Строительной площадкой называется та ограниченная территория, на которой располагаются возводимые причал или причальный фронт, а также необходимые для их строительства временные дороги, здания, сооружения и устройства.

Строительные площадки для возведения морских и речных причальных сооружений имеют специфические особенности. Они должны включать в себя, кроме объектов, присущих каждой строительной площадке, временный причальный фронт, рабочие гавани или порты-укрытия плавучих технических и вспомогательных средств. Весь этот флот должен иметь надежную безопасную стоянку во время непогоды.

Индустриальное строительство сборных причалов со сведением к минимуму работ, зависящих от погоды, требует создания на площадке или в других местах, прямо или косвенно входящих в состав строительной площадки, безопасных полигонов для изготовления, «вызревания» и хранения железобетонных и бетонных конструкций. Вместе с тем эти полигоны должны находиться в сфере действия плавучих кранов.

Колебания уровня моря, особенно ливного, паводковые и меженные горизонты воды на реках, ледостав на земерзающих бассейнах и в реках — все эти явления следует учитывать при выборе строительной площадки, извлекая по мере возможности, пользу из них. Например, ледостав можно использовать для проведения каменных отсыпок, ряжевых и дноуглубительных работ со льда.


Размеры строительной площадки принимают минимальными, но достаточными для размещения зданий и сооружений без излишней скученности и обеспечения свободного фронта работ с учетом линейной протяженности сооружаемых причалов.

При проектировании в тылу причалов специализированных установок для навалочных грузов выбирают местность с повышенными отметками. Устройство площадок под эти установки на косогорах требует экскавации значительных объемов земляных масс за причалами, проводимой обычно параллельно со строительством непосредственно причального фронта. Это обстоятельство усложняет создание строительной площадки, увеличивает ее размеры и разбросанность на ней зданий, сооружений и транспортных коммуникаций.
В зависимости от места сооружения причалов автор определяет следующие типы строительных площадок:

  • во вновь строящемся порту в необжитом районе с комплексной базой, создаваемой на территории стройплощадки (рис. 8);
  • во вновь строящемся порту, возведение которого ведется с использованием существующей расположенной вне порта промышленной базы строительства (рис. 9);
  • при возведении причалов в границах существующего порта или на действующем СРЗ;
  • при строительстве автономного района порта за границами существующего порта;
  • при строительстве отдельно стоящих на побережье причалов портпунктов.

Рис. 8. Строительная площадка строящегося порта с базой
Рис. 8. Строительная площадка строящегося порта с базой
Строительная площадка может быть сосредоточена в одном месте на акватории порта или же рассредоточена на противоположных берегах залива, бухты, лимана, реки. При строительстве паромных переправ строительные площадки устраивают в каждом пункте, соединяющемся паромом, и могут быть даже в разных странах.

Площадки должны располагаться на отметках, не затопляемых высокими водами и волнением, и быть на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод при 10%-ной обеспеченности. Планировку поверхности площадки выполняют с уклонами в пределах 0,003—0,03. При более пологих площадках устраивают водоотводящую сеть каналов.

При определении необходимых размеров строительной площадки пользуются суммой ориентировочных данных о потребных площадях для размещения обслуживающих строительство предприятий. В справочных таблицах приведены размеры площадей, занимаемых некоторыми подсобными строительными предприятиями.

Рис. 9. Строительная площадка строящегося порта с использованием привозных конструкций
Рис. 9. Строительная площадка строящегося порта с использованием привозных конструкций
При размещении на площадках временных и постоянных производственных и жилых зданий нужно строго соблюдать нормативные противопожарные разрывы между ними. Временные сооружения располагают таким образом, чтобы не потребовалось их перемещать во время строительства и они могли служить для нужд последующих очередей строительства.

Для сокращения дальности перевозок массовых грузов ближе всего к месту строительства причалов располагают бетоносмесительные установки, полигоны для изготовления железобетонных конструкций, парки массивов. Для уменьшения теплопо-терь котельные устраивают вблизи пропарочных камер и с подветренной стороны по отношению к производственным зданиям и сооружениям.

Ремонтные механические мастерские, гаражи и склады желательно группировать в комплексы и ограждать. Деревообрабатывающие цехи располагают на обособленных площадках, Столовые должны отстоять от рабочих мест не более чем на 600 м.

Технический уровень принятых решений и экономичность строительной площадки характеризуется ее технико-экономическими показателями: стоимостью временных зданий и сооружений, выраженной в процентах по отношению к общей стоимости строительства причала; объемами разных строительных работ для создания строительной площадки (земляных, бетонных и др.), приходящимися на 1 млн. руб. стоимости строительно-монтажных работ по возведению причала; протяженностью и стоимостью временных дорог, а также затратами на водный транспорт.