Во время отстоя массивов-гигантов их подготавливают к буксировке и последующей установке в сооружение. На массиве устраивают инвентарный деревянный щитовой настил, по углам массива устанавливают лебедки с тросами и кнехты, монтируют водяные насосы автономного действия, навешивают кранцы, на торцевых стенах закрепляют створные вехи. Углы оболочки защищают бревенчатыми накладками, вокруг массива обводят ошлаговку («брагу») из троса, к которой крепится буксирный трос. При дальней буксировке верх массива задраивают сплошным надежным перекрытием.

Вывод массива-гиганта из защищенной акватории и транспортировка к месту установки допускаются только при благоприятном прогнозе на ближайшие 2 сут о волнении на пути следования (не более 3 баллов) и запасе глубины под днищем (неменее 20 см).

Массивы-гиганты буксируют по одному или формируют в воз до шести массивов. При буксировке возов смежные торцы массивом соединяют между собой при помощи распорок из круглого леем и тросовых стяжек.

До начала отвода массива должны быть подготовлены каменная постель для его установки и необходимое оборудование и материалы для засылки.


Рис. 78. Схемы транспортировки и установки массивов-гигантов
Рис. 78. Схемы транспортировки и установки массивов-гигантов
При недостаточной остойчивости массива-гиганта часть его отсеков заливают водой, а при недостаточной плавучести к нему присоединяют понтоны. В случае течи в массиве воду откачивают установленными передвижными насосами подачей не менее 24 м3/ч.

На расстояние до 2 км массивы-гиганты буксируют основным буксиром и страховочным катером с аварийными мотонасосами, который швартуется к массиву лагом или к корме (рис. 78, а).

Необходимую тяговую мощность (кВт) на крюке буксировщика массивов-гигантов находят по формуле



где Fk — сила тяги на крюке, Н; v — скорость буксирования со-пава относительно воды, м/с.

Полезная мощность (кВт)


где Nс — мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления корпусу судна-буксировщика массивов, кВт.

Сила тяги на крюке, равная полному сопротивлению среды движению массива (Н)



где Рт — сопротивление воды, Н; Рд.с — дополнительное сопротивление, вызываемые путевыми метеорологическими условиями (влияние ветра, волн, уклона реки, размеры пути), Н.

Сопротивление воды определяют по формуле



где k1, S1 — соответственно коэффициент сопротивления и площадь смоченной лобовой поверхности массива-гиганта или воза (k = 0,06); k2, S2 — соответственно коэффициент трения и площадь смоченных бортовых и днищевых поверхностей массива-гиганта или воза (k2 = 0,00015—0,0002); v — скорость буксирования состава относительно воды, м/с.

Величину дополнительного сопротивления Рд.с буксированию массивов-гигантов учитывают в каждом конкретном случае особо.

Наивыгоднейшая длина буксирного троса, обеспечивающая наименьшее сопротивление буксируемых массивов-гигантов по прямому курсу, равна



где а — эмпирический коэффициент (а = 9,5—10,5); L — длина массива-гиганта или воза, м; Np — регистрационная мощность буксирного судна, кВт.

Длительное буксирование на дальние расстояния выполняют одним или двумя располагающимися в кильватер буксирами (рис. 78, б).

После проверки состояния постели промерами и водолазным осмотром первый доставленный в сооружение массив устанавливают на плаву на четырех якорях точно над проектным местом посадки (рис. 78, в). Правильность установки массива-гиганта в плане контролируют по закрепленным на нем вехам с помощью геодезического инструмента и путем совмещения пешек со створными знаками, расположенными на берегу. Ввод в створы массива-гиганта выполняют растяжкой на якорях при помощи установленных на нем лебедок. Последующие массивы устанавливают впритык к уже стоящему (рис. 78, г), иногда при помощи двух буксиров (рис. 78, д).

Погружают массив-гигант путем заполнения его секций водой через кингстоны в днищах секций при помощи длинных ключей, выведенных выше верхней плоскости массива, через бортовые кингстоны или путем заливки секций насосами, установленными на плавучих средствах, а также сифонами.

После опускания массива-гиганта на каменную постель проверяют его положение в створах и прилегание днища к постели. Отклонение от створов не должно превышать 5 см, а смещение лицевых плоскостей двух смежных массивов по линии кордона причала допускается не более 2 см. Величина зазора между торцами двух смежных массивов не должна отличаться от проектной более чем на 5 см, а между поверхностью постели и днищем — на 3 см.

Кингстоны остаются открытыми до выравнивания уровней воды в секциях массива и на окружающей акватории. Если после установки на постель замечены отклонения массива больше допустимых, откачивают воду из отсеков, массив-гигант поднимают над постелью и переставляют. В случае отклонений в постели массив поднимают, отводят в сторону, постель выравнивают и производят вторичную посадку массива-гиганта.


После окончательной установки массива водолазы снимают кингстоны и ставят заглушки — начинается немедленное и беспрерывное заполнение отсеков материалом. Обычно отсеки, стены которых подвергаются воздействию волновых и ледовых нагрузок, заполняют тощим бетоном, а тыловых — камнем, гравием, гравийно-песчаной смесью или песком. Порядок загрузки отсеков должен обеспечивать равномерную нагрузку на постель массива. Бетонную смесь загружают поочередно в осушенные отсеки. Сыпучие материалы засыпают непосредственно в воду, заполняющую отсеки, равномерно по всем отсекам, начиная со средних. Бетонную смесь и сыпучие материалы для засыпки в отсеки массивов-гигантов, составляющих набережную или пирс, экономичнее всего доставлять с берега в самосвалах. Во избежание вымывания засыпок волнами отсеки немедленно закрывают временными или постоянными бетонными плитами или крупным сортированным камнем.

После стабилизации осадок массивов-гигантов заполняют зазоры между смежными массивами, а также производят бетонирование или монтаж надстройки. Торцевые швы между массивами заполняют подводным бетоном. Известно применение для этой цели блочных железобетонных шпонок. Образующиеся емкости между торцами смежных массивов-гигантов заполняют сортированным камнем.