С увеличением единичной мощности агрегатов увеличиваются габариты главных корпусов ТЭС, возрастают массовые характеристики монтажных блоков и трудоемкость работ. Это вызывает необходимость создания новых, более совершенных строительных машин, которые должны обеспечить эффективное строительство электростанций, сокращение трудозатрат и продолжительности строительства.

Организационные и технологические условия строительства ТЭС требуют применения различных конструкций и модификаций грузоподъемных кранов: по типу ходовой части — пневмоколесных, гусеничных, на рельсовом ходу; по конструкции — стреловых, башенных, козловых, лолукозловых, мостовых. На одном и том же монтажном кране могут быть использованы различное сменное рабочее оборудование, стрелы, гуськи, телескопические стрелы, башенно-стреловое оборудование.

Рассмотрим эффективность применения кранов различных типов на главных корпусах, продолжительность монтажа которых практически предопределяет сроки строительства тепловых электростанций. Одни специалисты отдают предпочтение стреловым гусеничным кранам, другие считают целесообразным применять башенные краны на рельсовом ходу. Высказываются также мнения, со ссылкой на зарубежный опыт, о целесообразности повсеместного использования кранов на пневмоколесном ходу.


Поэтому прежде чем отдать предпочтение крану того или иного типа для определенного объекта (речь в данном случае идет только об основных кранах повышенной грузоподъемности), следует четко установить преимущества и недостатки каждого типа кранов, а также оценить объемы, сроки и другие условия строительства объекта.

Гусеничные краны имеют хорошую маневренность, могут обслуживать несколько объектов в пределах строительной площадки и подходить на минимальное расстояние к монтируемому объекту. Имеется возможность сравнительно быстрого изменения основных параметров крана путем использования сменного рабочего оборудования: удлиненных стрел, гуськов, башенно-стрелового оборудования. Сравнительно невелика трудоемкость переброски крана с одной площадки на другую. Благодаря этим качествам гусеничные краны с каждым годом получают все большее применение в строительстве. Имеете с тем гусеничные краны обладают и определенными недостатками. Один из наиболее существенных — ограничение передвижения с грузом на крюке, что вполне доступно крану на рельсовом ходу. В ряде случаев применение гусеничных кранов ограничивается наличием на отметке основания каналов и фундаментов. Устройство гусеничного хода значительно сложнее рельсового как в производстве, так и в эксплуатации. Для безопасной работы требуется устройство бетонных площадок. Скорость передвижения гусеничных кранов не превышает 1,5 км/ч.


Краны на пневмоколесном ходу имеют еще большую маневренность, чем гусеничные. Обладая большой мобильностью, они могут обслуживать по графику несколько строек в определенном районе. В развитых капиталистических странах выпуск кранов большой грузоподъемности на пневмоколесном ходу с каждым годом увеличивается. В ФРГ изготовлено несколько кранов на пневмоколесном ходу грузоподъемностью 1000—1600 т.

Из всех типов передвижных кранов наименее маневренными являются башенные и стреловые краны на рельсовом ходу. Применение этих кранов требует затрат на устройство рельсовых подкрановых путей, а их перебазировка занимает продолжительное время.

Кроме того, башенные краны имеют значительно большую массу. У ряда башенных кранов отсутствуют крюки малой грузоподъемности, для скоростного подъема грузов. Недостатками башенных и рельсовых кранов являются также значительные сроки и трудоемкость монтажа и демонтажа, большие затраты труда на содержание подкрановых путей в исправном состоянии в период эксплуатации, невозможность перевода кранов на другие объекты в периоды длительного отсутствия фронта работ.

Башенные и рельсовые краны не обладают постоянной грузоподъемностью во всей зоне обслуживания. Между их грузоподъемностью и вылетом стрелы существует обратная зависимость.

Вместе с тем не следует забывать и о достоинствах. Прежде всего рельсовые краны просты в устройстве и надежны в эксплуатации. Краны могут перемещаться с максимальным грузом на крюке, что имеет немаловажное значение при крупноблочном монтаже. Характеристики наиболее часто применяемых башенных кранов приведены в табл. 11.16.

Рис. 11.12. Общий вид козлового самомонтирующегося специального крана К-50
Рис. 11.12. Общий вид козлового самомонтирующегося специального крана К-50
Пролет козлового крана выбирается максимально возможным, так как его увеличение, так же как и наличие консолей, позволяет расширить площадку и тем самым сократить ее длину и увеличить коэффициент использования занятой площади (уменьшается влияние железнодорожного проезда).

Осваивается серийный выпуск самомонтирующегося специального двухконсольного козлового крана К-50 (рис. 11.12), оборудованного двумя подъемными механизмами грузоподъемностью 50 и 10 т. Пролет крана 42 м, ход тележки 62 м, высота главного подъема 14.5 м. Технические характеристики козловых кранов приведены в табл. 11.19.



Освоено производство полукозловых кранов для монтажа и ремонта дымососов и электрофильтров.

Для монтажа газоотводящнх стволов дымовых труб высотой 250—330 м и строительства градирен высотой 80—150 м выпускаются специальные монтажные и грузопассажирские подъемники (табл. 11.20), а также башенные краны типа КГ-160 (табл. 11.21), способные поднимать груз массой 4 т на высоту 150 м.