Такое доукрупнение следует считать монтажом, который производится на земле в целях упрощения условий монтажа и уменьшения количества подъемов. Второй подход дает возможность повысить производительность труда рабочих, занятых на предмонтажной подготовке, за счет их специализации, повторяемости операций, лучшей технической оснащенности. При этом на РКПБ можно организовать круглогодичную окончательную окраску металлоконструкций. В построечных условиях окраска производится после монтажа.

Технологическое оборудование можно разделить на три группы: отправочные единицы особо большой массы, подаваемые с завода непосредственно в монтаж; тяжеловесные отправочные единицы, не требующие ревизии и сборки; оборудование, требующее ревизии, сборки в монтажные блоки, изоляции либо другой предмонтажной подготовки, выполняемой силами специального участка в построечных условиях либо на РПКБ.

Рассмотрены пять вариантов предмонтажной подготовки строительных конструкций и оборудования.

Вариант 1. Укрупнительная сборка строительных конструкций и оборудования производится на РПКБ. Полностью подготовленные к монтажу блоки подаются непосредственно к монтажному крану. Подготовка к монтажу строительных конструкций, не требующих укрупнения (обеспечение монтажной готовности), также производится на базе. Сборный железобетон и оборудование, не требующие предмонтажной подготовки, завозятся от поставщиков непосредственно на каждую ТЭС и складируются на временных складских площадках.

Вариант 2. Для упрощения транспортных связей в период строительства первой КЭС монтажная база, на которой выполняется предмонтажная подготовка оборудования и конструкций, переносится на площадку КЭС № 1. Заложенные в первом варианте принципы монтажа и назначение РПКБ сохраняются.

Вариант 3. Для упрощения организации перевозок в период строительства КЭС № 2, 3 и 4 доукрупнение конструкций в блоки больших габаритов производится на стройбазах КЭС из монтажных элементов, подготовленных на РПКБ. Предмонтажная подготовка оборудования производится полностью на РПКБ.

Варианты 4 и 5. Предмонтажная подготовка конструкций и оборудования производится в построечных условиях на временных стройбазах при КЭС.

По вариантам 1, 2 и 3 принято одинаковое решение о доставке 30 % сборного железобетона транзитом на КЭС, минуя РПКБ. Складирование сборного железобетона и его подготовку к монтажу без существенного изменения технологии и трудозатрат можно производить на стройбазах КЭС. Приемка 70 % конструкций на центральном складе улучшает условия комплектования, обеспечивает снижение текущих запасов, затрат на устройство и содержание складских площадок. Приемка 30 % конструкций на стройбазах при КЭС обусловлена частичным снижением затрат на перевозку грузов. Увеличение при этом затрат на устройство и содержание дополнительных складских площадок меньше, чем экономия на перевозках.

Анализ результатов сравнения капитальных вложений и стоимости перевозок по вариантам (табл. 9.4 и 9.5) показывает, что наиболее экономичным является вариант 1 размещения РПКБ на единой площадке. Вариант 3 с укрупнением части строительных конструкций на стройбазах'при КЭС, не уменьшая стоимости РПКБ, увеличивает затраты на стройбазы. Положительным в этом варианте является упрощение организации перевозок крупногабаритных блоков.





Вариант 4 с отказом от монтажной базы и перенесением складирования и сборки оборудования и конструкций на стройбазы КЭС дороже как по капитальным вложениям, так и по стоимости перевозок и значительно ухудшает условия строительства. Вариант 2 с размещением РПКБ на двух площадках при сохранении ее состава и функций также повышает стоимость перевозок и капитальных вложений.

Все варианты по сравнению с вариантом 1 дают удорожание и по стоимости строительно-монтажных работ (в общей сумме капитальных вложений).

Анализ расположения ТЭС и АЭС показал, что РПКБ целесообразно создавать в европейской части, так чтобы они могли обслуживать не только строительство АЭС, но и намечаемые к строительству в этой зоне КЭС и ТЭЦ; на Урале целесообразно создать одну базу с использованием стройбазы Рефтинской ГРЭС, в Красноярском крае — две базы: для южного и северного промузлов КЭС Канско-Ачинского комплекса, в Казахстане — одну базу для КЭС Экибастузского комплекса.