В прежних проектах стены лестничных клеток зданий электростанций выполнялись самонесущими или каркасными. Внутренняя часть проектировалась из отдельных мелкоразмерных элементов — ступеней, косоуров, лестничных площадок, или в лучшем случае ступени и косоуры укрупнялись в единый марш. Такое решение обусловливало большое число типоразмеров элементов как самой лестницы, так и примыкающих к ней конструкций. В последующем при проведении унификация элементов было разработано решение, которое предусматривает единую конструкцию лестницы для любых сооружений электростанции. В основу ее разработки положены следующие принципы:
- лестничная клетка проектируется в виде отдельной пристройки к основному зданию;
- конструкция лестницы — каркасная с размерами в плане 6000X3000 мм. с высотой этажей, кратной 600 мм, и с шириной лестничного марша 1450 мм;
- стены лестничной клетки обшиваются теми же панелями, что и стены самого здания.
Конструкция лестницы модернизирована: вместо отдельных колонн и балок изготовляются рамы высотой до 12 м. При этом в зависимости от высоты этажа расстояния между ригелями рамы меняются. В ряде случаев лестничные рамы выполняются из стальных конструкций, а лестничные марши — из сборного железобетона. Учитывая небольшой расход материала на лестничную раму, следует признать рациональным се выполнение в стальных конструкциях.
Для обеспечения огнестойкости стальные колонны следует защищать кирпичом или штукатурить по сетке, точно так же необходимо штукатурить и стальные балки.
Лестничные марши приняты по общесоюзной номенклатуре по серии ИИ-04-7 (рис. 7.37), для колонн и ригелей используются стальные или железобетонные элементы, применяемые для основного каркаса. Принятая номенклатура маршей позволяет применять их для этажей с высотой, кратной 300 мм. Характеристики маршей приведены в табл. 7.26. Для улучшения внешнего вида лестницы на ступени н площадки укладываются накладные проступи в виде сборных плит длиной до 1387 мм, шириной до 550 мм и толщиной 40—50 мм. Проступи могут шлифоваться и выполняться мозаичными.
Шахты лифтов выполняли из плоских железобетонных плнт. Монтаж и крепление плит трудоемки. В целях упрощения конструкции шахты предложен объемный элемент для шахты грузового лифта грузоподъемностью 2 т (рис. 7.38). В объемных элементах предусмотрен проем для устройства двери. Характеристики элементов шахты даны в табл. 7.27.