Недостаточная осведомленность строителей о порядке изготовления технической документации и о доле их участия в этом процессе приводит иногда к тому, что строительная организация возводит сооружения но неприемлемой технической документации или же не принимает ее, требуя переделки и теряя при этом время, отведенное на сооружение объекта. Главные положения технологии проектирования сооружений должны быть известны всем без исключения инженерно-техническим работникам строек, ибо в основе подготовки строительства должно лежать внимательное и глубокое изучение проектно-сметной документации на сооружение объекта.

Проектирование морских и речных причалов, входящих в комплексы сооружений и зданий морских торговых, рыбных и речных портов, судоремонтных заводов (СРЗ) и других организаций, выполняют государственные отраслевые проектные институты (Союзморниипроект с филиалами Черноморниипроект, Ленморниипроект, Каспморниипроект и Дальморниипроект, Гип-рорыбпром, Гипроречтранс и др.).

Существуют две системы организации выполнения технической документации, которыми пользуется Министерство транспортного строительства при сооружении транспортных объектов, в том числе причалов. При первой системе документацию выполняет проектная организация, находящаяся в подчинении министерства-заказчика (Союзморниипроект и его филиалы в системе ММФ). Проектные организации выполняют широкий комплекс проектных работ для отрасли, которую обслуживают: гидротехнических, по наземным сооружениям, механизации, судоремонтным заводам, радиолокационным станциям и т. д. При второй системе проектная организация, выполняя заказы министерства-заказчика, находится в ведении министерства-подрядчика (Минтрансстроя). При этом Главтранспроект состоит из сугубо специализированных проектных организаций: Трансмостпроекта, Метропроекта, Трансэлектропроекта, Гипротранссиг налсвязи и др.


Опыт работы подведомственных строительным министерствам проектных институтов, в частности территориальных институтов — Промстройпроектов Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, показывает, что объединение в строительном министерстве функций подрядчика как по строительному проектированию, так и строительству объектов позволяет: резко повысить оперативность решения всей суммы вопросов связанных с проектированием и строительством данного объекта; исключить случаи споров между проектировщиками и строительными организациями в отношении выбора строительных конструкций и правильности определения объемов работ; проводить единую техническую политику на стадии проектирования и строительства объектов; вести процесс проектирования объекта с параллельной разработкой проекта производства работ (ППР); провести специализацию проектных подразделений для выпуска более качественных проектов: составить «сквозные» графики передачи технической документации строительным организациям без обязательного учета срока для объектов строительства будущего года. Таким образом, практика показала, что вторая система более удобна и прогрессивна. По мнению некоторых иностранных фирм, применение одного контракта на все работы дает следующие преимущества: упрощается решение вопросов, связанных с заключением контракта и с ответственностью за его выполнение; уменьшаются сроки проектирования и строительства (срок строительства может быть уменьшен на 25% благодаря экономии времени, необходимого для рассмотрения заявок, а также возможности начать строительство до окончания проектных работ; можно заранее разместить заказы на оборудование, поставка которого требует длительного времени); снижается стоимость строительства, так как крупные проектно-строительные фирмы могут использовать опыт, приобретенный на других аналогичных объектах; благодаря сокращению сроков строительства получается экономия процентов с кредитов, так как новое предприятие быстрее начинает приносить доход.


В предпроектном материале — технико-экономическом обосновании (ТЭО) — определяют экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость проектирования и строительства нового порта или реконструкции и расширения существующего. ТЭО содержит раздел основных строительных решений, в том числе по гидротехническим сооружениям и, в частности, по причалам.

Если причальное сооружение намечено проектировать с применением действующих типовых проектов или с привязкой имеющегося индивидуального проекта, а также если проектируемый причал является технически несложным сооружением, то на его строительство разрабатывают технорабочий проект. Такое проектирование называется одностадийным.

Рис. 6. Схемы организации проектирования причальных сооружений
Рис. 6. Схемы организации проектирования причальных сооружений
Проектирование причалов крупных и глубоководных, специализированных со сложным перегрузочным оборудованием, оригинальных и сложных конструкций, работающих в сложных гидрометеорологических и грунтовых условиях, ведут в две стадии — выполняют технический проект и рабочие чертежи (рис. 6).

Проекты причальных сооружений следует разрабатывать на передовом техническом уровне с применением прогрессивных конструктивных решений, позволяющих снизить материалоемкость, расход дефицитных материалов, трудоемкость и затраты ручного труда при строительстве. Вместе с тем вопросы применения конструкций и строительных материалов для сооружения причалов нужно решать с учетом наличия соответствующих производственных баз и материальных ресурсов у подрядчика и заказчика.

Иногда высокие требования к проекту становятся нереальными из-за несовместимости передовых технических идей с недостаточной базой для их осуществления. Во избежание этой несовместимости и обеспечения единства строительных решений проектной организации рекомендуется разрабатывать основные положения на строительное проектирование объектов и согласовывать их со строительной организацией.

Руководствуясь указанным в ТЭО местом расположения сооружения, производят комиссионное определение площадки для строительства. При выборе площадки проектная и строительная организации обязаны согласовать между собой вопросы о применении местных строительных материалов, выборе транспортной схемы их перевозки на стройку, об использовании средств механизации работ с учетом их наличия у строителей, а также подключении сооружения к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям.

Задание на проектирование сооружения составляет заказчик проекта при участии проектной организации. В задании указывают сроки строительства, стадийность проектирования, строительную организацию (генерального подрядчика).

Технорабочий проект комплекса гидротехнических сооружений или отдельного причала, разрабатываемый в соответствии с заданием на проектирование, должен содержать: общую пояснительную записку; технико-экономическую часть; инженерно технические изыскания; генеральный план, вертикальную планировку; гидротехническую, архитектурно-строительную, технологическую части; проект организации строительства; сметы, сводный сметно-финансовый расчет.

В техническом проекте, кроме вопросов, решаемых в технорабочем проекте, дополнительно рассматриваются и уточняются некоторые решения, принятые в ТЭО (в частности, строительные решения). Рабочие чертежи сооружения разрабатывают после утверждения технического проекта на его строительство.

В рабочих чертежах уточняются и детализируются принятые конструктивные решения с указанием размеров и спецификаций, необходимых для практического осуществления строительства.

Сводная смета к технорабочему или техническому проекту определяет сметную стоимость строительства и является основным и неизменным документом, на основании которого осуществляют планирование капитальных вложений и финансирование строительства. Сводная смета состоит из объектных смет, служащих документами для расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы.

Сводную смету заказчик передает на заключение подрядчику, который в 45-дневный срок обязан дать свои замечания по ней. На рассмотрение и согласование объектных смет подрядчику дается не более 30 дней.

При наличии замечаний строителей заказчик обязан сообщить о принятых решениях по ним не позже двухнедельного срока. Если разногласия между генеральной строительно-монтажной организацией и заказчиком остаются, то решения принимает в месячный срок министерство-заказчик по согласованию с министерством-подрядчиком. При неразрешимости разногласий министерствами в дело вмешивается Госстрой СССР.

После согласования сметной документации с подрядчиком и ее утверждения стоимость строительства объектов и видов работ является окончательной.