Устройство временных торцевых стен в главном корпусе обусловлено строительством и вводом электростанций в эксплуатацию отдельными блоками.

Конструкции передвижных торцевых стен машинного и котельного отделений позволяют с минимальной разборкой производить их передвижение. Каркас таких стен выполняется из металлоконструкций, стеновое заполнение — из легких щитов с эффективным утеплителем. Для передвижения стены используется, как правило, эксплуатационный мостовой кран.

Рис. 4.19. Унифицированный каркас передвижной торцевой стены машинного отделения
Рис. 4.19. Унифицированный каркас передвижной торцевой стены машинного отделения
В передвижной стене машинного отделения каркас и стеновые панели подвешиваются к пространственной ферме, снабженной тележкой, которая может передвигаться по подкрановым путям (рис. 4.19). Торцевая стена в пределах колонн и ферм покрытия выполняется непередвнжной, из сборно-разборных конструкций. Для перемещения стены в любое время года на новой ее стоянке заблаговременно монтируется непередвижная часть, для чего изготавливаются два комплекта ее элементов. Торцевая стена машинного отделения для расширения прохода над фундаментом турбоагрегата выполняется с отворачиваемой ниже отметки 12,5 м частью по всей ширине стены.

В торцевой стене котельного отделения для крупноразмерных блоков котла предусмотрен монтажный проем размером 18X14 м. Этот проем перекрывается одним поднимаемым вверх стеновым блоком.

Торцевые стены бункерной и деаэраторной выполняются сборно-разборными из укрупненных монтажных стеновых блоков. Элементы этой стены изготавливаются в двух комплектах.

В проекте передвижных торцевых стен учтены особенности установки на кратковременной и длительной стоянках. Длительная стоянка отличается от кратковременной закрытием колонн, ферм и парапета металлическими стеновыми панелями. При кратковременной стоянке указанные участки закрываются временными деревянными щитами.

Пространственная ферма, опирающаяся на подкрановые балки, воспринимает всю нагрузку от передвижной части стены и ветровую нагрузку части ее поверхности. Ферма опирается на подкрановые пути через тележки (типа крановых). К пространственной ферме подвешивается стальной каркас передвижной части стены, на который навешиваются стеновые утепленные металлические панели шириной 3 м и высотой до 12 м, обычно применяемые в ограждениях главного корпуса. Передача нагрузки на ферму осуществляется через подвески, которые закреплены шарнирно на мостовой ферме, так что при передвижении стена может поворачиваться на угол до Т. Подвески соединены между собой горизонтальными пространственными фермами, передающими нагрузку от стеновых панелей на подвески. Внизу подвески шарнирно прикреплены к полу. Для уменьшения усилий от ветровой нагрузки предусмотрены горизонтальные ветровые фермы, передающие нагрузку на колонны каркаса здания ТЭС. Концы ветровой фермы на шарнире поворачиваются для перемещения стены на новое место.


В проекте проведена сквозная унификация элементов каркаса стен для применения во всех поперечниках главных корпусов. Это касается всех элементов и передвижной, и сборно-разборной частей стены. Масса каркаса передвижной стены машинного отделения пролетом 45 м составляет 58.4 т, стеновых панелей — 55,6 т. Общая стоимость 40,3 тыс. руб.

Подвески, мостовые и ветровые фермы изготавливают из стали марки 10Г2С1. Фасонные детали всех ферм и решетки мостовой фермы, а также другие элементы передвижной части торца запроектированы из углеродистой стали для сварных конструкций марки ВСт3сп5. Металлические конструкции фахверка, переносных частей и стеновых металлических панелей выполняются из углеродистой стали для сварных конструкций марки ВСт3кп2.

Щиты с деревянным каркасом обшиваются листами оцинкованной стали толщиной 0,4 мм с минераловатным утеплителем на фенольной связке.

На некоторых ТЭС для заполнения передвижных торцевых стен применяются алюминиевые панели, которые позволяют снизить массу передвижного торца главного корпуса примерно на 110 т, или на 30% общей массы стены, в том числе на 55 т за счет уменьшения массы стальных конструкций каркаса. Однако, учитывая дефицитность алюминия, основным решением следует считать выполнение стеновых панелей из профилированного стального листа с вертикальным членением.