Производительность землеройно-транспортных и профилировочных машин в общем виде выражается:



где П — производительность, м3/ч; n — число рабочих циклов за 1 ч; q — объем грунта, перемещаемого за один цикл, м3.

Различают теоретическую, техническую и эксплуатационную производительность машин. Теоретическая производительность землеройной машины представляй собой производительность, обеспечиваемую конструктивными возможностями машин при непрерывной ее работе:



где По — теоретическая производительность, м3/ч; n — число циклов в 1 мин, определяется для нормальны условий работы (нормальная высота забоя, средняя расчетная скорость каната, угол поворота платформы 90°, выгрузка в отвал); q — геометрическая емкость ковша, м3.

Для средних условий работы значения и могут быть приняты по табл. 8.16.



Техническая производительность учитывает кроме технических возможностей машины конкретные условия, определяющие производительность за 1 ч непрерывной работы, и определяется по формуле:



где Пт — техническая производительность, м3/ч; По — теоретическая производительность, м3/ч; kг — коэффициент влияния грунта, зависящий от степени наполнения ковша и качества грунта (по табл. 8.17); kц — коэффициент продолжительности цикла в данных условиях, kц=nт/n (nт — число циклов в данных условиях, п — теоретическое число циклов).



Эксплуатационная производительность зависит от использования машины по времени с учетом неизбежных в процессе работы простоев (техническое обслуживание, простои по организационным причинам, передвижка машин, подготовка забоя и т. п.).

Эксплуатационная производительность подсчитывается по формуле:



где Пэ — эксплуатационная производительность, м3/ч; Пт — техническая производительность, м3/ч; kв — коэффициент использования по времени в течение смены (принимается для экскаватора 0,75 при работе в транспорт и 0,9 при работе в отвал).

Эксплуатационная производительность многоковшового экскаватора может быть определена по формуле:



где Пэ — эксплуатационная производительность, м3/ч; q — емкость ковша, v — скорость движения ковшей, м/с; t — шаг ковша, м; kн — коэффициент наполнения ковшей (в среднем 0,8—0,9); kр — коэффициент, учитывающий разрыхление грунта (принимается 0,7—0,9); kв — коэффициент использования экскаватора по времени (при хорошей организации работ 0,8—0,9).

Эксплуатационная производительность скрепера, работающего по замкнутому циклу, определяется по формуле:



где Пс — эксплуатационная производительность, м3/ч; Vс — геометрическая емкость ковша скрепера, м3; t — время одного цикла, мин; kн — коэффициент наполнения ковша (в среднем 0,8—1); kр — коэффициент, учитывающий разрыхление грунта (принимается 0,7—0,9); kв — коэффициент использования скрепера по времени (принимается 0,8—0,9).

Время одного цикла, мин, определяется по формуле:



где tн — время наполнения ковша, мин:



где Lн=25?45 м — длина пути набора грунта; vн — скорость перемещения скрепера при наборе грунта (обычно на 1-й или 2-й передаче трактора), м/мин: tр — время разгрузки скрепера, мин:



где Lр=15?20 м — длина пути, проходимого скрепером при разгрузке; vр — скорость перемещения скрепера при разгрузке (обычно на 2-й или 3-й передаче трактора), м/мин; Lr — длина пути груженого хода, м; vr — скорость перемещения груженого скрепера (обычно на 3-й или 4-й передаче трактора), м/мин; Ln — длина пути порожнего хода, м; vп — скорость перемещения порожнего скрепера (обычно на 3-й или 4-й передаче трактора), м/мин.

Эксплуатационная производительность бульдозера в зависимости от характера выполняемой им работы определяется по одной из следующих формул.

а) При резании и перемещении грунта на расстояние свыше 50 м (обратное движение осуществляется передним ходом) отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси трактора (?=90°), производительность бульдозера определяется по формуле:



где Па — эксплуатационная производительность, м3/ч; V — объем грунта, перемещаемого бульдозером за один рабочий цикл, м3:



где l — длина отвала, м; а — высота отвала по хорде, м; ? — коэффициент потери грунта, равной (j—0,005) kр — коэффициент разрыхления грунта (принимается 1,25—1,30); ? — угол естественного откоса грунта; kв — коэффициент использования бульдозера по времени (принимается 0,85—0,9); 7 — время одного цикла, мин.

Время одного цикла бульдозера, мин, определяется по формуле:



где Lн — длина пути набора грунта (резания), м; Lп — длина пути перемещения грунта, м; Lx — длина пути холостого хода, м; vн — скорость движения трактора при резании грунта (обычно на 1-й передаче), м/мин; vп — скорость движения трактора при перемещении грунта (обычно на 2-й передаче), м/мин; vx — скорость холостого хода трактора (обычно на 3-й передаче), м/мин; tо — время на опускание ножа (принимается 0,1 мин); tпов — время на поворот бульдозера (принимается 0,15—0,20 мин); tск — время на переключение скоростей (принимается 0,1 мин).

При дальности перемещения менее 50 м, когда бульдозер проходит обратный путь задним ходом, в формулу производительности вместо vx подставляют скорость заднего хода трактора, вместо tпов — время на перемену направления движения (tн=0,1 мин).

б) При разравнивании выгруженного из транспортных средств грунта отвалом, установленным под углом а к направлению движения (рабочий ход двусторонний), производительность бульдозера определяется по формуле:



где Пэ — эксплуатационная производительность, м3/ч; L — длина рабочего хода бульдозера (длина фронта работ), м; l — длина отвала, м; а — величина перекрытия проходов (принимается 0,2—0,3 м); vп — скорость движения трактора при перемещении грунта, м/мин; ? — угол отвала к продольной оси трактора; tп — время на перемену направления движения (принимается 0,1 мин); kв — коэффициент использования по времени (принимается 0,85—0,9).

Эксплуатационная сменная производительность грейдера и автогрейдера в зависимости от характера выполняемых работ определяется по формулам:

а) при постройке земляного полотна:



где Пэ — эксплуатационная производительность, км/смену; n — общее число двусторонних проходов, необходимых для профилирования полотна, в том числе n1, n2, n3 — количество проходов, совершаемых на 1-й, 2-й и 3-й передачах трактора (число проходов может быть определено по схеме профилирования дороги); v1, v2, v3 — скорости работы на 1-й, 2-й и 3-й передачах трактора, км/ч; tпов — время, затрачиваемое на поворот машины в конце участка, ч (для грейдера 0,023 ч, для автогрейдера 0,01 ч); Т — продолжительность смены, ч; kв — коэффициент использования по времени (принимается 0,85—0,9);

б) при ремонте земляного полотна:



где Пэ — эксплуатационная производительность, км/смену; l — длина отвала автогрейдера, м; v — рабочая скорость, зависящая от характера выполняемой работы (2-я и 3-я передачи), км/ч; ? — угол захвата при производстве ремонтных работ (принимается 45°); b — ширина земляного полотна, м; n — число проходов по одному месту, необходимых для восстановления профиля (в зависимости от состояния дороги — от 1 до 4 раз); ? — коэффициент перекрытия проходов (принимается 1,1); T — продолжительность смены, ч; kв — коэффициент использования по времени (принимается 0,5—0,9).

Производительность кранов определяется по формуле:



где Пэ — эксплуатационная производительность, т/ч; Q — наибольшая грузоподъемность крана на заданном вылете, т; К1 — коэффициент использования крана по грузоподъемности (по табл. 8.18); K2 — коэффициент использования крана по времени (по табл. 8.18); n — наибольшее число циклов за 1 ч (по технической характеристике крана).



Эксплуатационная производительность подъемников определяется по приведенной формуле для кранов, но значения коэффициентов K1 и К2 принимаются по табл. 8.19.



Эксплуатационная производительность ленточного конвейера при перемещении сыпучих грузов в горизонтальном направлении определяется по формулам:

при плоской ленте


при желобчатой ленте


где Vэ — эксплуатационная производительность в объемных единицах, м/ч; Qэ — эксплуатационная производительность в весовых единицах, т/ч; b — ширина ленты конвейера, м; v — скорость движения ленты (по технической характеристике конвейера), м/с; ? — плотность перемещаемого материала, т/м3.

При транспортировании бетона производительность конвейера уменьшается примерно на 40%. При установке конвейера в наклонном положении производительность снижается в зависимости от угла наклона (табл. 8.20).



Производительность бетономесителей определяется по формуле:



где Пэ — эксплуатационная производительность, м3/ч; Vб — емкость смесительного барабана, л; f — коэффициент выхода готовой бетонной смеси или раствора (принимается 0,67); n — число замесов (20—36 в зависимости от емкости барабана), замесов/ч.

Определение потребности в землеройных машинах

В качестве примера приведено определение потребности в землеройных машинах при сооружении КЭС с объемами земляных работ, принимаемыми по объемам работ, устанавливаемым для второго года строительства и являющимися максимальными за весь период: объем выемки — 1527 тыс. м3, объем насыпи — 950 тыс. м3.

Для строительства тепловых электростанций характерно следующее распределение выполнения объемов земляных работ различными механизмами, %:

Экскаваторы с ковшом емкостью до 0,25 м3 — 1,4
Экскаваторы с ковшом емкостью свыше 0,25 м3 — 57,4
Скреперы — 3
Бульдозеры — 38
Автогрейдеры — 0,2

Производительность землеройных машин может быть принята по средней годовой выработке машин (табл. 8.21).



Объем грунта, подлежащего разработке экскаваторами с ковшами емкостью до 0,25 м3, 1527000·0,014=15270 м3.

Требуемая суммарная емкость ковшей определяется ориентировочно, так как выработка для экскаваторов с емкостью ковшей 0,25 м3 и ниже не нормируется: 15270:12500=1,02.

Общее количество экскаваторов с ковшом емкостью 0,25 м3 1,02:0,25=4 шт.

Объем грунта, подлежащего разработке экскаваторами с ковшами емкостью свыше 0,25 м3, 1527000·0,574 = 876500 м3.

Требуемая суммарная емкость ковшей 876500:113000=8 м3.

Кроме того, из общего количества насыпи условно принимаем, что экскаваторной переработке подлежит дополнительно 40%, т. е. 350000 м3. Дополнительная потребная емкость ковшей составит 350000:113000=3,0 м3.

Общая требуемая емкость ковшей экскаваторов свыше 0,25 м3 составит 8+3=11 м3.

Общее количество экскаваторов с ковшом емкостью 1 м3 — 6 шт. и с ковшом емкостью 0,65 м3 — 8 шт.

Для многоковшовых экскаваторов занятых на рытье траншей, выработка в Минэнерго СССР не нормируется. Количество многоковшовых экскаваторов принимается по нормам Госстроя СССР. Так, для многоковшового экскаватора принимается выработка 20000 м3 в год на 1 экскаватор с суммарной емкостью ковшей 45,8 м3. Количество экскаваторов подсчитывается по объемам работ, определяемых ППР.

Объем грунта, разрабатываемого скреперами, 1527000·0,03 = 45810 м3.

Потребная емкость ковшей скреперов 45810:8600=13 м3.

Количество скреперов при емкости ковша 9,0 м3 13:9=1,5?2 шт.

Объем грунта, разрабатываемого бульдозерами, 1527000·0,38=580000 м3.

Требуемое количество бульдозеров 580000:42000=14 шт.

Кроме того, для переработки насыпи необходимо следующее количество бульдозеров: 950000:42000=22 шт.


Общая потребность в бульдозерах 14+22=36 шт.

В соответствии с проектами организации земляных работ основными механизмами на строительствах тепловых электростанций являются экскаваторы Э-1011 с емкостью ковша 1,0 м3, Э-1252 с емкостью ковша 1,25 м3 и экскаваторы Э-04321, Э-04121, Э-652 с емкостью ковша 0,65 м3. Этими экскаваторами разрабатываются котлованы под главный корпус, сооружения гидроузла, подводящие и отводящие каналы.

Экскаваторы с емкостью ковша 0,25 м3 и меньше применяются для рытья котлованов и траншей с небольшими объемами работ. Многоковшовые экскаваторы предназначаются для разработки траншей под подземные сети и коммуникации.

Число автомашин, необходимых для перевозки грунта и других грузов, подсчитывается по формуле:



где n — необходимое количество автомашин, шт.; 1,32 — коэффициент, учитывающий неравномерность суточных грузопотоков (?1,1) и нахождение части автомашин в ремонте (?1,2); Qсут — масса грузов, перевозимых в течение суток в наиболее напряженный по грузопотокам месяц, т; m — число смен работы автотранспорта в тот же период; с — среднесменное количество ездок, принимается в зависимости от дальности перевозок основных грузов (грунт, гравий, песок и т. д.); q — средняя грузоподъемность автомашин, т; К — коэффициент использования грузоподъемности, принимается в зависимости от соотношения отдельных видов грузов равным 0,7—0,9.

В табл. 8.22 и 8.23 приведены ориентировочные данные о потребности в строительных машинах при строительстве пылеугольной КЭС большой мощности.