Применение малогабаритных котлов, укрупнение оборудования и упрощение технологических схем позволили значительно упростить здание и по сравнению с традиционным многопролетным зданием свести к минимуму типоразмеры строительных конструкций. Весь главный корпус набирается из пяти типов строительно-технологических секций.
Каркас главного корпуса — стальной, для стен и кровельного покрытия приняты панели из профилированного стального листа и эффективного утеплителя — минераловатных плит для стен и пенополистирола для кровли. Для увеличения жесткости поперечника узел сопряжения колонн с фермой принят рамным.
Опыт проектирования и строительства Ростовской ТЭЦ-2 свидетельствует о том, что несмотря на достигнутые высокие технико-экономические показатели, имеются резервы для их улучшения. Проработка показала целесообразность поперечной установки турбоагрегатов ПТ-80, Т-100 и Р-50 в здании пролетом 57 м при шаге технологической ячейки 24 м. В таком здании можно устанавливать также турбоагрегаты ПТ-135, Р-100 и Т-175 при продольном расположении в ячейке шириной соответственно 36, 36 и 48 м с малогабаритными котлами паропроизводительностью 800 т/ч.
Однопролетный главный корпус можно сооружать и для ТЭЦ, работающих на твердом топливе. При этом к ряду Б главного корпуса следует пристраивать бункерную этажерку пролетом 12 м. Таким образом достигается унификация компоновки главного корпуса с малогабаритными котлами для всех видов топлива. Технико-экономические показатели главного корпуса Ростовской ТЭЦ-2 в сопоставлении с другими типами ТЭЦ приведены в табл. 3.10.
Наряду с единым поперечником для энергетической части и вспомогательных помещений возможна компоновка, при которой вспомогательные помещения размещаются в пристройке к главному корпусу с необходимыми габаритами. Такое решение позволяет уменьшить строительный объем, но увеличивает количество типоразмеров конструкций.
Технико-экономические показатели по главному корпусу Таллинской ТЭЦ-2 без учета пролетов, занятых вспомогательными помещениями, даны в табл. 3.10.
Ширина всех секций, кроме секции временного торца, 24 м, ширина секции временного торца 12 м. Проект ТЭЦ предусматривает максимальное укрупнение узлов в полностью подготовленные к монтажу блоки, в состав которых входят оборудование, трубопроводы, подогнанная и испытанная арматура. Головным объектом, на котором применен серийный проект, являлась Минская ТЭЦ-4.
Здание главного корпуса запроектировано без подвала. В машинном отделении принята сплошная монолитная железобетонная плита толщиной 0,5 м (силовой пол), бетонируемая по песчаной подготовке. Каркас принят стальным, кровельное покрытие — из панелей с профилированным стальным листом, стены — из керамзитобетонных панелей. Основным конструктивным отличием проекта ТЭЦ ЗИГМ от ТЭЦ 67-68, Таллинской ТЭЦ-2 и других является встройка деаэраторного отделения в котельную в отличие от обычно выполняемой деаэраторной этажерки с рамными узлами. Принцип секционности и агрегатирования, принятый в этом проекте, может быть заложен и в другие компоновки ТЭЦ. Технико-экономические показатели главного корпуса ТЭЦ ЗИГМ даны в табл. 3.10
Главный корпус пылеугольной ТЭЦЗИТТ. По аналогии с проектом ТЭЦ ЗИГМ в основу серийного проекта ТЭЦ ЗИТТ (ТЭЦ заводского изготовления, на твердом топливе) положен принцип многократного применения строительно-технологических секций. Следует отметить, что разработка проекта ТЭЦ ЗИТТ осложняется различием физико-химических свойств углей и связанной с этим необходимостью применения котлов различных типов, отличающихся схемами пылеприготовления и пылеулавливания, а также отсутствием унифицированных решений котлов.
В качестве основного оборудования приняты унифицированный газоплотный котел БКЗ-420-140 паропроизводительностью 420 т/ч в двух модификациях с твердым и жидким шлакоудалением и турбины ПТ-80, ПТ-135, Т-110, Т-175, Р-50 и Р-100. Для обеспечения ремонтов котлов принята ширина ячейки 30 м. Для турбин ПТ-135, Т-175 и Р-100 используется дубль-блочная схема котлов. Длина строительно-технологических секций в проекте ТЭЦ ЗИТТ составляет (м):
Секция постоянного торца | 2Х12=24 |
Секция временного торца | 1X12=12 |
Доборочная секция | 1x12=12 |
Котлотурбннные секции: | |
нечетные ПТ-80, Т-110, Р-50 | 3x12=36 |
четные ПТ-80, Т-110, Р-50 | 2x12=24 |
ПТ-135, Т-175, Р-100 | 5X12=60 |

Главный корпус газомазутной ТЭЦ с блоками 250 МВт. В главном корпусе Киевской ТЭЦ-6 устанавливаются турбоагрегаты Т-250/300-240-2 и энергетические котлы паропроизводительностью 1000 т/ч. Машинное отделение пролетом 54 м обслуживается двумя кранами грузоподъемностью 125/20 т. Конденсационный пол поднят на 4,5 м по отношению к полу котельного отделения (рис. 3.24). Деаэраторное отделение размещается на этажерке между машинным и котельным отделениями. На отметках 0,00; 4,5 и 9,3 м размещены кабельные помещения и помещения распределительных устройств. На отметке обслуживания размещаются блочные и центральный щиты управления. Технологические трубопроводы прокладываются на отметке 18,9 м. Деаэраторы и кондиционеры устанавливаются на отметке 26,1 м.
В проекте Киевской ТЭЦ-6 каркас выполнен из брусковых конструкций, стеновые и кровельные панели — из профилированного стального листа. Технико-экономические показатели даны в табл. 3.11.
В сопоставляемых проектах приняты котлы с камерной топкой за исключением проекта Ростовской ТЭЦ-2, где используются малогабаритные котлы, что Является характерной особенностью данного проекта. В проекте Ростовской ТЭЦ-2 принята продольная установка турбоагрегатов в отличие от модернизированного проекта, где принята поперечная установка и длина технологической секции уменьшается с 36 до 24 м.
Учитывая, что сопоставляемые проекты выполнены с некоторыми различиями в исходных данных, не вытекающими из специфики данного проекта, в табл. ЗЛО помимо натуральных показателей по реальным проектам даны показатели, приведенные к сопоставимым условиям. Во всех проектах (кроме Ростовских ТЭЦ) приняты одинаковыми высота котельного и машинного отделений, стеновые ограждения — из керамзитобетонных панелей, щелевой фонарь, стальные конструкции — из низколегированной стали и др. Во всех главных корпусах принят металлический каркас. Для оценки влияния конструктивной схемы на массу каркаса в таблице приведена масса стального каркаса (колонны, ригели, распорки и связи по колоннам) для всех сопоставляемых проектов. Наибольшую массу каркаса имеет ТЭЦ ЗИГМ, что объясняется устройством встроенной деаэраторной этажерки, не входящей в состав каркаса и не участвующей в создании жесткости каркаса. Как следует из табл. 3.10, наиболее экономичными проектами являются проекты модернизации Ростовской ТЭЦ-2 и Таллинской ТЭЦ-2.