В последнее время самоподнимающиеся платформы стали широко применять для включения в основную конструкцию возводимых причальных сооружений. Это вызвано многочисленными требованиями срочного возведения причальных сооружений в сложных климатических и гидрологических условиях при отсутствии на месте строительства рабочей силы и материалов. В таких случаях по возможности используют имеющиеся в наличии само-поднпмающиеся платформы или их специально проектируют для конкретных условий и целевого назначения. Изготовляют платформы по возможности из сборных модульных элементов на судостроительном или судоремонтном предприятии. Буксируют платформы к месту установки в конструкцию причала со всем необходимым оснащением и оборудованием.
Так, для изготовления в судостроении самоподнимающейся платформы с металлическим понтоном (с высотой борта 3,6—4 м, шириной 20—30 м, длиной 60 м, с четырьмя цилиндрическими колоннами диаметром 1,8 м, установленными по углам понтона) требуется о—7 мес. Таким образом, причальное сооружение из такой платформы, с учетом буксировки и установки на место, может быть введено в эксплуатацию через 7—9 мес после заказа в промышленности независимо от остальных условий, усложняющих строительство причала обычного типа.
Самоподнимающиеся платформы могут работать в начальный период строительства в качестве рабочего инвентарного оборудования, а затем их включают составной частью в конструкцию возводимого сооружения (пирса, эстакады, свайного основания).
В Того (Западная Африка) в зоне мощного волноприбоя был построен с помощью самоподнимающейся платформы пирс длиной 900 м для отгрузки фосфатов. Металлические сваи и сборные укрупненные элементы верхнего строения были привезены на платформе за 4000 миль от места изготовления. В головной части пирса на глубине 18 м была установлена под перегрузочную машину самоподнимающаяся платформа.
Следует отметить, что транспортировка платформ на большие расстояния для установки их в конструкцию причала представляет собой достаточно сложную и опасную операцию. Платформа в транспортном положении с выдвинутым вверх на максимальную высоту опорами становится мало остойчивой даже при сравнительно небольшом волнении, поэтому при дальних рейсах опорные колонны демонтируют и перевозят на палубе платформы. Это увеличивает остойчивость понтона-платформы, но создает дополнительные трудности по вторичной сборке опор в условиях открытого моря.
Технология возведения подобного причального сооружения из платформ фирмы «Эрсен» показана на рис. 105. Благодаря упругости опор-свай причалы могут принимать суда дедвейтом до 80 тыс. т без устройства специальных швартовных и отбойных палов.
Первоначально примененная в 1951 г. для нужд армии США система понтонов «Де-Лонга» впоследствии нашла широкое применение в портовом строительстве при необходимости сооружения в сжатые сроки причала или причального фронта.
Строительство подобных сооружений включает следующие этапы: обследование территории; проектирование сооружения; изготовление на заводе крупных модульных строительных элементов; транспортировку элементов к месту строительства; установку и монтаж понтона; погружение опор на необходимую глубину; окончательную установку понтона с помощью домкратов; приваривание опор к платформе; отрезание концов опор и удаление подъемного оборудования; подготовку сооружения к эксплуатации.
Способ сооружения пирсов из понтонов системы «Де-Лонга» обладает следующими преимуществами:
- пирс может быть сооружен в течение года, т. е. в более короткие сроки по сравнению со строительством других типов пирсов;
- не требуется особого грузоподъемного оборудования при строительстве, так как понтоны «Де-Лонга» являются самоустанавливающимися. Не требуется использования берегового оборудования и каких-либо плавучих или деррик-кранов. Все это снижает стоимость сооружения пирса;
- пирс может быть установлен как на защищенной, так и полностью открытой акватории порта. Если предусматривается сооружение волнолома, то пирс можно возводить одновременно со строительством оградительного сооружения, что сокращает общие сроки строительства порта;
- швартовка судов может осуществляться с обеих сторон пирса. Безопасность стоянки судов обеспечивается системой отбойных устройств, представляющих собой неотъемлемую часть самого понтона. Благодаря упругости опор прием судов грузоподъемностью до 80 тыс. т не требует специальных швартовных или отбойных палов;
- пирс рассчитан на значительную нагрузку, что позволяет перерабатывать практически все типы грузов при использовании соответствующего перегрузочного оборудования;
- предусмотрена возможность расширения пирса путем добавления к нему одного или нескольких модулей;
- расположение пирса при необходимости может быть изменено в короткие сроки (в случае расширения порта, приближения пирса к месту хранения грузов, к перегрузочному комплексу и т. д.);
- конфигурацию сооружения можно быстро изменять в зависимости от условий окружающей среды при монтаже модулей;
- размеры судов, функционирующих либо находящихся в стадии строительства, которые смогут швартоваться у причалов пирсов, не ограничены;
- опасность разрушения причалов при навале судов сведена до минимума. Возможные повреждения могут быть ликвидированы в короткие сроки;
- площадь пирса можно использовать в качестве места хранения перегрузочного оборудования, установки конвейерных линий, трубопроводов, задвижек и т. д.;
- благодаря сквозной конструкции пирса, ограниченного числа опор, достаточного пространства между ними, расположения тела пирса высоко над уровнем воды в акватории гавани отсутствуют преграды для нормальной циркуляции волн, что способствует предотвращению эрозии и заносимости на акватории;
- оборудование и модули пирса легкозаменимы, так как сам пирс представляет собой стальную конструкцию;
- несмотря на то, что стоимость пирса может варьироваться в зависимости от условий окружающей среды и месторасположения объекта, она более конкурентоспособна по сравнению со стоимостью других типов сооружений;
- пирс представляет собой сборную конструкцию, поэтому при необходимости он может быть легко демонтирован и отбуксирован к месту скопления судов, где за короткое время он может быть восстановлен в прежней форме либо ему могут придать новую конфигурацию;
- пирс для переработки генеральных грузов может быть легко переоборудован в пирс для перегрузки контейнеров, навалочных грузов, минералов или химикатов;
- перебазируя пирс в новый, удаленный от территории порта район, можно добиться рассредоточения перевалки грузов.
На XXIV Международном судоходном конгрессе в 1977 г. в Ленинграде была отмечена прогрессивность применения конструкций самоподнимающихся платформ.