Основные сооружения ТЭС подразделяются на несколько групп, каждая из которых в зависимости от местных условий размещается в соответствии с требованиями технологического процесса, правилами санитарии и противопожарными нормами в отдельных зонах.

На территории промплощадки ТЭС (в пределах ограды) размещены:

  • главный корпус с дымовыми трубами; топливоподача;
  • объединенный вспомогательный корпус (ОВК), в котором расположены бытовые помещения и помещения инженерных служб;
  • химводоочистка;
  • центральные ремонтные мастерские;
  • инженерный корпус;
  • центральный склад и склад реактивов химводоочистки;
  • общестанционная компрессорная;
  • ацетилено-генераторная и азотнокислородные станции, а также экипировочноремонтный блок;
  • служебно-техническое здание железнодорожного транспорта;
  • мазуто-масляное хозяйство (при угольном топливе);
  • насосные станции технического водоснабжения;
  • проходная.

Основная площадка ТЭС включает: пром-площадку ТЭС, ОРУ всех напряжений, склад топлива, очистные сооружения. Водохранилище или градирни размещаются обычно рядом с промплощадкой или на ее территории (градирни).

Строительная база размещается на территории основной площадки около главного корпуса или на небольшом отдалении от него.

Районная производственная комплектовочная база (РПКБ), жилпоселок и золоотвалы (шлакоотвалы) располагаются вне основной площадки.

Взаимное расположение на карте сооружений ТЭС со всеми коммуникациями носит название ситуационного плана электростанции. Взаимное расположение объектов основной площадки носит название генерального плана.

Первые компоновки генеральных планов электростанций с блоками большой мощности по существу повторяли принципиальные решения компоновок генпланов ТЭС с блоками средней мощности, которые имели ряд существенных недостатков: недостаточную блокировку зданий, что требовало большей площади для их размещения; размещение трубопроводов разного назначения в туннелях и каналах, усложнявшее производство строительно-монтажных работ и увеличивающее площадь промплощадки; удаленность главного корпуса от водохранилища; малую техническую оснащенность железнодорожного транспорта электрической централизацией стрелок, отсутствие мощных вагонотолкателен и вибрационночастотных весов, что также приводило к увеличению промплощадок.


С увеличением единичной мощности блоков и электростанций потребовался пересмотр основных компоновочных решений. Улучшение компоновочных решений генерального плана электростанции осуществляется совершенствованием компоновок главных корпусов и внедрением новых проектных решений, а также созданием и применением нового, прогрессивного оборудования с меньшими габаритами и лучшими технико-экономическими показателями. Такие решения в совокупности с совершенствованием компоновок главных корпусов обеспечивают более эффективное использование площади генерального плана.

При проектировании генеральных планов и транспортных коммуникаций ТЭС должны соблюдаться следующие основные принципы:

  • применение совершенного и высокопроизводительного технологического оборудования и рациональных технологических схем, позволяющих резко сократить площади зданий и сооружений;
  • максимальная, технически обоснованная и оправданная улучшением условий эксплуатации и повышением надежности блокировка зданий и сооружений с сокращением количества их площадей и объемов, что позволяет уменьшить площадь занимаемой территории на 9—12 %;
  • сокращение числа и протяженности автомобильных и железных дорог и других коммуникаций и расположение их в единых коридорах;
  • прокладка коммуникаций на эстакадах; использование конвейерного транспорта для доставки твердого топлива и трубопроводного для подачи жидкого и газообразного топлива;
  • использование золы и шлаков для нужд строительной промышленности/что позволит в 2—3 раза сократить площадь под золошлако-отвалами, так как при этом можно ограничиться созданием аварийно-резервных емкостей, рассчитанных на прием золы и шлаков в аварийных ситуациях или в случае временных перебоев в отгрузке золошлаковой смеси;
  • сооружение мазутных складов с применением баков большой емкости (30—50 тыс. т);
  • замена по возможности надземных баков хранения мазута подземными той же емкости, что сокращает занимаемую площадь на 26%;
  • учет при выборе площадок дальности транспортирования топлива, от которой зависит емкость резервных складов и, следовательно, занимаемая ими площадь;
  • сооружение размораживающих устройств проходного типа с расположением их на путях подачи вагонов к вагоноопрокидывателям;
  • создание централизованных ремонтных баз и заводов и исключение локальных для каждой электростанции ремонтной и складской баз;
  • применение вместо стационарных пусковых котельных инвентарных передвижных малогабаритных котлов радиационного типа;
  • сооружение открытых сбросных каналов технического водоснабжения с вертикальными железобетонными стенками;
  • сооружение круглых оград первой охранной зоны артезианских скважин, что позволяет уменьшить занимаемую ими площадь на 20%.
Одним из путей уменьшения площадей, отводимых под строительство электростанций, является также сокращение площадей стройбаз, которые в настоящее время все еще велики.