Достаточно известный при возведении некоторых видов сооружении способ «стена в грунте» является относительно новым при строительстве причалов на суше (с дальнейшим проведением дноуглубительных работ). Он широко распространен за рубежом прежде всего вследствие экономической эффективности.
Этот способ имеет следующие преимущества по сравнению с традиционными способами возведения причальных сооружений:
- конструкции сооружений рассчитывают только на эксплуатационные нагрузки; не требуется завышения прочности (как у сборных элементов причальных сооружений, прочность которых завышается за счет испытываемых ими перенапряжений при выполнении транспортных и производственных операций);
- нет опасений повреждения конструкций в случае принудительного погружения их элементов в грунт;
- лучший контакт сооружения с окружающим грунтом (благодаря значительному горизонтальному давлению бетонной смеси тампонажного раствора на стенки траншеи);
- разнообразие форм конструкций причальных сооружений; возможность преодоления препятствий в грунте при использовании соответствующих механизмов и инструмента;
- исключение многих видов подготовительных работ вследствие того, что нет необходимости в откачивании грунтовых вод, устройстве перемычек и ограждений;
- удобство строительства на площадке, находящейся выше горизонта воды, и относительная безопасность строительства, завершаемого до начала дноуглубительных работ.
Ниже приводятся характерные примеры возведения причальных сооружений способом «стена в грунте», выполненного преимущественно в Западной Европе.

Типичными конструкциями набережных, сооружаемых способом «стена в грунте», являются причальные сооружения типа больверков. причалы ячеистой Конструкции из железобетонных стен толщиною до 1 м и более, из более жестких элементов таврового, коробчатого, арочного и сложных сечений, с верхним строением, не требующим анкеровки. Эти же конструкции удобны и тля устройства анкерных систем. Кроме того, элементы конструкций удачно используют для устройства по ним балок крановых путей.
В Гавре (Франция) в 1975 г. был построен контейнерный причал океанской гавани длиной 660 м в виде плоской железобетонной стенки, возведенной способом «стена в грунте». Верхнюю часть стенки анкеровали стальными предварительно напряженными сваями (рис. 102,6). Стенку причала толщиной 1,2 м возводили и бетонировали на месте с отметки +8,0. После экскавации грунта со стороны акватории до отметки +6,0 поверх стенки укладывали железобетонную крановую балку (с потерной) высотой 3 и шириной 2,8 м. Тыловой крановый путь укладывали по балкам, лежащим на отдельных опорах, прямоугольного сечения 2,2x0,5 м с расстоянием между осями 6 м, устроенных также способом «стена в грунте».
Далее со стороны бассейна производили дноуглубление до отметки +3,0 для устройства с грунта анкерных тяг, заделываемых в стену на отметке +3,5 на расстояниях 1,2 м одна от другой по фронту причала. Для перекрытия действия большого веса грунта анкерные тяги устраивали наклоненными поочередно на 18 и 24° к горизонтали. Каждая тяга состояла из предварительно напряженного троса, уложенного в специальном канале. Анкерную часть тяги длиной 11 м заделывали в грунт цементным раствором; свободная длина составляла 20 м, вдоль которой трос был защищен от коррозии эпоксидной смолой. После закрепления и напряжения анкерных тяг проводили дноуглубление на акватории перед причальным сооружением до отметки —8,5.
Характерны конструкции причалов, сооруженных в Италии в виде набережных стенок из вертикальных железобетонных ячеек, погруженных в грунт по линии кордона. Причальные стены Северного пирса в порту Ористано (рис. 102, в) сооружены из Т-образных ячеек, соединенных стальными тягами диаметром 32 мм с анкерной балкой, забетонированной на наклонных сваях. Толщина фронтальных стенок ячейки 80 см, через каждые 3 м устанавливали перпендикулярную секцию длиной 220 см.Причал в Венеции длиной более 300 м был сооружен с ячеистой стенкой толщиной 1 м (рис. 102,г). Верхняя часть ячейки прикреплена к железобетонным сваям, несущим также крановые пути, а вся конструкция — к предварительно напряженным тягам, за анкеров энным в грунт тыловой засыпки через каждые 5 м.
Пирс в Маргере (рис. 102, д) состоит из «стены в грунте», образующей причальную часть сооружения, и тыловых железобетонных свай, поддерживающих плиту верхнего строения и воспринимающих горизонтальные нагрузки.
В Австралии в песчаных грунтах возведен контейнерный причал глубиной 16,5 м (рис. 102, е) из тавровых предварительно напряженных ячеек с верхними анкерными тягами, напрягаемыми для развития реактивного сопротивления грунта. Для перемещения портального крана с шириной колеи 25 м служат фронтальные и тыловые тавровые панели толщиной около 1 м.
Однако горизонтальные анкерные связи могут служить препятствием для прокладки коммуникаций и устройства фундаментов сооружений в тылу причала. В таком случае возводят так называемые самоустойчивые ячеистые стенки без анкеров, обеспечивающие восприятие опрокидывающего момента в сооружении благодаря особенностям конструкции, т. е. применяют самоанкерующиеся конструкции контрфорсного типа.
На втором этапе сооружали второй ярус железобетонных стен-опор, поддерживающих верхнее строение причала. После устройства подпричальной каменной призмы и установки железобетонных элементов тылового сопряжения засыпали тыловую часть причала на ширину около 200 м глиной, чем предупреждалась возможность поступления воды с тыла причала над естественным горизонтом грунта.
Еще одним примером обеспечения устойчивости причала за счет заделки в грунт поперечных стенок способом «стена в грунте» является причальная стенка канала в Венеции (рис. 103,6). Передняя продольная стенка причала выполнена в виде отдельных сплошных железобетонных экранов, опирающихся на тавровые опоры поперечных стен. Верхнее строение уложено по верху по перечных стен.
В Редкаре (Великобритания) на рудном терминале сооружена самая высокая из когда-либо построенных причальных стенок для судов дедвейгом 200 тыс. т и для складирования грузов, в случаях крайней необходимое:и, прямо на причал. Высота причала от основания до верхней его точки 40 м. а от отметки дноуглубления — 28,3 м.
Соединения между соседними панелями ячеистой стенки состоят из стандартных стальных шпунтовых свай, проходящих по всей высоте стыка (рис. 104, г). Число шпунтовых свай, установленных с каждой стороны соединительного стыка, можно при необходимости менять.
Поскольку крановые пути располагались непосредственно над арками передней и задней стен, верхнее строение выполнено не сплошным, а в виде широкой балки консольного типа, образующей кордон причала. Такую же балку с потерной для коммуникаций монтировали с тыловой стороны причала. По поперечным стенкам причала укладывали поперечные балки (рис. 104, б).